Вузы остаются одним из наиболее устойчивых и престижных способов получения профессиональных знаний. По данным исследования Высшей школы экономики за 2022 год, на каждую тысячу россиян в возрасте от 25 до 64 лет приходится 304 человека с высшим образованием. «Деловая Репутация» спросила у экспертов остаются ли вузы научной базой и центром формирования кадров, когда специалист востребован уже при наличии СПО, и какие сегодня существуют тенденции в сфере высшего образования.

шкляевАлексей Шкляев, ректор ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России:

– Сегодня в качестве современных тенденций развития высшего образования мы видим ряд направлений: активное использование цифровых образовательных технологий, симуляционных форматов, гибридный формат обучения; совершенствование международных студенческих обменов; развитие непрерывного медицинского образования; укрепление связей школа – спо – вуз – последипломная подготовка; развитие направлений обучения на подготовительных отделениях вузов. 

Высшие учебные заведения остаются востребованными среди граждан. Так, в 2023 году в Ижевскую государственную медицинскую академию было подано 4824 заявления. Преобладающее большинство абитуриентов – из районов Удмуртской Республики и субъектов России. Наиболее востребованной специальностью стало направление подготовки «Стоматология». 

Работодатели тоже активно сотрудничают с ИГМА, оценивая академию как кузницу кадров. 75% выделенных бюджетных мест по программам специалитета и 98% по программам ординатуры приходятся на целевой приём. Больше всего целевых мест в 2023 году выделено для Министерства здравоохранения Удмуртской Республики. 

Не стоит забывать и про то, что вуз является основательной научной базой. Большой популярностью пользуются программы аспирантуры – ежегодный конкурс на поступление по этой форме подготовки составляет четыре-пять человек на место. Сейчас аспиранты обучаются по 36 научным специальностям и по трём научным направлениям: фундаментальная медицина, клиническая медицина и медико-профилактическое дело.  

Научные направления посвящены фундаментальным медицинским исследованиям и изучению системных механизмов улучшения состояния здоровья населения. Например, активно продолжаются совместные научные проекты с учёными УдГУ по изучению нейродегенеративных заболеваний среди населения Удмуртии. 

Учёные академии успешно развивают инновационные направления медицины. Совместно с Институтом медико-биологических проблем Российской академии наук проводится исследование влияния факторов космического полёта на скелетные мышцы и кардиореспираторную систему. Подписаны соглашения о совместной научно-исследовательской деятельности с Научно-инновационным центром «Сколково» и научно-образовательным центром «Иннополис». Отдельное направление исследований связано с развитием и внедрением малоинвазивных технологий в хирургии.

брацихин

Андрей Брацихин, ректор ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет»:

– Одно из самых ожидаемых изменений в сфере высшего образования, по нашим наблюдениям, связано с реформой, инициированной президентом Российской Федерации, и представляет собой возврат к пятилетней системе обучения по ряду направлений. Согласно этой реформе, доминирующая часть направлений, реализуемых в УдГАУ, в ближайшие годы перейдёт на пятилетний срок обучения. Программы магистратуры останутся, но в качестве узкоспециализированных направлений с уклоном в исследовательскую деятельность.

Ещё один тренд, который мы видим в своей работе, – это практикоориентированное обучение. Для поддержания этой тенденции мы сотрудничаем с предприятиями- партнёрами и используем собственные производственные площадки.

Также мы наблюдаем увеличение интереса к формату целевого обучения. В 2023 году количество «целевых» студентов выросло в два раза по сравнению с прошлым годом – только на первом курсе по данной концепции обучаются порядка 70 человек. Целевыми договорами подкреплены направления бакалавриата, магистратуры и даже аспирантуры.

Сегодня это эффективный механизм формирования кадрового резерва для наших предприятий-партнёров из сферы сельского хозяйства, переработки, а также отраслевых министерств.

Мы отмечаем позитивную динамику с точки зрения своевременного завершения приёмной кампании по всем направлениям подготовки. Бюджетные места «закрыты» полностью. Традиционно высокий конкурс состоялся по ветеринарии, землеустройству и кадастрам, прикладной информатике, электроэнергетике. Успешно осуществлён набор на направления, связанные с зоотехнией. В этом году в УдГАУ состоялся первый набор на спо по программе «Ветеринария».

Востребованным направлением работы учебных заведений остаётся деятельность в сфере научных исследований прикладного характера. Сотрудники УдГАУ активно занимаются селекцией – выведением сортов растений, адаптивных к нашим географическим реалиям в зоне рискованного земледелия. Ветеринарные врачи вуза разрабатывают препараты, повышающие иммунитет животных, минимизируя необходимость применения антибиотиков. Есть работы инженеров, которые позволяют отремонтировать и восстановить вышедшие из строя детали сельхозтехники и оборудования, чтобы снизить зависимость от импортных поставок запасных частей.

никитина

Елена Никитина, начальник отдела профессионального образования и науки Минобрнауки УР:

– В Удмуртии 35 учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки УР. В 2023 году в них обучается около 25 000 человек. Стоит отметить, что уровень трудоустройства выпускников учреждений спо в регионе – 67%, что превышает средний показатель по стране.

Такой результат достигается, в том числе, благодаря тесному взаимодействию образовательных учреждений с работодателями: это АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», АО Чепецкий механический завод и другие. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 году на базе Глазовского политехнического колледжа при участии ЧМЗ начал работу образовательно-производственного кластер по направлению «Атомная отрасль». Его создание предполагает запуск новых механизмов внутрикластерного взаимодействия под запрос конкретной отрасли, предприятия. Общий объём финансирования проекта – 160 млн рублей.

В рамках регулярной работы с предприятиями заключаются договоры о прохождении, производственной практики, в том числе оплачиваемой, проходит модернизация учебно-материальной базы с участием предприятий. Студентам приоритетных для заводов специальностей выплачивается заводская стипендия, образовательные программы согласовываются с будущими работодателями, а представители предприятий приглашаются к участию в итоговой аттестации студентов. 

Внимание формированию кадрового потенциала уделяется и в общеобразовательных организациях. В республике сегодня работают более 800 профильных классов разных направленностей. В Год педагога и наставника в 56 школах региона реализуется проект «Педагогический класс», в рамках которого ученики могут ознакомиться с основами психологии, педагогики и ораторского искусства, сформировать лидерские качества и развить креативность.

 С 2023 года в школах вводится профминимум – единый универсальный набор практик, в рамках которых проводятся мероприятия по профессиональной ориентации школьников. При этом в Удмуртии действуют региональный проект «Первая профессия» и федеральный проект «Билет в будущее», курируемые Центром опережающей профессиональной подготовки УР. ЦОПП уже заключил соглашения о сотрудничестве с ведущими предприятиями, вузами и спо республики.

бунь

Елена Бунь, академический руководитель онлайн-магистратуры «Управление стратегическими коммуникациями», директор Центра развития цифровых образовательных технологий НИУ ВШЭ:

– Высшее образование сейчас вынуждено реагировать на рост конкуренции как на уровне стратегических коммуникаций, общественных связей, так и в части осовременивания форм обучения. Это связано с появлением новых вузов и новых агрегаторов дополнительного образования. Растёт количество информации, рекламы, повестка крайне динамична. Как следствие, ценность, а иногда и истинность контента, нужно постоянно ставить под сомнение. В текущей ситуации, абитуриентам разумно опираться на вузы с историей, сложившейся репутацией, декларирующие научные и практикоориентированные ценности. И, как следствие, вузы тоже динамично реагируют на тенденции общества: предлагают новые гибридные формы обучения и контроля освоения дисциплин, выходят в metaverse, используют искусственный интеллект для решения рутинных задач.  Например, в своей работе мы предлагаем студентам полностью предзаписанные материалы, а вместо экзаменов — тесты. При этом соблюдаются все требования к качеству знаний и контролю освоения дисциплин. Такое образование является очным, хоть и реализуется на 100% онлайн.
Процесс развития в этом направлении, на мой взгляд, не депрессивный, а наоборот, стимулирующий. Главное – соблюдать выверенный баланс качества образования и новых форм учебного процесса.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).