Уже завтра все желающие смогут начать оформление или переоформление в налоговых органах на ведение деятельности в новом налоговом режиме. Наши эксперты оценивают развитие ситуации с его применением в России.

Юрий Петров, управляющий партнёр девелоперской компании TYCOON:
— До недавнего времени был, так скажем, бум оформления людей определённых профессий в качестве самозанятых. Репетиторы, тренеры, мастера в сфере бьюти-индустрии, тату-мастера, фотографы и видеографы, художники и дизайнеры, портные и многие другие считали, что выгоднее, платить 6% с оборота, 12% с выручки вкупе с платежами в пенсионный фонд, приобрести патент или платить 4% при расчётах с физическими лицами и 6% при расчётах с организациями как самозанятый, если твой годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.

В самозанятости, безусловно, привлекает возможность не платить в ТФОМС и ПФР, а это порядка 30-35 тыс. руб. в год.

В нынешних условиях эта категория работников оказалась одной из самых уязвимых, и именно от них слышны ропот и возмущения. На что оформленные по ТК в организациях люди, десятилетиями платившие НДФЛ с заработной платы, отвечали, что это несправедливо, ведь именно самозанятые активнее всего манипулировали суммами получаемого дохода, занижая их величину, используя наличный расчёт без кассовых аппаратов и переводы между физическими лицами на дебетовые карты.

Для чего вообще оформлять деятельность подобного рода? Государство решило мотивировать граждан следующим образом: налоговый режим позволяет выйти из «серой зоны» и использовать плюсы легального статуса: открыто размещать рекламу, не боясь проверок и штрафов, расширить клиентскую базу за счёт новых клиентов, которые привыкли работать официально, законно отстаивать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики, получить доступ к сервисам от Сбербанка и партнёров.

Но вот даёт ли новый статус преимущество в работе в сегменте B2B, со средними и крупными компаниями? Охотно ли ООО заключают договора с самозанятыми и с ИП?

Есть организации, которым важно качество исполнения работ, их эксклюзивность, они готовы официально оплатить услуги фрилансера и включить их в статью затрат. Даже при всех неудобствах с НДС, возникающих при расчётах с ИП. Если, к примеру, компания хочет привлечь молодого талантливого SMM-специалиста на «удалёнке», таргетолога из другого города или страны, заказать эскизы своих проектов у художника, сайт или 3D визуализацию у графического дизайнера, она готова озаботиться не самой приятной бумажной волокитой для получения результата.

Зачастую препятствия на пути такого взаимодействия чинят сами индивидуальные предприниматели и самозанятые специалисты. В силу недостаточных компетенций и знаний в сфере бухгалтерии они не могут принять платёж на расчётный счёт, опасаются проверок, не понимают, как платить налоги, боятся блокировки банком своих кредитных карт. Зачастую этот страх просто парализует человека и не позволяет ему взять выгодный заказ. Несмотря на то, что в его интересах получить деньги, он буквально блокирует все предложения заказчика по способам и возможностям их получения.

Один пример. Специалист по продвижению социальных сетей, Елена из Новосибирска, составив очень перспективный и заинтересовавший заказчика план продвижения, просто не смогла договориться с ним по вопросу перечисления средств за свои услуги, и компания обратилась в агентство, у которого подобных проблем не возникло.

Есть, безусловно, и положительные примеры. Более молодые и амбициозные специалисты ищут возможности, а не препоны, и в итоге находят способы взаимодействия и расчётов с крупными заказчиками. К примеру, начинающего СММ-специалиста из Москвы Анну будущий работодатель заметил прямо во время защиты её дипломного проекта, которая проходила по Skype, в рамках обучения в онлайн-школе на курсе «Продвижение в Инстраграм». Талантливая девушка получила предложение от работодателя буквально вместе со своим дипломом. Заманчивый оффер от европейской девелоперской компании, возможность получить опыт работы с солидным заказчиком в сфере строительства — всё это вполне реально даже в нынешних реалиях.

Конечно, более старые и привычные формы оформления вызывают больше доверия, особенно у консервативных клиентов, так, к примеру, по нашим наблюдениям, с ИП стали работать гораздо охотнее. Проблемы при оплате возникают разве что из-за неудачного выбора банка. К примеру, один банк отклоняет платежи крупных клиентов другому банку, в котором открыт счёт самозанятого. Однако эта проблема буквально за два-три рабочих дня может быть решена сменой финансовой организации, предоставляющей РКО.

Сергей Скавронский, руководитель PANTEY Consult, юридического консалтинга в сфере интеллектуальной собственности:
— Объективно говоря, данный налоговый режим выгоден только для микропредприятий или лиц, которые самостоятельно оказывают услуги, и чья годовая выручка не превышает 2,4 млн рублей. Для всех, кто зарабатывает в год больше, лучше воспользоваться форматом работы через ООО или ИП. Наиболее выгодным эта форма работы будет для тех, кто оказывает услуги физлицам, так как в таком случае налоговая ставка составит всего 4%.

Некоторые предприниматели, работающие сейчас как ООО или ИП, особенно в регионах, которые имеют небольшую выручку по году и работают без официальных сотрудников, будут рады перейти на новый налоговый режим. Однако для большинства ООО и ИП он попросту не подойдёт.

На данный режим перейдут многие физические лица из сфер такси, репетиторства, частного ухода за детьми и пожилыми людьми, а также фрилансеры.

Несомненно, у самозанятых возникнут некоторые трудности в плане работы с крупными компаниями и корпорациями. Прямых ограничений в законе нет, но внутренние регламенты и процедуры определения подрядчиков могут не допускать привлечения такого исполнителя. Тем не менее, уже есть сформировавшаяся практика, основанная на позиции ФНС по взаимодействию юрлиц с самозанятыми — при начале сотрудничества и подписании договора компания запрашивает справку самозанятого о постановке на учёт в качестве плательщика НПД, а далее после получения оплаты самозанятый присылает компании чек, по факту завершения оказания услуг подписывает акты.

Представители власти неоднократно высказывались относительно ожиданий от нового режима. Это вывод большого числа людей из «теневого» сектора, повышение собираемости налогов, возможность для граждан получать налоговые вычеты и подтверждать доход для банков для получения кредитов и ипотеки.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).