Последние события повлияли не только на экономику и инвестиции — пострадали и социальные сети. Блокировка Роскомнадзора коснулась Facebook и частично Twitter. Затем о приостановке прямых эфиров и распространения нового контента сообщил TikTok. Что теперь делать SMM-специалистам и тагретологам, как продвигать свои медиа и продукты и как может измениться формат работы, рассказывают эксперты нашего журнала. 

Маша Елисеева, руководитель SMM-отдела AGM Group:

— Необходимо подстраиваться под обстоятельства. Тенденция непланирования замечена уже давно. Материалы периодически отписывались исходя из текущей повестки. Сейчас стоит чётко определить, что мы не говорим, что мы можем говорить, что мы хотим донести и уже по факту отписывать материалы. Возможно сократить частоту выхода контента, чтобы качество не страдало (если ресурсы очень ограничены). Планирование в разрезе 3-5 дней — это наша реальность, которую нужно принять. Иных вариантов, к сожалению, нет. 

Переходите на отечественный или дружественный софт. Supa, например, может заменить приложение Canva, а Битрикс24 заменит любой другой планировщик задач. Если вы агентство или фрилансер и занимаетесь соцмедиа, важно перейти на инструменты, которые работают на территории нашей страны, автоматизировать процесс. Только гибкость может помочь остаться на плаву и со временем возможно даже прирасти в количестве клиентов. 

«Вконтакте», myTarget и Яндекс.Дзен остаются. Они имеют полноценный функционал: контент, комментарии, рекламу. Дополнительно освоить копирайтинг будет не лишним. Остаётся и вектор на видеоконтент (в ВК есть также аналог Reels и TikTok), поэтому сценарные и операторские навыки нужны в любом случае. Компании будут экономить, поэтому есть смысл подтянуть ряд навыков, если вы узконаправленный специалист. 

Игорь Малинин, руководитель рекламного холдинга The Business Pill:

— В SMM — social media marketing — главным является последнее слово. Я советую всем специалистам в первую очередь браться не за социальные сети, а в целом за науку освоения рынка. Тогда у вас не будет стоять вопрос что делать, если закроют Instagram. Вы станете стратегом и поймёте, что продвигаться можно везде, потому что в основе всего лежит один принцип — сегментируй аудиторию и выходи на неё с целевым сообщением. Всё остальное — это каналы коммуникации, которые сегодня могут быть одними, а завтра другими. Опять же, никто не закрыл ни интернет, ни соцсети в принципе. В России всего лишь ограничен доступ к нескольким площадкам, пусть и очень популярным. Сейчас люди перейдут в другую соцсеть — например, во «Вконтакте», где есть точно такие же инструменты продвижения (контент, сториз, клипы, таргетированная реклама). 

Осваивайте новые площадки и предлагайте своим клиентам продвижение там. Стоит всегда присутствовать на нескольких площадках. Уже сейчас создайте аккаунты на 3-5 не зависящих друг от другах площадках и собирайте контент там. Все забывают о том, что бизнес и предпринимательство — это постоянная деятельность и постоянный риск-менеджмент. Для настоящего предпринимателя такие вещи не должны быть шоком. Сейчас будет спрос на универсальных маркетологов, которые хорошо знают интернет. 

Радмила Савина, специалист по рекламе и связям с общественностью ICL Services:

— В любой непонятной ситуации одной из верных стратегий будет наблюдение, а уже после принятие какого-то решения. Сегодня работы у SMM-специалистов в больших компаниях, наоборот, прибавилось – нужен постоянный мониторинг конкурентов, а также поддержка компании на фоне пока все еще не утихающих новостей об уходе различных гигантов из России. 

Сегодня мы наблюдаем удивительное явление – всем стало важно, что будет с социальными сетями. На мой взгляд, это время, не побоюсь этого слова, колоссальных возможностей для привлечения аудитории. Главное — не поддаваться панике и продолжать работу. Реальный кейс ICL Services: чуть больше, чем за 7 дней мы увеличили количество подписчиков в нашем telegram-канале более чем на 100%. Мы воспользовались всеми нашими каналами для сообщения о том, что у нас все хорошо. А чтобы наблюдать за тем, как мы это делаем, предложили «оставаться на связи» в telegram-канале. На волне всеобщей паники с блокировкой Facebook и сбоями в работе Instagram такого рода коммуникация отлично сработала. 

Давать прогнозы о том, что ждет социальные сети хотя бы завтра, — очень бесполезное занятие. Совет – подумайте о том, что можно сделать уже сегодня, чтобы оставаться с клиентом на связи, не потерять свою аудиторию и социальные сети. Советы из очевидного: 

— Коротко распишите краткосрочный и долгосрочный план своих действий на случай, если привычные социальные сети действительно станут недоступны. В краткосрочный план добавьте посты с приглашением в мессенджеры, а в долгосрочный – посты с приглашением на сайт, который заменит социальные сети. 

Подумайте о tone of voice. Если у вас запланирован прекрасный пост с котиками, посмотрите на него еще раз и подумайте, стоит ли его выпускать в нынешней ситуации. Возьмите за правило администрировать каждый инфоповод на предмет — стоит ли им сейчас делиться в социальных сетях или достаточно выложить на сайт. Я бы рекомендовала подготовить нейтральный контент на актуальные темы. 

Если у вас нет telegram-канала и группы во «Вконтакте» – самое время их завести. На сегодняшний день это единственные островки стабильности.

— Приостановите рекламные кампании в Facebook и отвяжите карту, с которой ранее производилась оплата, для сохранности бюджета. Рекламная кампания отключается постепенно, поэтому списания могут продолжаться. 

— Изучите RuTube. И это не шутка для первого апреля, а реальность, в которой нужно продолжать работать и держать высокий ER. Если случится так, что YouTube тоже заблокируют, интерфейс RuTube уже будет вам знаком. 

— Не бросайте аккаунты. Охваты в Facebook упали, но аудитория умеет пользоваться VPN – вы продолжаете работать, и подписчики должны об этом знать.  

— И самое главное – не молчите. Компании, которые молчат, по мнению пользователей, либо закрылись, либо переживают сложные времена. Сохраняйте репутацию и продолжайте работать.

Руслан Калимулин, генеральный директор Digital-агентства PRAD:

— SMM-специалист — это общее понятие. Если он сторисмейкер, создающий контент, то он легко адаптируется в любой другой соцсети или начнет развивать компетенции в маркетплейсах. Тагретологи сейчас активно переходят на такие площадки, как «Вконтакте» и myTarget. В Facebook и Instagram работа также продолжается. Производственные компании осваивают новые рынки сбыта. Мы работаем с рынком Европы, трудностей в работе нет, но остро стоит вопрос с переводами денег. Для этого мы готовим хаб и выбираем страну для внешнеэкономических операций, которая дружественна к России, но при этом не имеет санкций для внешней торговли.

Любой бизнес должен диверсифицировать риски и не складывать «яйца в одну корзину». Если весь бизнес был построен в Instagram, это вопрос к собственнику как управленцу. Эта соцсеть приносила больше заявок, чем «Вконтакте», но для стабильной работы компании всегда необходимо учитывать риски.  

Если раньше был один канал привлечения трафика, напишите ещё 50 и развивайте их. Создавайте коллаборации, начинайте работать в партнерстве. Прогноз один: выживет не сильный, а быстрый. Меняйтесь. Рынок рекламы в социальных сетях перестраивается. Компании переходят в «Одноклассники» и «Вконтакте». От того, что в России исчезнет Instagram и Facebook, меньше людей не станет. 2022 год в бизнесе будет годом коллаборации и взаимопомощи. Компании начнут занимать новые рынки сбыта товаров и услуг тех корпораций, которые вышли из РФ. В любом случае, этот год покажет все слабые и сильные стороны компаний. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).