Отели, гостиницы, хостелы и другие бизнесы, деятельность которых заключается в предоставлении мест для временного  проживания, числились в списке особо пострадавших от пандемии коронавируса с самого первого постановления правительства на эту тему. В ситуации стагнации во время самоизоляции и роста конкуренции после представители гостиничного бизнеса не раз заявляли о больших финансовых потерях и необходимости трансформации отрасли. Эксперты рассказали «Деловой Репутации» о том, как пандемия повлияла на гостиничный бизнес в Удмуртии и как скоро компании с ОКВЭД 55 ожидают возвращения к допандемийным реалиям.

Михаил Тумин, министр экономики Удмуртской Республики:
– Развитие гостиничной сферы напрямую влияет на восприятие туристами региона. Кроме того, фестивали, спортивные состязания, конференции, форумы, выставки привлекают гостей из других регионов, а их участники часто становятся клиентами гостиниц, тем самым подчёркивая взаимосвязь различных составляющих инфраструктуры туризма.

На данный момент номерной фонд региона насчитывает 14815 единиц. По итогам первого полугодия 2021 года объём услуг гостиниц и других средств размещения составил 274,3 млн рублей. За аналогичный период 2020 года показатель равнялся 116,6 млн рублей. Рост показателя более чем в два раза объясним снятием ряда ограничений на перемещения внутри страны, а также введёнными мерами поддержки туристской отрасли, как, например, программа кешбэка за путешествия по России.

Внутренний поток туристов на период с 1 января по 31 июля 2021 года составил более 377 тыс. человек. Основной запрос по коллективным местам размещения идёт на гостиницы, отели, базы отдыха. Сегодняшний новый туристический тренд – это размещение в глэмпингах и кемпингах, располагающихся в природных живописных зонах.

Благоприятно повлиять на развитие гостиничного хозяйства в стране, и Удмуртии в частности, должна стартовавшая программа выдачи льготных кредитов на строительство отелей, утверждённая постановлением Правительства РФ № 141 от 09.02.2021. Теперь предприниматели, реализующие инвестпроекты в сфере гостиничного бизнеса, смогут получить финансирование по ставке от 3 до 5% годовых. Полученные средства можно направить на строительство или реконструкцию зданий для размещения гостиниц площадью не менее 5 тыс. кв. м или с фондом от 120 номеров. Также разрешается инвестировать в отели, расположенные в многофункциональных (офисных или торгово-развлекательных) комплексах, если их фонд превышает 150 номеров. Данная мера позволит привлечь в отрасль новых инвесторов, простимулирует создание качественной инфраструктуры, что повысит привлекательность внутреннего и въездного туризма.

Максим Гомоюнов, председатель Комитета ресторанно-гостиничного бизнеса и общественного питания Удмуртского РО «Опора России»:
– Гостиничный бизнес напрямую связан с развитием экономики, и скорость его полного восстановления зависит от того, насколько быстро приходят в себя все отрасли в республике в целом. Сейчас состояние туризма и, соответственно, гостиничного бизнеса в Удмуртии постепенно возвращается к допандемийным реалиям. Однако явных перспектив к быстрому скачку в развитии туризма республики нет. Невозможно сказать точно, сколько времени потребуется ещё: за время пандемии значительно упал как внешний, так и внутренний туристический поток республики. Многие отели и гостиницы до сих пор стараются окупить убытки, которые были понесены во время самоизоляции. Даже меры поддержки бизнеса не сильно повлияли на ускорение восстановления одной из наиболее пострадавших отраслей.

Ирада Байрамова, генеральный менеджер Cosmos Izhevsk Hotel:
– Мы ещё не вернулись к «доковидным» показателям, но уже прослеживается положительная динамика. Наш сегмент клиентов продолжает размещаться у нас. Несмотря на рост популярности хостелов, люди продолжают приезжать к нам из других регионов с деловыми, туристическими, личными поездками. Более того, примерно 7% от месячного потока гостей – жители Удмуртии. Для них мы разработали специальное предложение – скидку 30% на проживание в выходные дни.

Большую роль в повышении продаж играет не только система скидок, но и наличие сайта у отеля и сопутствующей ему возможности онлайн-бронирования. Сейчас технологии и диджитал активно внедряются в жизнь отелей, и использовать возможности цифровизации – значит выделяться среди конкурентов. Например, в одном из отелей нашей сети – Cosmos Collection Izumrudny Les в Московской области – совместно с «Яндексом» был запущен первый в России проект беспилотных такси и роверов-доставщиков еды. Учитывая, что территория отеля 220 га, данный проект помог решить задачи в интересах большой группы гостей и вызвал волну положительных отзывов.

Анна Сутовская, руководитель отдела продаж Cosmos Izhevsk Hotel:
– Гостиничный бизнес вошёл в список особо пострадавших от коронавируса отраслей, что вполне логично: весной 2020 года прибыль отеля упала примерно на 80%. И до сих пор выручка не восстановилась до показателей 2019 года. Однако после самоизоляции мы взяли под ответственность здоровье гостей и сотрудников, в связи с чем появился ряд нововведений: мы следим за соблюдением дистанции при организации мероприятий, оснащаем персонал и посетителей средствами индивидуальной защиты, пришлось временно убрать мини-бары из номеров. 

Ксения Кравчук, пиар-менеджер Cosmos Izhevsk Hotel:
– Активное развитие digital-технологий – действительно основной тренд в отельном бизнесе, так же как и появление бутик-отелей и акцент на фотогеничность пространства. Сегодня эстетичные фотографии – основа маркетинга. Поэтому мы стремимся достичь максимально приятного вида пространства как в кадре, так и в жизни. Есть и более фундаментальные тенденции: такие, как тренд на поддержку и улучшение экологии, которого мы активно придерживаемся со своей стороны.

Екатерина Шпакова, директор HDHostel в Ижевске:
– Основной контингент хостелов – люди в командировках и юношеские спортивные команды. В марте 2020 года выручка упала на 100%. Из сотрудников на местах остались администраторы, которые отвечали на редкие телефонные звонки. Сохранить заработную плату удалось только благодаря субсидиям от государства. Когда эпидемиологическая обстановка стала улучшаться, мы смогли за первый месяц вернуть 2–3% прежнего спроса, но при этом увеличились затраты на средства индивидуальной защиты: помимо новых пунктов в списке расходов нас ждали высокие цены на средства дезинфекции и всё, что им сопутствовало, поэтому долгое время по «экономике» мы выходили «в ноль».

Сегодня мы вернулись к показателям 2019 года. Начиная с весны 2021 года спрос значительно вырос. Люди снова начали активно путешествовать, ездить в командировки и на соревнования, вернулись постоянные гости. Более того, изменилась структура аудитории: если раньше большая часть спроса приходилась именно на массовые заезды, этим летом мы встретили много туристов, которые едут отдыхать с семьёй или небольшой компанией. Хостелы стали «делить» аудиторию клиентов с арендодателями квартир посуточно. У людей долго сохранялся стереотип, что в хостелах низкий уровень обслуживания и гигиены, сомнительный контингент гостей. Но сегодня люди видят: здесь так же соблюдается приемлемый уровень сервиса, которому зачастую сопутствует невысокий ценник. Поэтому мы видим повышение спроса и интереса к нашим услугам.

Александр Конюхов, совладелец глэмпинга «Атмосфера», Удмуртия:
– Глэмпинг представляет собой относительно новый формат отдыха – совокупность комфорта отеля и эстетики отдыха на природе. В ситуации закрытых границ и активного развития внутреннего туризма глэмпинги действительно в каком-то смысле стали альтернативой отелям и гостиницам. Сегодня 70% гостей глэмпинга – жители Удмуртии, которые приезжают отдохнуть на выходные. Благодаря сарафанному радио и рекламе через страницы в социальных сетях мы обеспечиваем регулярный поток гостей.

Для привлечения аудитории мы также стараемся предоставить гостям различные сервисы: от тёплых бассейнов на природе до редкого грильстола. Так как нашей единственной рекламной площадкой является «Инстаграм» и мы понимаем, что бОльшая часть людей едет именно за фотографиями, пространство полностью приспособлено для эстетичных фото: организована фотозона, гармонично подобран интерьер, сами гостиничные сферы расположены так, чтобы из каждой открывался красивый вид для фотографий.

Елена Шелехова, руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, Москва:
– Исходя из статистики OneTwoTrip, спрос на отели в Удмуртии постепенно восстанавливается после пандемии. За лето 2021 года доля совершённых бронирований в местах размещения Ижевска составила 0,31% от общего числа заказов по России. Этот показатель увеличился на 41% по сравнению с прошлым годом, но всё же на 6% отстаёт от статистики 2019 года. По «звёздной» категории самыми популярными летом 2021 года оказались трёхзвёздочные гостиницы – 31,4%. Вторую строчку заняли четырёхзвёздочные отели (30,3%), третью – апартаменты и гостевые дома (25,2%). Останавливаться в пятизвёздочных объектах размещения предпочитали 8,5% путешественников, в «двух звёздах» – 4,1%, а в «одной звезде» – 0,5% туристов.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).