Как Удмуртия развивает туристическую привлекательность и что нужно сделать для привлечения в республику действительно большого потока гостей, обсуждаем с экспертами журнала.
Сергей Буторин, член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Парки России»:
– Удмуртия уверенно становится яркой точкой на туристической карте России. Согласно исследованиям общероссийской общественной организации «Парки России», турпоток в республику вырос на 24%. Такой результат подтверждает, что регион обладает значительным потенциалом и интересом со стороны путешественников.
Однако для дальнейшего устойчивого развития туризма необходимо устранить несколько значимых препятствий. Одной из ключевых проблем является недостаток качественной гостиничной инфраструктуры. Несмотря на наличие отелей разного уровня, апартаментов и глэмпингов, потребности растущего числа туристов пока полностью не удовлетворены.
Необходимо активнее использовать преимущество транспортной доступности региона, улучшая инфраструктуру и повышая информированность туристов. По туристической привлекательности республика пока занимает средние позиции, уступая таким лидерам, как Татарстан и Пермский край.
В перспективе турпоток продолжит расти, поскольку российские туристы сейчас заинтересованы в новых впечатлениях и уникальных региональных проектах. Удмуртии необходимо более активно продвигать свою идентичность, увеличивать количество туристических событий и усиливать маркетинговые кампании, чтобы стать одной из ведущих туристических дестинаций страны.
Павел Смелов, генеральный директор Центра стратегических разработок (Москва):
– Рост турпотока и числа турпоездок подтверждают официальные предварительные статданные: +7% по КСР – коллективным средствам размещения и экспертные оценки, в десять раз превышающие статистические данные. Это свидетельствует, что Удмуртия интересна путешественникам и укрепляет позиции республики как популярного направления для внутреннего туризма.
Несколько смущают завышенные оценочные данные по туристическому потоку. Если воспользоваться методикой подсчёта турпоездок ЦСР – сложить цифры по КСР, ИСР, МЧС, данные отрасли и ряд других данных, то не получается прироста турпотока до 1,7 миллиона. Или кто-то задублировал данные, или в общий объём прибавили транзитных автомобилистов и пассажиров поездов дальнего следования, транзитных авиапассажиров, а также тех, кто просто приезжает к родственникам.
Пока власти Удмуртии и отрасль улавливают тренды и неплохо выстраивают работу вокруг впечатлений туристов. Активно развиваются культурно-познавательный и этнографический, детский, железнодорожный (туристические поезда), речной круизный, сельский, событийный туризм. Власти достаточно критичны к своей работе и видят всю проблематику, направления, где нужны дополнительные усилия для роста.
Удмуртия – мудрый регион и развивает туризм вместе с соседями. Расположение между Поволжьем и Уралом открывает прекрасные условия для транзитного туризма. Важно продолжать интегрировать региональные локации в межрегиональные маршруты, открывая возможности путешествий по ПФО. Это поможет рассредоточить турпотоки между Татарстаном, Башкортостаном, Кировской областью и Пермским краем.
Но есть за что и покритиковать регион – это дороги и инфраструктура, из-за которых сразу не удалось пройти проверку национальному туристическому маршруту. Необходимо доработать программу развития автотуризма региона. Оставив подвеску на дороге, турист не вернётся в Удмуртию. Да, есть достойный автомаршрут, который даже попал на национальный туристический портал, но и он далёк от совершенства.
Количество средств размещения выросло за последние несколько лет. В этом году рост номерного фонда будет ещё и благодаря внесению изменений в классификацию средств размещения. По-прежнему невелико число 4- и 5-звёздочных отелей (8/1), это важно для привлечения иностранных туристов. Гостиниц можно построить больше, но, как и в других регионах, наблюдается нехватка кадров. 100%-ной загрузки гостиниц в регионе нет, но, если будет расти турпоток, через пару лет будет нехватка номерного фонда.
В перспективе – привлечение иностранных туристов из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Китая и Индии. Но в связи с низким уровнем адаптации инфраструктуры под запросы мирового рынка количество иностранных туристов в регионе будет увеличиваться медленно.
Справедливости ради, регион определился с целевыми странами для привлечения иностранных туристов, активно работает с брендом Discover Russia и расширяет стратегию по наращиванию туристического потенциала.
Елена Андреева, предприниматель, загородный отельер, эксперт в туризме:
– У туризма в Удмуртии есть большие перспективы. Есть турпоток. Образовано министерство, в котором собрана хорошая квалифицированная команда. Существует АНО «Центр развития туризма Удмуртской Республики», которая занимается на современном уровне упаковкой и продвижением. Республика активно участвует в федеральных конкурсах, выставках, открыта к профильному туристическому бизнесу, выдаются субсидии на развитие глэмпингов. Это уже большой плюс.
Но чтобы сделать серьёзный шаг, надо иметь рабочую стратегию развития, в которой мы ответим на ключевой вопрос: «Зачем сюда ехать»? Для того, чтобы потом это продвигать.
Когда в России турист решает, куда ему поехать, мы пока в очевидном выборе не стоим. А нужно, чтобы стояли хотя бы наравне с популярными сегодня территориями.
Но пока республика как туристический регион не упакована. Особенно для индивидуальных туристов, а именно это направление в тренде. Для самостоятельных путешествий нам нужны готовые, удобные, понятные маршруты. Чтобы, если ты решил поехать в Удмуртию, мог за ти на сайт и в одном месте получить исчерпывающую информацию.
Нужно сделать топ-3 маршрутов по основным локациям, охватывающим Сарапул, Воткинск, Ижевск. И, например, топ-5 сельских маршрутов уже для внутреннего туриста или тех, кто приехал не впервые.
В продвижении региона, на мой взгляд, нужно выбирать более узкое направление. И я бы делала упор на этнику в сочетании с гастрономией (с акцентом на локальную историю) и сельским туризмом в современной подаче.
Сейчас привлекает туристов и термальная тема: спа, аквапарки, бани и т. д. Здесь очень важно, чтобы появлялись крупные проекты, серьёзные игроки, которые могут сделать это на качественном уровне и стать локомотивами, магнитами для туристов.
В целом на уровне России туризм сейчас – флагманская история, которая подтягивает ещё более 50 смежных отраслей. Бизнес очень активно смотрит в сторону туристической отрасли, особенно много желающих открывать глэмпинги, но по факту в Удмуртии мы не получаем качественных проектов на выходе.
Важно понимать, что это дорогой и сложный бизнес с вовлечённостью 24/7. Недостаток средств приводит к тому, что объекты не доделаны. Желание сэкономить на профессиональной команде – к отсутствию грамотного позиционирования и качественного сервиса.
Сегодня гостю нужен качественный сервисный продукт, в котором всё продумано «под ключ». Ты не просто приехал и снял домик за 10 тысяч рублей. Ты чётко понимаешь, чем там заняться, в пакет услуг добавлено питание, есть термальные сервисы, СПА и т. п. У нас же часто получается так, что домик построили, а инфраструктуру вокруг не создали, и гость не возвращается.
Нашему бизнесу надо подтягиваться до глэмпингов федерального уровня. Пример, когда действительно сделали «под ключ», – «Окна в лес». И мы видим, что туда едут соседние регионы, Россия, и в плане маркетинга для этого не надо «танцев с бубнами».
Если говорить про агротуризм, посещение объектов сельского хозяйства, ферм: пока у нас производство под это всё-таки не адаптировано. Предприятия не понимают, что на этом можно зарабатывать и побочно продавать свою продукцию. Потихоньку они включаются, но пока очень медленно.
Что касается событийного туризма, считаю, что он привлекает. Но это тоже должно быть топ-3, и точка. Невозможно делать 150 мероприятий одинаково качественно.
Когда мы говорим про внешнего туриста, который приезжает с ночёвкой, у нас есть «Улетай». Однако доказано, что люди приезжают узко на этот фестиваль и больше никуда не едут.
Привлекает Фестиваль искусств «На Родине П. И. Чайковского», его также можно транслировать активно на регионы и на Москву, хотя с помощью бренда Чайковского республику глобально продвинуть сложно.
Из гастрономического – фестиваль «Всемирный день пельменя». В новом формате он показал свою перспективность. Но тоже надо дорабатывать некоторые вещи, например, иметь план «Пельменьфеста» уже сейчас, чтобы туроператоры включили его в свой график.
Также для развития туризма каждому городу, району нужен современный бренд-менеджер, который будет объединять бизнес, культуру, рестораны, отели, субсидированные проекты в цельный комплекс с единым подходом. От общего руководства до банальной туристической карты в каждом отеле, кафе, объекте – куда сходить, что посмотреть, что увезти с собой. Казалось бы, карта – простой и понятный инструмент, но нигде у нас пока это не реализовано.
И, наконец, пока в республике такая проблема с инфраструктурой, про серьёзный туризм можно забыть. Это для иностранцев, которых сейчас единицы, подчёркивает натуральность. Но не для россиян. Нам нужна инфраструктура – хорошие дороги, причёсанные, красивые города, начиная с въезда на территорию.
Арина Шиловских, специалист по связям с общественностью в музее-усадьбе П. И. Чайковского:
– Только за летний сезон количество посетителей выросло примерно на 2000 человек. 60–70% гостей приезжают из других регионов: Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Москвы. Есть и иностранцы, правда пока немного, в основном из Азии.
Ретропоезд «Чайковский экспресс» приятно всех удивил! Всё продумано так, чтобы погрузиться в атмосферу XIX века. Поездки уже проходили в октябре 2024-го, феврале и апреле этого года, впереди новые даты – в июле. Интерес большой, особенно на фоне юбилея Чайковского.
Чтобы такие проекты развивались, необходима командная работа: музея, города, региона и туристических операторов. Видно, что когда появляется интересная идея (тот же ретропоезд) и за неё берутся всерьёз, результат не заставляет себя ждать.
Одна из главных целей на ближайшее время – налаживание международных связей. Чайковского знают и любят по всему миру, и музей хочет использовать этот потенциал. Уже сейчас делаются шаги в этом направлении: например, совместно с Россотрудничеством скоро будет запущен онлайн-марафон «Я и Чайковский». Участники марафона делятся своими фотографиями объектов, связанных с Чайковским: памятниками, зданиями, городами, концертными залами, театрами, афишами и другими местами, имеющими отношение к его музыке.
Ирина Вершинина, заместитель директора Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай»:
– Когда в 2003 году начиналась эта работа, мы заполняли анкеты о привлекательности районов Удмуртии. И тогда уже заявил о себе, например, Шарканский район с Тол Бабаем. И, как мы видим, те, кто тогда активно включились в этот процесс, получили заметные результаты.
Поток туристов значительно вырос. Есть новые локации, маршруты, работает Министерство туризма. Появились новые компании, не только государственные. Частный бизнес – тоже сегодня наш партнёр. Мы все делаем одно дело.
Музей Лудорвай – привлекательный туристический объект, бренд Удмуртии. В 2022 году его посетили 47,9 тыс. туристов из других регионов – 89% от общего турпотока в музее. К 2024 году эта цифра, как и доля, выросли: уже 52,6 тыс. и 94%. Около 3% всех туристов в Удмуртии приезжают к нам.
Очень заметно растёт число самостоятельных туристов, которые путешествуют на машинах, приезжают семьями, с детьми.
Несколько лет назад география наших туристов составляла около 20–30 городов России, сейчас уже 60–70. При этом число иностранцев несколько сократилось. Сейчас это примерно 15 стран.
Гостей привлекают и наши мероприятия: межрегиональный фестиваль деревенской культуры «Гур-Фест», Масленица, на которую собирается по 5000 человек.
При этом музей постоянно развивается, появляются новые архитектурные объекты, музейный фонд пополняется каждый год примерно на 150 предметов, проводятся экспедиции. Генплан музея воплощён пока только на 40%, поэтому перспективы даже лишь в строительстве и воссоздании этих объектов – на долгие годы.
Екатерина Лагерь, руководитель направления «Городские отели» Национального туроператора «Алеан»:
– По Удмуртии в течение последних трех лет неизменно увеличивается число запросов от туристов. В среднем из года в год рост спроса колеблется на уровне +5-8%.
Мы отмечаем рост предложений экскурсионной программы, спа-отдыха. Также Центр развития туризма Удмуртии активно проводит мероприятия с онлайн-площадками бронирований и отельерами.
Стоимость проживания в отеле с хорошим уровнем сервиса в центре города на двоих человек с завтраком находится примерно на уровне 4500-5000 руб./сутки.
Удмуртия — развивающееся направление гастротуризма. Есть экскурсионные туры с акцентом на гастросоставляющую: программы, включающие, помимо осмотра достопримечательностей, знакомство с национальной кухней. В ресторанах с качественным обслуживанием можно попробовать необычные блюда коренных народов примерно за 1000 рублей за полноценный обед на одного человека без алкоголя.