Эффективность работы каждого человека в России можно повысить в семь раз. Минимум в семь раз. Но при одном условии: если компания, в которой он работает, вовлечена в процесс внешней модерации.
В нашей стране культура привлечения внешних модераторов широкого развития пока не получила – сегодня этим инструментом пользуются в основном крупные компании. Однако на Западе и в Японии она давно уже стала неотъемлемой частью стратегического корпоративного развития.
Эффективность работающих в этих странах, как известно, в разы выше, чем в России.
О том, чего могут добиться и от каких рисков могут уйти владельцы бизнесов с помощью внешних модераторов, на каких этапах развития необходимо к ним обращаться и как наиболее эффективно выстроить процесс отношений заказчика услуг и модераторов, «Деловой Репутации» рассказал основатель «Бюро Шаклеин и Ко» Михаил Шаклеин.
Метод
Внешняя модерация, сопровождение – это цепь совместных мероприятий по повышению эффективности собственника компании и её сотрудников. Почему необходимы именно внешние специалисты? Потому что сотрудники компании являются частью системы и уже поэтому не смогут беспристрастно, абсолютно невзирая на личности, на «роли», проанализировать ситуацию и озвучить её объективно. На это, конечно, требуется готовность собственника. Но в этом и есть прелесть качественной внешней модерации.
Это гораздо шире и глубже, чем просто консалтинг. Это системная и цикличная работа: мы используем больше современных технологий, чтобы повысить эффективность работы команды и уровень исполнительской дисциплины, отдачу на вложенный человеческий капитал. Также мы помогаем с внедрением выработанной совместно программы изменений. Наш продукт в предложенной конфигурации даёт устойчивый эффект на годы. Конечно, при применении поддерживающих мер.
Кому выгодно?
Эта работа может быть адаптирована под любой бизнес, продукт, отрасль, любую сложность ситуации. Под любой этап развития компании, состояния отрасли, объёмов спроса. К услугам внешней модерации чаще всего прибегают, когда компания находится в кризисе. В этом случае мы совместно вырабатываем варианты корректирующих действий по выходу компании из кризиса.
Иногда бывает лучше констатировать, что «корпоративная смерть» уже неизбежна. Тогда мы помогаем минимизировать убытки по выходу из бизнеса.Чтобы избежать подобного «лечения», сейчас мы говорим о привитии культуры внешней модерации. Совместно с собственниками и командами компаний мы диагностируем риски и делаем предположения о характере их влияния. Это и есть превентивные меры, то есть это «соломка», которую знаешь, где и когда подстелить.
Именно превентивные меры позволяют избежать многих ошибок. В нашей стране к этому, конечно, придут. Вопрос, что должно произойти, чтобы это стало прерогативой руководителей новой формации, современных, адаптирующих свой бизнес под действительный спрос и новые обороты турбулентности среды, либо новые реалии ведения эффективного бизнеса в стране. Но сколько времени и, значит, сколько ошибок на это ещё потребуется?
Сразу скажу, не только в кризисе требуется внешняя модерация. К примеру, когда компания интенсивно развивается и у неё увеличивается штат и количество направлений деятельности. В этом случае мероприятия направлены на движение от экстенсивного роста к интенсивному развитию, к повышению эффективности ресурсов компании.
Внешняя модерация полезна и при возникновении нового бизнеса, то есть когда есть идея, но нет денег. Мы предлагаем варианты совместного тестирования новых идей, продуктов, услуг для молодой компании. В случае, если они действительно
оказываются жизнеспособными, можем помочь в поиске инвестора.Инвесторам – оказываем помощь в проведении экспертизы и выборе предлагаемых им проектов.
Нашими услугами могут пользоваться и те компании, где есть внутренние тренеры исобственные команды развития.Но, как правило, их наличие не означает, что со временем не возникнет необходимость в привлечении внешних консультантов. Это всегда «свежий» и независимый взгляд на деятельность компании.
Процесс
Всёначинается с установочных сессий с собственником компании. Это предоставляет возможность определить, что именно желает собственник от своего бизнеса. Это самодиагностика. Кто я в бизнесе? Я здесь для того, чтобы… Почему я в этом бизнесе? Какая была первоначальная идея? Во что она трансформировалась по факту и как дальше вести себя по отношению к своему «детищу»?
Для понимания ресурсов сотрудников компании, их целей, настроя на работу, карьерных и других ожиданий предлагаем проведение серии глубинных интервью. В их рамках проводится диагностика и анализ ключевых факторов успешности сотрудника в профессиональной деятельности – это выявление командных ролей, принципов работы, правил принятия решений, значимых стимулов и соответствие роли в команде.
Начало взаимодействия с командой в таком формате – это уникальная возможность для собственника и руководителей взглянуть на проблемы компании по-иному, скажем так, изнутри. Это интерактивный способ сбора и аккумуляции ценной информации о состоянии компании. Сотрудникам, в свою очередь, такие встречи помогают «выгрузить» накопленную информацию, даже просто выговориться, освободив тем самым место для личного преобразования и профессиональных изменений, принятия ответственности на себя.
Далее – организационная диагностика, диагностика управляемости компании, поиск рассогласований в деятельности, системных и несистемных ошибок. Она может проходить в несколько этапов, в зависимости от запросов. После этого мы предоставляем резюме, summary-отчёт и в течение месяца проводим несколько консультационных встреч, которые помогают участникам трансформировать полученный результат в понятные планы, цели и корректировки, с которыми они готовы и будут работать.
В поиске вариантов развития компании, формирования видения будущего с учётом множественности факторовогромное значение имеют сессии стратегических выборов развития компании. С некоторыми компаниями мы доходим до этапа выработки отраслевых стратегий, продуктовых стратегий. Мы помогаем исследовать, менять подходы к деятельности, к формированию продуктового портфеля компании, находить новые ценности продуктов, оказываемых услуг, корректировать их с учётом тенденций окружения.
Все продукты Бюро «Шаклеин» направлены на формирование в результате совместных мероприятий системного критического мышления, чтобы персонал компании мог диагностировать проблемы, которые есть в операционной деятельности компании.
Все продукты, которые мы предлагаем, эволюционно развиваются. Так из опыта стратегических сессий возникли программы оргдиагностики, появилось глубинное интервью и множество развивающих программ. Это позволяет в коротком периоде, под запрос заказчика, максимально полезно для компании и её персонала повысить эффективность и осознанность проблем, которые стоят в их каждодневной деятельности.
Если продукты/услуги не востребованы так, как было задумано, мы исследуем и предлагаем поменять подходы к формированию продуктовой матрицы, изменяя сам продукт или услугу, либо его ценность, оболочку. Результат бывает различным: иногда собственники отказываются от какой-то деятельности в угоду другой, потому что совместно мы выявляем, что часть их продукции оказывается невостребованной и генерирующей убытки. Либо происходит смещение в сторону развития новых направлений, более «интересных» в части генерации прибыли и развития компании.
Иными словами, сначала мы помогаем нормализовать ситуацию в компании, привести её в устойчивое, равновесное состояние – в части операционных процессов, системы управления маркетингом, корректировки системы управления человеческими ресурсами, построения системы более эффективного управленческого контроля. И затем в совместных мероприятиях заказчики услуг, будь то собственники, руководители и сотрудники, могли формировать на стратегических сессиях visionбудущего.
Наиболее системный вариант – это поддерживающий режим абонентского обслуживания, где мы соучаствуем в функциональной реализации выбранных стратегий. Совместно с управленческой командой мы получаем возможность планомерно, целенаправленно и беспристрастно помогать компании реализовывать выбранный вариант развития компании.
А главная наша цель – чтобы через пять-семь лет компания, используя внешнюю модерацию, вышла на устойчивое развитие в продолжительной перспективе. Тогда она имеет все шансы стать саморазвивающейся. Компания сможет системно генерировать необходимые изменения.
Один из признаков хорошо выполненной работы для нас – это когда мы скажем: «Похоже, что мы вас больше ничему не сможем научить!»
Результат работы с Бюро «Шаклеин и Ко»:
- Повышение личной эффективности руководителей компании.
- Рост личной заинтересованности сотрудников компании в её развитии.
- Экологичное принятие новых условий жизни компании.
- Единое информационное поле команды.
- Сопричастность каждого члена команды к общему результату деятельности компании.
- Из состояния неопределённости «А что дальше?» – к ясному пониманию «Что делаем и как делаем».
- Компания в стадии «Саморазвитие».
Наша ответственность за результат совместной работы: в случае, когда рекомендации выполнялись, но в течение года с момента формирования программы в компании не произошло никаких значительных изменений, мы вернём сумму, затраченную на наши услуги.