Тому, кто 33 года в российском бизнесе, и пробитые 20 покрышек на «Дакаре-2021» не страшны: генеральный директор «АСПЭК групп» Виктор Хорошавцев финишировал с победной улыбкой. Но о гонках – настоящей страсти Виктора Геннадьевича – при следующей встрече. А сегодня поговорим о другой страсти – неугомонности в бизнесе и желании вместе со своей командой преобразить мир.

Оглядываясь на год назад и подводя итоги, никто и предположить не мог, насколько необычным будет 2020-й. Мы думали о развитии бизнеса, планировали поездки, но ситуация внесла свои коррективы. Признаюсь, на совещании в АСПЭКе в марте прошлого года, первом после введения ограничений, мой настрой был очень пессимистичным. Я прошёл несколько экономических и финансовых кризисов и, обжёгшись на молоке, дул на холодную воду. Мы были готовы к самому худшему развитию событий. И то, что пессимистичный сценарий не понадобился, хорошо. Мы справились с ситуацией, практически достигли всех запланированных показателей, а, например, по автонаправлению АСПЭК даже показал рост.

Осталась ли неизменной миссия АСПЭКа – делать мир лучше? Конечно. Мы очень твёрдо и настойчиво будем реализовывать её дальше, понимая, что это программа не на год-два, а на десятилетия. И начинать надо с маленьких шажков, которые, может, и не видны на первый взгляд. Возможно, нашу миссию можно сформулировать более точно: мы делаем мир таким, каким он должен быть, особое внимание уделяя экологии и качеству жизни. Безусловно, мы не сможем изменить его за один день: избавиться от пластика, перейти на употребление органических продуктов, перестать выкидывать мусор куда попало… Но мы можем это делать постепенно. Поэтому всё, что мы делаем в каждом из направлений бизнеса АСПЭКа, делается с главной целью – помочь нашей земле, окружающей среде и людям.

Если говорить о главных итогах года, то основная задача – создание новой модели управляющей компании как акционерного офиса – решена. Я как генеральный директор «АСПЭК групп» занимаюсь вопросами стратегии и развития, переговорными процессами. Исполнительный директор Михаил Юрьевич Питкевич – всей операционной деятельностью. Следующий важный шаг – цифровая трансформация бизнеса. Да, мы планировали это сделать ещё в прошлом году. Но динамично завершить процесс не получилось, так бывает всегда, когда берёшься за неизвестную работу и хочешь во всём разобраться сам. Но мы обязательно сделаем это, чтобы достичь необходимой оперативности в работе и принятии решений. Компании, которые сегодня быстро реагируют на все изменения, происходящие на рынках, выживают и развиваются. И это связано совсем не с пандемией. Просто она помогла нам быстрее это осознать. Я надеюсь, что мы, во-первых, правильно понимаем и оцениваем то, что происходит в мировой и российской экономиках. А во-вторых, осознаём, чему мы соответствуем и каковы наши реальные возможности. АСПЭК в бизнесе всегда развивался методом проб и ошибок. Наш путь и сейчас, спустя 29 лет, для нас – путь первопроходца. Это абсолютно нормально. Ты развиваешься не тогда, когда повторяешь чей-то успешный алгоритм, а когда набиваешь шишки.

Строительный бизнес АСПЭКа – по-прежнему наш флагман. Я горжусь, что строго по графику, в марте этого года, мы сдадим после реконструкции Национальную библиотеку. Это был первый объект, «взятый» нами на условиях тендера. И это тоже путь первопроходца. При детальном подходе оказалось, что реконструкция – более сложный процесс, чем строительство нового объекта. Нам пришлось серьёзно потрудиться, чтобы максимально сохранить исторический облик здания. И важно – в Национальной библиотеке теперь будет современная система хранения книг, с необходимым микроклиматом, в соответствии со всеми требованиями.

Ежегодно девелоперское направление АСПЭКа вводит в строй порядка 50 тыс. кв. м жилья, регулярно внедряя нововведения в проекты домов. На основе накопленного опыта и с учётом необходимых оптимизаций уже в третий по счёту дом интегрирована система «Умный дом». При этом интересные идеи, повышающие комфорт проживания, рождаются в совместном диалоге наших специалистов с потенциальными покупателями. Отдельно стоит отметить, что это касается не только самих квартир, но и подъездов, дворов, объектов инфраструктуры. Нам важно знать и своевременно реагировать на запросы, понимать, какой хотят видеть среду для жизни наши будущие новосёлы.

Агронаправление АСПЭКа – бизнес будущего или уже настоящего? Для меня сегодня это самое главное, однозначно. За эти шесть лет мы уже так глубоко разобрались в вопросах производства органического сыра и предприняли столько усилий, что я уверен: этот бизнес, который начинался как хобби, станет нашим флагманом.

В агронаправлении, как нигде, пожалуй, чувствуется миссия АСПЭКа и общий тренд на экологичность и качество всего, чем мы занимаемся. Экоферма «Дубровское» не просто собирается производить вкусный сыр, мы занимаемся производством органической продукции полного цикла. В прошлом году мы уже доказали, что и на органике можно получить хороший результат зерновых – 23 центнера с гектара. Это один из лучших результатов в Киясовском районе, где располагается наша экоферма. Но все другие результаты получены при активном использовании пестицидов и минеральных удобрений, а у нас – чистая органика.

Сейчас проектируем ещё одну ферму на 1800 голов крупного рогатого скота и расширяем ферму до 3000 голов коз. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня потребность в наших сырах явно сформирована. Есть динамично растущий рынок. Та модель, которую мы продвигаем шесть лет, является оптимальной. Благодаря замкнутому циклу мы не зависим ни от кого, на каждом этапе получая ту маржинальность, которую запланировали. Со временем мы нарастим объёмы производства молока до 100 т в сутки, но это всё равно будет органическая продукция. Молоко – как нефть. Из нефти можно сделать порядка 2500–3000 наименований продукции. У молока возможности скромнее, но в России не используют и половину того, что возможно. Есть огромная потребность в козьем молоке, которое менее аллергичное и может применяться для детского питания.

Конечно, качественный органический сыр – не продукт массового потребления. Но и изменение мира начинается с маленьких шажков. Я очень надеюсь, что через год в фирменном магазине экофермы «Дубровское» можно будет с удовольствием продегустировать наши сыры. Не надеюсь, а уверен. С нашей командой АСПЭКа можно горы свернуть!