Российская экспортная экспансия на быстро растущие рынки не останавливается даже при меняющихся правилах игры на геополитическом поле. Регионы, в том числе Удмуртия, ставят задачи наращивания оборотов внешней торговли, укрепления экспортного потенциала. Каковы оценки развития ВЭД от экспертов регионального и федерального уровня, как чувствуют себя предприятия-экспортёры в текущих условиях, какие меры поддержки применяют для развития на зарубежных рынках?

Ольга АБРАМОВА, первый заместитель председателя правительства УР:

– В Удмуртии растёт количество компаний, которые занимаются экспортной деятельностью. 2023 год стал рекордным по количеству экспортёров, поставки осуществляли более 820 компаний. Большая часть из них приходится на субъекты МСП. Прирост к аналогичному периоду прошлого года составляет 20%,  если сравнить с 2017 годом, то прирост почти в 2,5 раза.

По итогам девяти месяцев 2023 года наблюдается снижение объёмов экспорта. Причин несколько. Некоторые недружественные страны отказываются работать с российскими партнёрами. Сложности с логистикой и платежами вынуждают некоторые компании отложить экспорт «до лучших времён». Кроме того, увеличился спрос на внутреннем рынке. Уход из России западных компаний открыл для наших производителей большие возможности. Многие предприятия начали производить импортозамещающую продукцию.  

Ввиду санкций за 9 месяцев 2023 года снижение экспортных поставок республики произошло практически по всем основным товарным группам, но в целом структура экспорта региона не изменилась. В ней по-прежнему преобладают «Машины, оборудование и транспортные средства» (20,1% от общего объёма), «Минеральные продукты» (19,8%),  «Металлы и изделия из них» (17,4%), «Древесина и пиломатериалы» (14,4%). В этом году увеличилась доля экспорта мяса и пищевых субпродуктов – на 2,6%, за аналогичный период прошлого года доля экспорта мяса и пищевых субпродуктов составляла 0,4%, сейчас – 3%. Также возрос объём экспорта из категорий «Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них», «Текстиль, текстильные изделия и обувь».

Около 60% всего экспорта Удмуртии приходится на дружественные страны. Наиболее стабильно развивается сотрудничество со странами ближнего зарубежья, в том числе и с нашими постоянными партнёрами из Казахстана, Белоруссии. 

Второй год в лидеры по сотрудничеству с нами входит Индия. Экспортируемые товары: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки. Если в прошлом году в ТОП-5 стран по экспортному сотрудничеству входили Польша и Италия, то в этом – Узбекистан и Турция. 

В прошлом году мы экспортировали в Турцию в основном нефтепродукты и чёрные металлы, в этом товарная номенклатура значительно увеличилась: древесина и изделия из неё, чёрные металлы, наземные транспортные средства, мебель, пластмассы и изделия из неё. 

юрин

Сергей ЮРИН, министр экономики УР:

Основных сдерживающих барьеров по-прежнему два: трансграничные платежи и логистика. Обе проблемы решаем в ручном режиме, поскольку ситуация меняется каждый день. По валютным платежам Центр поддержки экспорта проводит вебинары, поддерживает связь с банками и другими платёжными сервисами, которые на текущий момент обладают возможностями для совершения международных транзакций.

Проблемы с логистикой применительно к нашему региону связаны с высокими тарифами перевозчиков и загруженностью Транссибирской магистрали. Высокие тарифы стараемся компенсировать за счёт субсидий как федеральных, так и региональных и софинансирования затрат на транспортировку продукции.

Отдельно скажем о динамике развития промышленного экспорта. За 2023 год, по статистическим данным федеральной таможенной службы, основные целевые показатели регионального проекта «Промышленный экспорт» выполнены по объёму экспорта конкурентоспособной продукции на 50,5%, а по продукции машиностроения – на 64,3%.

В 2023 году ООО «ПО «Камбарский машиностроительный завод» заключён контракт на поставку тепловоза и трёх вагонов для детской железной дороги в Республику Казахстан.

АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» в 2023 году более чем в два раза увеличен объём экспорта аппаратов искусственной вентиляции лёгких для экстренной помощи.

В целом дальнейшие точки роста для наших экспортёров – освоение новых рынков: Африка, Южная Америка, страны Персидского залива. У наших предприятий большой опыт экспорта в страны СНГ, Европы, США, Юго-Восточной Азии, но новые рынки – совершенно другие. Первое, с чем мы столкнулись, – иная деловая культура: переговорный процесс, особенности ведения бизнеса, формы иностранного присутствия в стране. Всё это непривычно для наших экспортёров. Поэтому мы и Российский экспортный центр проводим обучающие мероприятия, где рассказываем, как работать с этими рынками. Помимо этого, привозим в Удмуртию покупателей из этих стран. Так, в конце марта в республику приезжали байеры из Нигерии.

мандиев

Фаниль МАНДИЕВ, директор Корпорации развития УР:

– Компаниям доступны услуги Центра поддержки экспорта: обучающие мероприятия, консалтинг, выставки. У экспортёров, которые делают первые шаги, популярна услуга «сопровождение экспортного контракта», в рамках которой специалисты помогают компаниям со всеми этапами экспортной сделки – от составления текста контракта до консультирования по таможенному оформлению и возврату экспортного НДС.

По мнению опытных экспортёров, одна из самых эффективных мер поддержки – выставки. Мы организуем коллективные и индивидуальные стенды компаний на зарубежных выставках. Оплачиваем аренду, застройку стенда, регистрационные взносы. С компаний – только командировочные расходы.

Зарубежная инфраструктура поддержки экспортёров сейчас состоит не только из торговых представителей. Цифровые атташе, атташе по АПК, представительства Российского экспортного центра и, конечно, торговые представительства – они активно помогают нашим экспортёрам. К ним мы обращаемся, когда необходимо подобрать потенциальных покупателей, получить информацию по условиям доступа на рынок той или иной страны и даже когда возникают проблемы с платежами.

При грамотно выстроенной стратегии и желании идти вперёд участники ВЭД достигают многого. Несколько примеров. Компания «Сармат» с прошлого года, помимо стран СНГ, начала экспортировать станки для металлообработки в Египет, Индию и Индонезию. ИП Спесивцев В. М. из Увинского района поставляет субстрат шампиньонной грибницы в Казахстан, Беларусь и Киргизию, Estelavia впервые начали заниматься экспортом после прохождения нашего экспортного акселератора и сейчас продают свадебные платья по всему миру.

Михаил ХАЧАТУРЯН, к. э. н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ:

– Говоря в целом о развитии российского экспорта, стоит отметить, что есть различные тенденции – как позитивные, так и показывающие, где нужно прирасти.

По данным, приводимым ФТС России, экспорт в 2023 году по сравнению с 2022-м упал на 28,3%, с $592,5 млрд до $425,1 млрд. В свою очередь импорт вырос на 11,7%, до $285,1 млрд. Таким образом, суммарный объём ВЭД составил $710,2 млрд.

Основная доля в общем объёме экспорта по-прежнему отдана товарной группе «Минеральные продукты» (в том числе нефть), на неё в 2023 году пришелся 61% от общего объёма экспорта.

Статистика по другим товарным группам за 2023 год: металлопродукция ($60 млрд), продовольствие ($43 млрд), химические товары ($27 млрд), продукция машиностроения ($23 млрд) и лесобумажные товары ($10 млрд). Положительная динамика наблюдается по товарной группе продовольствие – 4,3%, до $43 млрд.

Считаю, что тенденция к увеличению объёмов экспортных поставок в страны Западной, Восточной, Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной, Южной и Латинской Америки сохранится и будет укрепляться. Также продолжится расширение внешнеторгового взаимодействия с такими крупнейшими партнёрами России, как Китай, Индия. Наиболее перспективные для роста товарные группы – минеральные товары, металлургия, продовольствие, продукция машиностроения. Соответственно, из отраслей лидерами будут ТЭК, металлургия, металлообработка, машиностроение. На сегодняшний день доля несырьевого и не энергетического экспорта, то есть промышленной продукции, в общем объёме экспорта снижается. Падение по итогам 2023 года составило 17,9%.

Очевидно, что здесь ключевое значение имеет риск вторичных санкций и сложности с выстраиванием логистических маршрутов. Что касается ОПК, то открытой статистики на сегодняшний день нет, но, по разным оценкам, снижение объёмов экспорта в данном секторе составляет в диапазоне 10–15% от показателей 2021 года. Как уже отмечено, проблемы с логистикой сохраняют свою актуальность. Основные надежды связаны с выстраиванием коридора Север-Юг и расширением возможностей Восточного полигона на Дальнем Востоке.

Что касается вопросов обязательной продажи валютной выручки, можно предположить, что данная мера будет сохранена после середины апреля. Основные операционные проблемы связаны с выстраиванием новых механизмов расчётов с зарубежными партнёрами.

Несмотря на неоднозначную динамику, объёмы ВЭД за 2023 год говорят об адаптации российских экспортёров и импортёров к текущим условиям, в 2024 году можно ожидать роста показателей в диапазоне 5–10%.

худяков

Павел ХУДЯКОВ, руководитель отдела ВЭД Техностудии «Профиль», Ижевск:

– Несмотря на общее активное развитие на внешних рынках, в последнее время мы столкнулись с рядом трудностей. Прежде всего, это уход международных транспортных компаний, усложнение транспортных маршрутов, регуляторные барьеры при пересечении границ – введены блокирующие пошлины, дополнительная сертификация для товаров из России. Есть трудности и с движением денег из-за блокировки международных платёжных систем, транзакций.

Сейчас мы по-другому выстраиваем стратегии планирования, в том числе финансовые. Ситуация с ограничениями меняется быстро, в таких условиях есть риск потерять сбыт резко в один день, долгосрочные вложения пока теряют смысл. Перечисленные сложности делают российский товар при прочих равных условиях дороже товаров из других стран.

Но в любом случае у отечественных компаний, в том числе у нас, есть большие планы по дальнейшему развитию на внешних рынках.

Я считаю, что даже в текущих условиях можно начать экспорт с нуля. Но, конечно, если ваш продукт настолько перевешивает конкурентов, что способен скомпенсировать потери на барьерах и ограничениях. И если вас не отпугивает перспектива потерять экспортную выручку в один день из-за новых ограничений. Экспортировать с нуля лучше в «дружественные» страны.

Арина ТИНЬКОВА, эксперт экономического факультета РУДН:

– Важнейшее связующее звено между Россией и теми рынками, от которых её стремится отдалить Запад, – Евразийский экономический союз. Поэтому при выборе внешнеторговой стратегии нашим экспортёрам необходимо учитывать ежегодные Решения Высшего Евразийского экономического совета об Основных направлениях международной деятельности ЕАЭС.

Приоритетным для Союза в 2024 году станет взаимодействие с такими государствами, как Азербайджан, Алжир, Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Монголия, ОАЭ, Турция, Узбекистан.

Сейчас активно обсуждается следующий вопрос: какой сценарий развития отечественного экспорта более вероятен – восстановление после некоторого спада или разворот на внутренний рынок? Россия всегда была и будет открытой к международной торговле. Это отвечает её геополитическим и экономическим интересам. Европейский рынок – это не более 15% всех потребителей планеты, и до недавнего времени весь российский бизнес был ориентирован именно на Европейский Союз. Исторически сложилось так, однако теперь отечественные компании вынуждены искать новые рынки сбыта в Азии, Африке, Латинской Америке. И это позволит не «класть все яйца в одну корзину», диверсифицировать свои источники экспортной прибыли. Поэтому о развороте на внутренний рынок на современном этапе глобализации не может идти речи.

Каковы сейчас самые актуальные направления ВЭД для российских экспортёров? Жизненно необходимо увеличивать экспорт несырьевых товаров на относительно новые для России рынки. Также следует развивать экспорт всех видов потребительских товаров – от бытовых до продовольственных, особенно в условиях продовольственного кризиса в мире.

Важный фактор, связанный с конкурентоспособностью наших экспортёров, –  логистика. К сожалению, сейчас цена российского товара может вырасти более чем на 300%. Но по многим направлениям Россия развивает новые транспортно-логистические маршруты, это поможет в скором времени снизить издержки транспортировки.

Один из советов, который можно дать участникам ВЭД: европейская деловая культура нам близка и понятна, но чтобы наладить деловые связи в африканских или восточных странах, нужно серьёзно поработать, инвестировать в своё образование в области межкультурных коммуникаций.

зусманович

Константин ЗУСМАНОВИЧ, управляющий партнёр экспертной группы «Механика финансов», Москва:

– Драйверы восстановления динамики международной торговли –  дальнейшее развитие и экономических отношений, и логистической инфраструктуры для экспорта в регионы с наиболее быстро растущими экономиками, это, прежде всего, юг и юго-восток Евразии. Достаточно перспективно здесь выглядят отношения не только с Китаем, но и, например, с Индией, которая имеет в среднем более молодое население и потенциал для более быстрого экономического роста.

В отношениях с той же Индией, впрочем, существуют и потенциальные риски: как внутренние для самой Индии (преобладание роста скорее в финансовом, чем в реальном секторе, обратная миграция трудоспособного населения в сельское хозяйство и т. п.), так и риски, связанные с дисбалансом торговых отношений между Индией и Россией. Тем не менее это один из самых перспективных рынков на данный момент.

Я бы рекомендовал отечественным экспортёрам более внимательно смотреть в сторону растущего по всему миру экспорта цифровых услуг и сервисов. Имеет смысл побороться за долю на этом рынке.

Среди факторов, определяющих главные тенденции экспорта в краткосрочной перспективе – два-три года, я выделю деградацию правил глобальной торговли, усложнение перевозок в сочетании с проблемами на части важных торговых маршрутов. В среднесрочной перспективе – деглобализацию преобразований, которые отчасти затронут и структуру самих рынков, и структуру торговли, и структуру поставщиков.

серебряков

Андрей СЕРЕБРЯКОВ, заместитель генерального директора по работе с клиентами АО «Канавара Групп», Санкт-Петербург:

— Основная проблема для экспортёров на текущий момент – валюта контракта и получение оплаты от поставщиков. Работа по постоплате сведена к минимуму и распространяется только на крупные сделки и постоянные контракты. На развитие экспорта серьёзно влияет вопрос, связанный с национальной валютой, изменение курса напрямую оказывает воздействие на конкурентоспособность российских товаров на международном рынке.

Что касается стран Азии и Африки, логистика выстраивается с минимальными сложностями, в отличие, к примеру, от доставки импортного товара из Европы. Таможенное оформление товаров на экспорт происходит значительно легче, чем импортных товаров. После введения пошлины на экспорт товаров количество автовыпусков снизилось, поскольку идёт проверка структуры таможенной стоимости товаров, из которой происходит оплата таможенных платежей. Пока озвучено, что постановление о введении пошлины будет действовать до 31 декабря 2024, её размер варьируется и рассчитываться, исходя из среднего курса ЦБ за месяц до 25-го числа календарного месяца. При расчёте себестоимости товара для продажи необходимо учитывать эту переменную структуру затрат.

В настоящее время государство осуществляет поддержку экспорта через такие структуры как, например, Российский экспортный центр. Считаю, что во многом благодаря этому происходит качественное изменение системы ведения бизнеса в сфере ВЭД.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).