Класс самозанятых растёт. Привлекательность инструмента для многих очевидна. Но как для самих предпринимателей, так и для их контрагентов спецрежим несёт свои риски – от банковских комиссий, непрозрачных договорных отношений до претензий налоговой, доначислений и штрафов. Что учесть заказчику при работе с физлицами, применяющими НПД, и о чём нужно знать самим носителям статуса – рассказывают эксперты нашего журнала.

Оксана Васильева, доцент юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета, к. ю. н.:
– О каких подводных камнях нужно знать? Не стоит акцентировать внимание на том, зарегистрирован ли самозанятый в качестве индивидуального предпринимателя. Распространилось мнение, что если самозанятый зарегистрирован в качестве ИП, то он не подвержен риску блокировки банковского счёта в случае нарушений (ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма») и не собирается «отмывать» доходы. Однако регистрация физлица одновременно и самозанятым, и ИП необоснованна и абсолютно не нужна. ИП необходимо выплачивать взносы в пенсионный фонд и в ФСС, то есть производить обязательные платежи как предпринимателю, а у самозанятого в этом нет необходимости. Наличие обеих форм ведения предпринимательства не даёт преимуществ для заключения договоров ГПХ. Да и риски по блокировке счёта одинаковые и не зависят от режима налогообложения.

Важный момент – онлайн-кассы. Законом не предписано их обязательное использование самозанятыми для произведения расчётов. Однако они обязаны формировать и выдавать чеки покупателям (они могут быть как бумажные, так и электронные). Выдача чеков обязательна, за их отсутствие предусмотрена ответственность. При первом нарушении штраф составит 20% от суммы расчёта по чеку, при повторном в течение шести месяцев – 100%.

Обязанность выдавать чек влечёт за собой обязанность иметь контрольно-кассовую аппаратуру, а будет ли это онлайн-касса или что-то другое – решать самозанятому.

Необходимо убедиться, что вы имеете дело с добросовестным самозанятым, платящим налоги. Для этого вы можете затребовать в ИФНС справку о статусе налогоплательщика, которая может подтвердить добросовестность вашего контрагента, поскольку для применения НПД самозанятое лицо обязано пройти регистрацию и получить подтверждение.

В процессе сотрудничества самозанятых с юридическими лицами могут возникнуть разные проблемы. Например, комиссии банков. Самозанятые в большинстве своём не являются ИП, и средства принимают на расчётный счёт физлица. При переводе средств со счёта юридического лица на счёт физического практически всеми банками взимается комиссия за перевод, а это отдельные расходы.

Ещё одной проблемой могут стать претензии налоговой службы, которая уже сейчас начинает фиксировать нарушения двухлетнего запрета на заключение договоров ГПХ с бывшими работниками этого же юридического лица. ФНС требует рассчитать и выплатить недостающие налоговые платежи. Если данное правонарушение не совершено и налоговая служба ошиблась, проблемы как таковой нет, но в этом случае тратится дополнительное время на устранение ошибок и противоречий.

Для самих самозанятых есть определённые минусы в работе с юрлицами, и, как правило, они связаны с тем, что их отношения оформляются путём заключения договора ГПХ, а не трудового. В связи с этим юридическое лицо, с которым работает самозанятый, снимает с себя все обязательства по организации рабочего места, рабочего процесса, а также обязательства по предоставлению ежегодного оплачиваемого отпуска, пенсионных отчислений и отчислений в фонд обязательного социального страхования. Для юр лица это несомненный плюс – экономия средств, времени и труда. А вот для самозанятого – бесспорный минус.

Дадим также советы, как не допустить в договоре ГПХ признаков трудового. Особенности договора ГПХ не прописаны в экспериментальном законодательстве, поэтому стоит обращаться к гражданскому. Договор ГПХ регулирует не трудовые, а гражданско-правовые отношения, поэтому он не должен содержать признаки трудовых отношений. Для этого не стоит прописывать в договоре график работы, самозанятый самостоятельно принимает решение, когда будет выполнять работу. Главное для него – уложиться в сроки, важен конечный результат. Если есть график, то предусматривается соблюдение внутреннего трудового распорядка, а значит, его можно приравнять к штатному сотруднику.

Нет необходимости прописывать материальную ответственность лица. По договору ГПХ лицо не может нести материальной ответственности, поскольку термин «материальная ответственность» применим только в трудовых правоотношениях. Если таковая имеется, это наталкивает на мысль, что лицо является сотрудником компании.

Лицу, с которым заключён договор ГПХ, не нужно выдавать расчётные листки о начислении заработной платы. Расчёт должен производиться по расходным кассовым ордерам или безналичным платежом на лицевой счёт.

При сотрудничестве по договору ГПХ не должна оформляться первичная документация: путевые листы для водителей, заявки на транспортировку груза и т. д.

После выполнения работ оформляется акт выполненных работ, однако он формируется не по итогам месяца, а по каждому договору ГПХ после окончания срока исполнения задания.

В локальных документах юрлица (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, техника безопасности и т. п.) не должна стоять подпись самозанятого, с которым заключён договор ГПХ, поскольку такие документы подписываются при включении лица в штат работников.

Как уже было сказано выше, самозанятый может быть бывшим работником юрлица и с ним возможно заключить договор ГПХ, но только после законно установленного двухлетнего соблюдения запрета на сотрудничество.

Некоторые компании стали получать требования из ИФНС, в которых сообщается, что был зафиксирован факт расчётов с самозанятым, менее двух лет назад работавшим в фирме. Налоговики просят доначислить налоги и пересдать отчёты.

Ситуация возникает, когда компания привлекает самозанятых, которые уже оказывали услуги этому же юридическому лицу по договору ГПХ, и разница между старым договором и вновь заключённым – менее двух лет. Ситуация подгоняется под запрет заключения отношений с бывшим работником в течение двух лет с момента его увольнения из организации. Налоговая служба видит, что эти люди были отражены в расчёте по страховым взносам, и делает поспешный вывод о возможном наличии трудового договора в прошлых периодах.

Если налоговая служба выдвинула такое требование, юрлицу нужно предоставить пояснения о том, что ранее возникшие отношения не носили трудового характера в прошлом, а также подкреплялись договором гражданско-правового характера.

Ираида Захаревич, советник АБ «BRight»:
– При заключении договоров юридическими лицами с физическими лицами, применяющими НПД, необходимо обратить внимание на следующие аспекты. Проверить, является ли физическое лицо плательщиком НПД на момент заключения договора, а также на даты выплат по договору (на сайте nalog.ru).

Необходимо прописать обязанность физлица – плательщика НПД – по предоставлению чеков на каждую сумму, выплаченную ему по договору, а также предусмотреть процесс подписания актов выполненных работ/об оказанных услугах.

Проверить, был ли ранее заключён трудовой договор с физическим лицом – плательщиком НПД, когда он был расторгнут.

Риск признания договора, заключённого между юридическим лицом и самозанятым, есть. В целом ситуация схожа с тем, что ранее существовало при заключении договоров между юрлицами и индивидуальными предпринимателями. Чтобы уменьшить риски признания отношений трудовыми, следует избегать следующих моментов: не предоставляйте оборудование, место в офисе, фирменную одежду исполнителю; предусматривайте оплату, исходя из объёма выполненной работы, а не с указанием конкретных «расчётных» дней; не предусматривайте «рабочие часы», схожие с обычным трудовым распорядком.

Если у самозанятого всего один заказчик, который платит постоянно в одни и те же даты одну и ту же сумму, это может привлечь внимание налоговой на предмет того, не являются ли такие отношения завуалированными трудовыми.

Анастасия Неверова, самозанятая:
– Исполнился год, как я стала самозанятой. Если отбросить отдельные ситуации и оценить режим сам по себе, минусов вижу меньше. Во-первых, льгота 10 тыс. руб. на оплату налогов с полученных сумм. Она позволяет платить в первые месяцы только 4% налога со всех сделок. Во-вторых, правовая защита. Как самозанятая я могу принимать деньги «в белую», а значит, могу подать в суд на недобросовестного заказчика и защитить свои интересы, не боясь штрафов от ФНС. В-третьих, заказчики больше доверяют тем, кто ведёт работу по закону, и охотнее идут на контакт. Ещё один бонус – отсутствие бумажной волокиты, простой процесс регистрации и снятия с учёта.

К неприятным сторонам самозанятости можно отнести отсутствие стажа. В теории его можно «купить» в приложении «Мой налог», если подключить опцию «Пенсионное обеспечение» и ежегодно выплачивать более 30 тыс. руб. в ПФР. Звучит неплохо, но на деле за 25–30 лет таких выплат самозанятому начислят примерно такую же пенсию, которую сейчас выплачивают в качестве социальной.

Другой минус – трудности с получением кредитов или ипотеки. Официально банки сообщают, что ипотеку может взять и самозанятый. Фактически банковские менеджеры либо говорят о невозможности выдачи кредита по справке о доходах самозанятого, либо моментально отказывают.

Несмотря на некоторые недостатки, самозанятость – история про плюсы. Прозрачность доходов важнее многих других факторов. 

Елена Иванова, старший юрист договорной практики Бюро адвокатов «Де-юре»:
– В день превышения лимита дохода в 2,4 млн руб. за год самозанятый утрачивает право применения режима НПД, лицу предоставляется 20 календарных дней для снятия с учёта в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и регистрации в качестве ИП, если ранее лицо не имело этого статуса.

Если нет желания регистрировать ИП, придётся учесть, что налоговая база в этом случае будет самой высокой из действующих – 13% на доходы физических лиц и 20% НДС.

Отказ от регистрации в качестве ИП может быть обоснован в том случае, если гражданин понимает, что превышение дохода – разовое, и в следующем году он не выйдет за рамки лимита. Во всех остальных случаях разумно зарегистрироваться в качестве ИП.

При работе с самозанятыми в договоре всегда должно содержаться условие, обязывающее самозанятого уведомить о прекращении возможности использовать НПД. Не лишним будет и мониторить ситуацию на ресурсе https://npd.nalog.ru/checkstatus/, периодически проверять, является ли лицо на момент оплаты самозанятым.

Для минимизации рисков в договоре стоит указать, что при переходе исполнителя на ОСНО сумма НДС считается уже включённой в цену договора. В таком случае затраты заказчика не будут увеличены.

Также дополнительное бремя может лечь на плечи заказчика в том случае, если самозанятый решит не регистрироваться в качестве ИП. В таком случае из вознаграждения «физика» подлежит удержанию НДФЛ, и должны быть начислены страховые взносы. В противном случае заказчику грозят санкции со стороны налоговой.

Если подписание гражданско-правового договора с самозанятым не преследует цели заключения притворной сделки, по факту направленной на привлечение самозанятого в качестве постоянного сотрудника, рисков для участников такой сделки быть не должно.

Заключение же «притворных» сделок для обхода установления трудовых отношений с работником, а следовательно, и необходимости платить, как налоговый агент, налог на доходы физических лиц, обязательные взносы ФОМС и ФСС чревато привлечением работодателя к административной ответственности, приостановлением деятельности юрлица до 90 суток.

Мария Семёнова, налоговый консультант, член АССА, к. э. н.:
– Важен такой момент: договор подряда может прикрывать трудовые правоотношения. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Работодатели не вправе понуждать работников к оформлению отношений, которые фактически являются трудовыми, путём заключения договоров гражданско-правового характера, в том числе для целей применения последними режима ПНД.

За заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, возможно привлечение компании, её должностных лиц к административной ответственности.

Более того, законодатель предусмотрел возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В случае признания отношений трудовыми у подрядчика/исполнителя по гражданско-правовому договору меняется правовой статус – он признаётся работником, имеющим право на гарантии, установленные ТК РФ, в частности, на доплаты, надбавки, ежегодный оплачиваемый отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия за счёт средств ФСС.

Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры, исходят не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов, но и устанавливают, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ТК РФ.

Налоговый орган вправе изменять юридическую квалификацию характера отношений налогоплательщика с третьими лицами, основываясь на всестороннем исследовании фактических обстоятельств деятельности налогоплательщика.

Если гражданско-правовой договор с физическим лицом, являющимся плательщиком ПНД, будет переквалифицирован в трудовой договор, компания-работодатель должна будет уплатить недоимку по НДФЛ и страховым взносам (включая обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), а также пени. Она также может быть привлечена к ответственности в виде штрафа за неудержанные НДФЛ в размере 20%, неуплату страховых взносов в размере до 40% недоимки.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).