28 июня в Агентстве стратегических инициатив состоялось совещание на тему «Презентация и обсуждение итогов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ». О результатах и планах Удмуртии рассказала руководитель Агентства инвестиционного развития УР Римма Бякова.
– По мнению АСИ, в настоящее время Национальный рейтинг является основным инструментом управления инвестиционным климатом в стране. Он составляется на основе опросов предпринимателей с целью оценить усилия органов власти по созданию благоприятной среды для развития бизнеса.
Выявлена зависимость между рейтингом и макроэкономическими показателями – ВРП и частными инвестициями на душу населения. В 2017 году корреляция рейтинга и первого показателя возросла на 30% по сравнению с 2016-м, рейтинга и второго показателя – на 10%. Это говорит о том, что результаты опроса предпринимателей отражают позиции развития регионов.
В 2017 году эксперты отметили улучшение инвестиционного климата в 51 субъекте РФ. Лидером рейтинга остаётся Татарстан, однако в двадцатке произошли серьёзные изменения. В неё вошли 6 регионов ПФО. В частности, Чувашия поднялась с 6 на 2 место, обогнав Москву.
28 место Удмуртии в рейтинге – неплохой результат. Особенно с учётом значительного изменения позиций многих регионов. Это результат общих усилий правительства республики, и он напрямую зависит от годовой работы региональной команды. Удмуртия окружена сильными «соседями», уже сделавшими скачок в инвестиционном развитии – это и Башкирия, и Ульяновская область, и Мордовия, и та же Чувашия. Сегодня регионы конкурируют между собой, предлагая инвестору наиболее привлекательные площадки, льготы и преференции. Поэтому «чтобы оставаться на месте, надо бежать в два раза быстрее». Задачи, которые ставит перед нами врио главы Удмуртии Александр Бречалов, в дальнейшем станут драйвером улучшения результатов республики в рейтинге. Новая инвестиционная философия должна основываться на открытости власти и партнёрском диалоге с бизнесом. Наша цель – попасть в топ-20 рейтинга, а затем и в топ-10.
Важный для нас показатель – «Оценка механизма государственно-частного партнёрства». По итогам 2016 года Удмуртия заняла 13-е место по России по развитию ГЧП и 4-е – по созданию необходимых институтов для функционирования этого механизма. Высоко оценили предприниматели деятельность региональной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – здесь мы из группы «Д» переместились в «А».
К сожалению, по показателю «Доля региональных налоговых льгот, предоставленных региональных субсидий и финансирование проектов из средств регионального инвестфонда от налоговых доходов региона» республика переместились в группу «Е» – группу худших результатов. Мы понимаем, что значительно увеличивать объёмы льгот и преференций для бизнеса в сложившихся макроэкономических условиях достаточно сложно. Регионы, где налоговые доходы бюджета растут, а объёмы поддержки бизнеса не меняются, проигрывают по этому показателю. Мы подняли данный вопрос в АСИ, и они согласились с нашими аргументами. Здесь нужен дифференцированный подход с учётом приоритетов по развитию конкретных отраслей.