«Ува-молоко» – семейная компания. Постоянно инвестируя в своё дело не только финансы, но и знания, интеллект, опыт, душу, мы сумели локальный бренд вывести на федеральный уровень, занять ведущие позиции среди крупнейших молокопереработчиков России, закрепиться в сегменте производства СТМ-продукции и масштабировать бизнес в регионы. Эти успехи – безусловный повод для гордости. Но впереди у нас – новые, не менее амбициозные проекты.

Александр Емшанов, генеральный директор ООО «Ува-молоко»

Предприятие «Ува-молоко» – моё детище. Здесь я работаю с 1999 года. Мы развивали этот бизнес вместе с женой Мариной Старовойтовой. Обязанности между нами были чётко распределены. Она занималась производством. В круг моих компетенций входил сбыт. Это один из основных вопросов на любом предприятии, так как произвести можно всё, что угодно, но главное – продать, тем более сейчас, когда в России ежегодно открывается несколько крупных площадок по производству сыра.

Весной этого года я стал генеральным директором предприятия. С моим приходом на руководящий пост ничего не изменилось. Мы всё так же следуем генеральной линии развития, которую выбрали вместе с Мариной Михайловной и придерживались её на протяжении последних лет. Но, к сожалению, супруги больше нет с нами, и теперь наши идеи мне приходится реализовывать в одиночку.

Моя задача – способствовать развитию отечественной экономики, производства. Тем более что сейчас в связи с эмбарго перед аграриями открылась уникальная возможность встать на ноги, модернизировать бизнес, достичь роста. Когда-то это благоприятное время закончится, и если упустить его, то мы так и не сможем догнать европейских конкурентов, которые ушли от нас далеко вперёд. Это надо делать срочно. Здесь и сейчас. Чем, собственно говоря, «Ува-молоко» и занимается. Мы активно развиваемся. Осваиваем новые технологии. И помимо Удмуртии – республики с высокой культурой производства, с очень конструктивным министром сельского хозяйства – направляем бизнес в другие «молочные» регионы, чтобы иметь возможность производить продукцию в хороших объёмах.

В Уве расположена наша основная площадка с полностью замкнутым циклом производства, включающая девять цехов. Там мы выпускаем широкий ассортимент продукции – делаем, по сути, всё, кроме стерилизованного молока и мороженого, достигая ежегодно роста объёмов производства в 7–8%. Делаем много сливочного масла, по Удмуртии – не менее половины всего рынка. И, в отличие от других, работаем только на своём сырье. Сегодня молоко с фермы поступает к нам на завод, а уже через три дня продукт из него появляется в торговой сети. Свежесть и качество – это основные составляющие популярности продукции «Ува-молоко».

По мнению коллег, у нас один из самых современных цехов по производству сыра. Первая его линия была запущена в 2009 году, вторая – в 2014-м.

Сейчас здесь производится 40 т полутвёрдых и твёрдых сыров в сутки, а суммарно с цехом мягких сыров объёмы выпуска составляют 1,5 тыс. т в месяц. Мы выпускаем много сыворотки и сухого молока, которые предприятия используют для дальнейшей переработки. По сухому молоку «Ува-молоко» занимает 7–8% отечественного рынка.

90% производимой продукции «Ува-молоко» реализует за пределами домашнего региона. Наши основные потребители – это ТОП-5 отечественного ритейла – X5 Retail Group, «Тандер», «Лента», «О’кей» и «Ашан», с которым мы начали сотрудничать в позапрошлом году и достигли существенного прогресса. Для данных компаний мы выпускаем продукцию под их собственными торговыми марками и поставляем её по всей России.

И ещё один интересный факт: около половины всего молока-сырья мы закупаем в Татарстане, Башкирии, Пермском крае, а перерабатываем его в Удмуртии, тем самым оставляя добавочную стоимость в регионе, что, несомненно, выгодно для экономики республики.

В последние два-три года производство в Уве загружено на 100%. Там перерабатывается 700–800 т молока в сутки. В 2019 году по итогам работы за предыдущий год «Ува-молоко» заняло четвёртое место в ТОП-100 молокоперерабатывающих заводов России, переработав 250 тыс. т молока-сырья. Этим мы составили прямую конкуренцию первой тройке лидеров, а в ней – только заводы, принадлежащие международным корпорациям. Для нас это знаковый результат. За 9 месяцев 2020 года мы увеличили объём переработки на 10 тыс. т в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А это значит, что и в новом рейтинге мы рассчитываем на ведущие позиции.

По развитию производства у нас есть чёткий план: в ближайшие несколько лет наши усилия будут сосредоточены на активах в Татарстане. Там в прошлом году были приобретены две площадки. Первая – молочный комбинат «Касымовский». Предприятие изначально современное, с высокой культурой производства. Сейчас осуществляем монтаж линии по производству мягких сыров и уже в декабре планируем ввести её в эксплуатацию. Будем расширять спектр выпускаемой продукции – торговая марка «Бэрэкэтле» популярна в этом регионе, и мы планируем масштабировать её по всей России.

Ещё один интересный, но очень сложный проект реализуем на Апастовском молочном комбинате. Он пять лет стоял законсервированным, а его техническое оснащение многим оставляло желать лучшего. Мы занялись строительством, реконструкцией. В настоящее время проводим чистовую отделку и уже через месяц, надеюсь, начнём монтаж оборудования. Предприятие будет оснащено автоматической линией по производству сыра мощностью 40 т продукции в сутки. Аналогичная работает в Уве. Для этого объёма будет перерабатываться 430 т молока-сырья, а для её обслуживания потребуется всего пять
работников. Запуск производства намечен на февраль-март 2021 года, и пока всё указывает на то, что мы реализуем этот план. После запуска двух линий в Татарстане объём выпуска сыров на нашем предприятии возрастёт вдвое – до 3 тыс. т в месяц.

Для нас очень интересна экспансия в другие регионы, поэтому следующим рубежом после Татарстана станет Подмосковье. В прошлом году «Ува-молоко» вошло в состав сырного кластера, объединяющего ряд отечественных производителей. Насколько я информирован, наше предприятие в нём – единственное из переработчиков Удмуртии. В следующем году планируем начать там строительство завода с цехами для сушки и выпуска сыров премиального класса.

А после Подмосковья мы намерены переключить внимание на родную Удмуртию. Несколько лет назад в Ижевске «Ува-молоко» приобрело 8 га земли – с комплексом зданий, с железнодорожным тупиком. На этом объекте сделано многое, сейчас идут строительные работы, но пока не в активном режиме. У нас есть бизнес-идея и понимание того, что должно быть на данной площадке. Не хотел бы предвосхищать события, но этот проект, уверен, будет интересен и нам, и потребителям нашей продукции.

Главное, что мы сумели создать компанию, которая играет заметную роль на российском рынке, входит в ТОП производителей в своих нишах. Что у нас сформирована работоспособная команда – люди, которые душой любят родное предприятие. Сегодня только в Удмуртии на «Ува-молоко» работает порядка 1200 человек, и ещё примерно столько же будет в других регионах. Наращивая производственные мощности, мы создаём новые рабочие места, приглашаем людей, вносим свой вклад в бюджет региона – предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков.

Если говорить о личном, у меня два сына. Старший в прошлом году окончил экономический факультет Московского государственного университета, защитил диплом на «отлично» по нашей тематике. Вернулся в Ижевск, и сейчас мы с ним делим функции и задачи на предприятии. Младший сын учится в ИжГТУ и параллельно помогает нам в вопросах строительства. Я очень рад, что сыновья работают вместе со мной, что им интересна жизнь «Ува-молоко» и они принимают в ней активное участие.

Продукция «Милково», которую выпускает «Ува-молоко», хорошо известна на рынке. В текущем году мы запустили новую марку, которая изготавливается из сырья экстра-класса, в другой упаковке, с современным дизайном. Назвали её «Молочная фамилия». Её суть в том, что я и мои дети от нашей семьи лучшее, что мы производим, дают семьям наших покупателей. Чтобы молодая мама могла безбоязненно из нашего продукта приготовить для малыша, детей, мужа вкусный завтрак или ужин.

Ввод в торговые сети нового продукта – процесс небыстрый и финансово затратный, но я считаю, что у «Молочной фамилии» есть большие перспективы. В целом мы взяли для себя очень амбициозную планку. «Ува-молоко» – локальная компания. Но она всё более активную роль играет на федеральном уровне. И мы сделаем всё возможное для того, чтобы все наши планы были реализованы. 

Цифры

  • 250 тыс. т молока переработано за 2019 год
  • +10 тыс. т составил рост производства продукции за 10 месяцев 2020-го к аналогичному периоду прошлого года
  • Более 2000 человек работают на «Ува-молоко»