Президент РФ Владимир Путин ещё в десятых числах мая объявил о новых мерах поддержки экономики в период пандемии. В частности, были обещаны следующие меры краткосрочного характера: льготная программа кредитования на выплату зарплаты; налоговые меры. Кроме того, было обещано начать реализацию мер среднесрочного характера, одной из которых является финансирование региональных институтов развития. Отмечу то, что касается льготной программы кредитования на выплату зарплаты. Программа поддержки занятости в пострадавших областях уже действовала, но только в отношении МСП. С 1 июня 2020 года программа расширена на все предприятия, независимо от размера. В рамках программы будет действовать льготная ставка 2% годовых (для МСП — 0%). Максимальный размер кредита по-прежнему определяется умножением численности сотрудников предприятия на МРОТ и на шесть (количество месяцев срока кредитования).

Если при этом в течение всего срока действия кредитной программы предприятие сохранит занятость на уровне 90% или выше, то сам кредит и проценты по нему будут полностью списаны в конце срока. Если же предприятие сохранит занятость на уровне от 80% до 90%, то государство компенсирует половину кредита и процентов.

Льготная программа для МСП, к сожалению, не дала ожидаемого результата, в первую очередь потому, что малый бизнес менее устойчив к внешним воздействиям, и многие предприятия к моменту объявления о программе уже приняли принципиальное решение о закрытии бизнеса. Думаю, что расширение программы кредитования на крупные предприятия принесёт больший эффект. Крупные предприятия имеют больший запас прочности и, скорее всего, будут пользоваться этим инструментом. Результатом действия этой программы может стать резкое уменьшение количества МСП в пострадавших отраслях и увеличение среднего размера предприятия. Такой результат может иметь долгосрочный характер.

Для получения кредита желательно обратиться в банк, в котором обслуживается предприятие и действует зарплатный проект. Формально такого требования нет, но шансы получить кредит в том банке, который лучше знаком с вашим бизнесом, гораздо выше.

По налоговым мерам. Индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу из пострадавших отраслей и социально ориентированных НКО полностью спишут налоговые платежи (кроме НДС) и страховые взносы за II квартал.

Мера, безусловно, полезная, однако многие предприниматели указывают, что во втором квартале они почти не работали и предпочли бы, чтобы эта мера была продлена минимум до конца года.

Самозанятым вернут налог на доход, уплаченный в полном объёме за 2019 год. Данная мера тоже будет полезна, однако она коснется малого количества самозанятых, поскольку спецрежим для самозанятых в 2019 году действовал в порядке эксперимента только в четырех регионах (с 1 января режим расширен ещё на 19 регионов). Было бы логично предоставить льготу по уплате налога и в 2020 году, тем более что объём налогов, собираемый с самозанятых, очень мал.

В качестве замены обнуления налога в 2020 году самозанятым дадут «налоговый капитал» в размере одного МРОТа для налоговых платежей в этом году. Эта льгота будет заметно меньше по размерам, и ее будет сложнее администрировать.

ИП из пострадавших отраслей предоставят вычет в размере одного МРОТа в отношении страховых взносов.

По финансированию институтов развития. В качестве первой среднесрочной меры было предложено увеличить на 12 млрд руб. капитал региональных микрофинансовых организаций. Эти средства будут направлены на микрофинансовую поддержку индивидуальным предпринимателям, семейным предприятиям и другим микробизнесам.

Время для краткосрочных мер, направленных на спасение бизнеса, практически прошло. Краткосрочные меры уже не будут иметь сильного эффекта, поскольку значительная часть бизнесменов из пострадавших отраслей принимала решение о закрытии бизнеса в первые недели кризиса. Сейчас уже пора задуматься над расширением среднесрочных мер.

Можно предложить следующие идеи среднесрочных мер поддержки МСП:

  1. Поддержка запуска «замороженных» или новых малых офлайн-предприятий в наиболее пострадавших отраслях (новые форматы налоговых льгот и кредитов, субсидирование части затрат, частичное условное списание накопленной задолженности, дополнительные условия при государственных закупках и т. д.).
  2. Стимулирование спроса в наиболее пострадавших отраслях (например, специальные меры по переключению предпочтений россиян с заграничных поездок на внутренний туризм, отдых и шопинг или дополнительная поддержка покупателей малоэтажного жилья).
  3. Переформатирование отдельных государственных программ с нового строительства на аренду или выкуп высвобождающихся площадей (например, для размещения библиотек, центров дополнительного образования, социальных служб, инфраструктуры МСП и т. д.).
  4. Стимулирование развития современных форматов бизнеса, включая поддержку перехода традиционных предприятий к новым технологиям (в том числе доставка готовой еды, продуктов, лекарств и т. д., дистанционное образование, медицина, юридическое и консультационное обслуживание, удаленная работа для офисных работников).

Реализация таких мер позволит бизнесу быстрее восстановиться, а также перестроить свою бизнес-модель для учёта новых требований к безопасности.