Коронавирусная реальность, прибавившая вес телеком-сегменту и подогревшая интерес к телекоммуникационным технологиям, разделила мнения о будущем отрасли. Пока одни прогнозируют расцвет новой эры телекома, другие полагают, что эффект растущего спроса временный. Объективные экспертные оценки даёт генеральный директор компании Tele2 Сергей Эмдин.

Сергей Эмдин, генеральный директор компании Tele2

Комбинированный эффект

– Телеком-отрасль развивалась в пандемическом периоде по конвергентному сценарию. С одной стороны, мы прочувствовали резкий рост трафика, возросшую потребность абонентов в деловых активностях, спрос на услуги там, где раньше он не был на пиковых показателях (малые населённые пункты, сельская местность). Но в то же время ощутили трудности. Например, дефицит новых абонентов, снижение экономической эффективности в сегменте базовых услуг. Очень сказалось закрытие розничных точек продаж. Лишь в некоторых регионах этот сектор критически не пострадал. В целом трафик в салоны очень просел. Сейчас он восстанавливается, но «кризисное послевкусие» осталось.

Другой момент. Было много фобий по поводу того, как удастся покрыть технологические, продуктовые потребности клиентов, перезагрузить кадровую составляющую. Офисы опустели, 100% персонала перешли на удалённую работу. В том числе работники контактных центров, они были выведены из режима «оупен спейс». Но на практике эти фобии оказались мыльным пузырём. Мы перестроились довольно быстро. Как и другие компании отрасли. Общая федеральная повестка свидетельствует: все российские операторы приняли вызов новой реальности, успешно прошли стресс-тест. Не вводилось никаких ограничений по скорости передачи данных, не было перегрузок и аварийных ситуаций. Более того, на фоне высокого спроса выросли темпы строительства сети. В апреле-мае мы строили базовых станций больше, чем в допандемийный период.

Лично у меня есть гордость за нашу отрасль.

Реакция B2B: стабильно, без провалов

Многие компании во время изоляции вынуждены были приостановить свою деятельность, при этом для телеком-отрасли сектор B2B не принёс глобальных потрясений. Мы увидели здесь два разнонаправленных тренда.

Первый – рост спроса на продукты со стороны крупного бизнеса, который не приостанавливал работу. Интерес к услугам мы фиксировали практически во всех регионах. Спрос подогревался появлением у компаний новых потребностей, связанных с форматами «удалёнки».

С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что малый бизнес и часть среднего серьёзно пострадали. Никакой потребительской активности здесь не было. И в этом сегменте телеком резко ушёл в минус.

Такие «качели» привели к тому, что в сухом остатке в корпоративном сегменте мы получили некую стабильность.

Цифровой образ жизни

Фактически в период изоляции мы увидели потребление нового поколения. Интернет-трафик в сети Tele2 вырос почти на 30%. И продолжает расти и сегодня. Такой тренд даёт нам основание говорить о новом цифровом образе жизни общества.

Пользователи оценили онлайн-медицину, онлайн-образование, виртуальные командировки, совещания по Skype и в ZOOM и многое другое. Клиенты распробовали новые сервисы, и, по всей видимости, у пользователей нет желания отказываться от сформированных привычек.

Думаю, что большинство жителей и дальше, пусть фрагментарно, но будут пользоваться цифровыми сервисами, продуктами и не утратят вкус к оцифрованному образу жизни. Даже после возвращения к привычному графику нагрузка на сети связи остаётся выше, чем в начале года. Потребительское поведение меняется, люди не спешат выходить из онлайн. Это значит, потребность в операторах связи останется достаточно высокой, а отрасль в долгосрочной перспективе будет являться неким пандемийным бенефициаром. 

Сonnectivity растёт – телеком развивается

Пока нельзя сказать о том, что период изоляции стал катализатором внедрения телекоммуникационных новаций. Пройден слишком короткий путь. В период высоких нагрузок отрасль больше занималась переформатированием текущей работы, перестройкой внутренних моделей и систем, нежели новшествами.

Революционных технологических прорывов не было, но, думаю, они впереди. Для этого нужно многое менять в «серой зоне» законодательства. Она во многом сдерживает инновационные возможности телекома.

Например, есть технология eSIM, позволяющая абоненту при использовании услуг сотовой связи обходиться без пластиковой SIM-карты, а удалённо покупать тариф у оператора и удалённо же подключать новый номер. Tele2 уже предоставляет возможность подключения eSIM, но пока только в рамках пилота. Причина – не все запросы в области законодательства разрешены.

Прогнозирую, что в 2021 году административные барьеры будут сняты и технология станет массовой, базовой. «Пластик» ещё инерционно находится с нами, но это устаревшая технология, нам нужно двигаться дальше. 

А вот от отложенного полномасштабного запуска сетей 5G Россия пока ничего не потеряла. И обычный потребитель уж точно. Сети четвёртого поколения полностью покрывают клиентские потребности. 5G – это, скорее, элемент престижа, когда у одного клиента технология есть, а другой до неё ещё не дошёл.

Что касается перспектив отрасли, каким будет ответ на новые клиентские запросы, будет ли акцент на цифровое поведение потребителя? То, что он будет, это точно. Но по существу сказать пока сложно, слишком много сейчас подвижных трендов.

Будет развиваться «интернет вещей». Хотя, прогнозы по нему не вполне оправдываются. Пока он не показывает тот лавинообразный рост, который все ждали. «Интернет людей» существенно превалирует. Но, несомненно, за сегментом – будущее. Рано или поздно он возьмёт лидирующие позиции.