Оцифровка жилых комплексов с превращением их в современные интеллектуальные пространства идёт почти во всех регионах, но с разной динамикой. Какие кейсы по цифровому управлению недвижимостью применяют компании Удмуртии, застройщики других субъектов – в нашем материале.  

Наталья Гарифуллина, директор по маркетингу федерального девелопера «Талан»:
– В Ижевске и городах присутствия нашей компании застройщики активно строят и сдают жилые комплексы с элементами «умного дома». Как правило, это сегмент комфорт+ и выше, но и застройщики из эконом-сегмента тоже внедряют некоторые доступные решения (USB-розетки, Wi-fi для жильцов и т. д.).

В 2020 году в Ижевске сдаётся сразу несколько проектов с умными решениями, два из которых —  дома компании «Талан». Различные умные решения предусмотрели в своих проектах застройщики «Уралдомстрой», «АСПЭК-Домстрой», «Рен-Тек». Жилые комплексы сдаются примерно в одно время — по проектным декларациям во второй половине 2020 года, поэтому можно говорить о тренде на инновации 2-3 года назад, когда велось проектирование. 

Если говорить о наших жилых комплексах, то, например, при разработке проектов класса комфорт+ и выше, мы посчитали необходимым заложить умные решения, доступные всем жителям на территории комплекса: USB-розетки, модуль WI-Fi для жильцов, бесключевой доступ на территорию, возможность онлайн-доступа к видеокамерам.

Самым крупным нашим проектом с умными решениями стал жилой комплекс в Тюмени. Помимо опций, представленных и других проектах компании, здесь в каждой квартире установлен модуль «умной квартиры», который позволяет передавать показания счетчиков, перекрывать воду, отключать электричество и создавать индивидуальные сценарии. Дом уже сдан, и мы изучаем, все ли умные решения оправдали ожидания жителей и получаем от них обратную связь. Анализ потребительского опыта позволит в будущем предлагать клиентам самые востребованные жителями умные решения.

Дарья Воронова, генеральный директор московской компании «Домиленд»:
— Расскажу о нашем кейсе по цифровому управлению коммерческой недвижимостью. Мы совместно с ГК «А101» (крупный московский застройщик) начали полноценную эксплуатацию платформенного решения «А101 Бизнес» для собственников и операторов коммерческих помещений во всех жилых комплексах девелопера.

«А101 Бизнес» — это мобильное приложение. Его авторизованные пользователи могут найти арендаторов на своё помещение и контролировать расчёты с ними, а арендаторы – выбрать тип бизнеса, посмотреть расположение ближайших конкурентов и выбрать подходящее помещение из числа непроданных или сдающихся в аренду другими собственниками.

Кроме того, операторы коммерческих объектов получили возможность обращаться напрямую к жителям: анонсировать открытие и продвигать свои услуги на ресурсах ГК «А101», вести онлайн-запись, принимать заказы на доставку, сообщать об акциях и спецпредложениях.

Всего за два месяца удалось адаптировать «коробочное» решение и создать удобный и полезный продукт. Внедрение цифровых сервисов позволяет формировать сильный и технологичный бренд, поэтому в «А101» намерены развивать это направление, и к осени обновят мобильное приложение для жителей.

Сейчас у приложения большая аудитория – до 80 тыс. человек. В объектах, реализованных ГК «А101», проживает более 45 тыс. человек, работает порядка 300 объектов коммерческой инфраструктуры, которой также пользуются жители соседних ЖК и частного сектора.

Благодаря новой версии приложения жители районов, построенных ГК «А101», смогут более тесно взаимодействовать с управляющей компанией и отслеживать любые обращения в центр клиентского обслуживания, передавать показания счётчиков и оплачивать жилищно-коммунальные услуги, оформлять гостевые пропуски, участвовать в опросах и общих собраниях, заказывать товары или услуги в маркетплейсе, размещать объявления и т. п.

Застройщик поставил перед нами интересную задачу: адаптировать продукт для управления коммерческой недвижимостью. Решение не только позволит собственнику управлять своими помещениями, но и арендатору построить эффективные процессы обслуживания жителей проектов ГК «А101». В совокупности такая цифровизация помогает бизнесу оптимизировать процессы, снижать дебиторскую задолженность и повышать рентабельность, а пользователям даёт высокий уровень комфорта и формирует лояльное комьюнити.

Тимур Захарченко, учредитель компании Sales Machine (маркетинг недвижимости для застройщиков), обладатель European Property Awards-2018 за лучшую рекламную кампанию объекта недвижимости в России: 
— Ещё в 2017 году наша команда разработала концепт и запустила маркетинговую кампанию первого «умного дома» в сегменте эконом — ТеслаДом. Уже на третий месяц спрос стал превышать плановые продажи и мы, следуя велению рынка, стали повышать цены. Через 15 месяцев после старта заканчивали распродавать квартиры с плюсом 30-40% к стартовой цене (в зависимости от типа квартиры). При средней динамике роста цены за этот период – плюс 10%.

Как показал анализ анкет покупателей, проведённый после реализации проекта, сама идея «умного дома» является очень востребованной. Причём как у молодого активного поколения 30+, так и у 50+. Обе эти группы были основными покупателями квартир. Однако все по-разному понимают наполнение и функционал такого дома. Никакого стандарта не существует. Мы включили в понятие «умного дома» отдельные инновации, которые на том момент были доступны к реализации — солнечные панели, радиоуправления отоплением с возможностью программирования, GSM-домофон и первого в России робота-консьержа. Обладая даже таким минимальным набором, который не сильно увеличивал себестоимость проекта (не более 10% от общей выручки проекта), мы значительно выигрывали у конкурентов, которые в принципе не интегрируют в проекты никаких инноваций. Это позволило продавать квартиры быстрее и дороже среднерыночных показателей. 95% квартир было распродано спустя 15 месяцев после старта продаж.

Кроме того, использование любых компонентов «умного дома» даёт широкие возможности для использования этого в маркетинге проекта. Так у нас стартовал билборд-проект под названием «У нас умный дом — остальные тупые». Яркий эмоциональный посыл сразу привлёк внимание покупателей. Потом мы вывозили роботы в городской парк, устраивали коллаборации с поставщиками солнечных панелей и ярко провели акцию «3 билборда на границе Ростова. Штат Батайск». Наши усилия были оценены не только клиентами, но международным жюри, проекту присудили награду в номинации «Лучшая маркетинговая компания объекта недвижимости в России» премии European Property Awards.

Однако есть и ложка дёгтя: после сдачи объекта жители не договорились с застройщиком и не захотели принимать на баланс робота-консьержа. В этом проекте он так и не обрёл свой дом.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).