Анонсированный режим УСН-онлайн, избавляющий от сдачи налоговых деклараций, пока применяться не будет. Упрощенцам предложили другое решение – новую систему налогообложения, с отменой взносов и отчётности. На первый взгляд, бонус есть, но насколько он перевешивает ограничители в виде роста ставки налога и других «сюрпризов» отформатированной УСН, – оценивают эксперты нашего журнала.

Марат Самитов, руководитель компании «Авирта» (ведение бухгалтерского учёта и оказание юридических услуг), Казань:
– Новый законопроект о налоговом режиме для малого бизнеса будет актуален для компаний и ИП, которые осуществляют деятельность на упрощённой системе налогообложения. Эти субъекты будут освобождены от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Однако вместе с этим вырастет налоговая ставка: для компаний с режимом УСН «Доходы» – с 6% до 8%; для компаний с режимом «Доходы минус расходы» – с 15% до 20%, минимальный налог при этом хотят поднять с 1% до 3%.

Регионы не будут иметь право снижать налоговую ставку, хотя в базовом варианте упрощённой системы налогообложения это было возможно.

Основным преимуществом нового законопроекта станут нулевые ставки по взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Такие меры позволят вывести реальные заработные платы сотрудников «из тени». Переход на новый режим осуществляется в добровольном порядке.

Пользователи обновлённой системы также освобождаются от обязанностей по ведению бухгалтерии и сдачи налоговых деклараций. Налог будет рассчитываться соответствующими инспекциями на основании банковских данных о финансовых оборотах и на основании контрольно-кассовой техники.

В соответствии с нормами нового законопроекта, к расходам будут относиться операции по расчётным счетам и операции, зафиксированные контрольно-кассовой техникой.

Выплата заработной платы сотрудникам будет производиться исключительно через банк (наличный расчёт будет исключён). При этом банковское учреждение должно самостоятельно исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ.

На сегодняшний день точных данных о длительности налогового периода нет.

Тестирование нового налогового режима начнётся 1 июля 2022 года. В тестировании примут участие компании и индивидуальные предприниматели Татарстана, Москвы, Московской и Калужской областей. Если востребованность режима покажет должные результаты, налоговый проект будет масштабирован. Ожидается, что с 1 января 2024 года все субъекты малого и среднего бизнеса перейдут на новую систему налогообложения.

Для сравнения: уже известный всем нам сервис для самозанятых внедрялся аналогичным образом – поэтапно. Сегодня в нём зарегистрировано практически 3 млн налогоплательщиков.

Отсутствие необходимости вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации – явные преимущества новой системы. Однако здесь важно понимать, что повышенные налоговые ставки вряд ли будут компенсированы уменьшением расходов по страховым взносам.

Считаю, что в первую очередь преимущества новой налоговой системы оценят компании и ИП с большой долей расходов на зарплату сотрудников.

Компании, которые решат перейти на новую систему, не должны полностью отказываться от услуг бухгалтера.

С одной стороны, такие меры могли бы существенно сократить финансовые издержки микропредприятий. Однако для того чтобы видеть реальное положение дел, компаниям и ИП необходимо, как минимум, проверять данные, по которым производится начисление налогов. В подобных ситуациях идеальным решением станет привлечение специалиста, работающего по системе аутсорсинга.

Игорь Филиппов, юрист юридической компании «АВТ Консалтинг», Москва:
– С августа 2021 года профессиональное сообщество обсуждает возможную реформу упрощённой системы налогообложения. Предлагается целый ряд изменений. Рассчитывать налоги будут сами инспекторы на основании данных ККТ и иных сведений, полученных из банков. Банковские организации будут передавать информацию об операциях по расчётному счёту налогоплательщика, размеченную по признаку налогооблагаемой базы. Выплата заработной платы станет возможной только через банки. Сократится налоговый период, его продолжительность составит один месяц.

Важное изменение – изменится ставка налога. Компенсируют повышение налоговой нагрузки отменой выплат по страховым взносам и уменьшением отчётности, компаниям не нужно будет сдавать отчёты в ПФР, ФОМС, ФСС и Росстат, направлять декларации по УСН, 6-НДФЛ и РСВ в налоговую инспекцию.

Компании, перешедшие на новый режим, могут рассчитывать на отмену проверок – и камеральных, и выездных. Однако в отношении них оставят контрольные мероприятия вне рамок налоговых проверок.

У концепции есть как плюсы, так и минусы. Из преимуществ можно отметить, что для налогоплательщиков упрощается администрирование, бизнес станет «прозрачнее», повысятся заработные платы. Но остаётся много вопросов. К примеру: как банки будут определять налогооблагаемую базу на расчётных счетах, как они будут учитывать расходы, будут ли банки предоставлять социальные и имущественные вычеты, возможно ли будет проведение взаиморасчётов? Или: понесут ли компании дополнительные издержки в связи с сокращением налогового периода, увеличится ли стоимость банковских услуг, как будут осуществляться выплаты по страховым случаям, формироваться пенсионные накопления? И, пожалуй, главный вопрос – каким будет механизм обжалования налогоплательщиком суммы налога, начисленной ему налоговой инспекцией?

На данный момент предложения налоговой службы вызывают опасения. Концепцию необходимо дорабатывать.

Марина Агафонова, действующий налоговый консультант ИПБ России:
– Надо учитывать ограничения, которые предусмотрены новой системой. Компаниям нельзя будет открывать подразделения и применять другие режимы, нанимать нерезидентов и работников с правом на досрочную пенсию, заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения, работать по договорам поручения, комиссии или агентским договорам. У регионов не будет права снижать ставку УСН, которое они используют сейчас. Банк для работы можно будет выбрать только из списка ИФНС.

Есть и возможности, которые даёт новый режим. Предприниматели смогут планировать свои расходы. Переход на «новый УСН» будет выгоден предприятиям с большой долей расходов на зарплату, и наоборот, невыгоден компаниям с низкими расходами на оплату труда.

Ключевым препятствием для внедрения нового режима, как и любой новации, снижающей фискальную нагрузку на труд, может оказаться проблема пенсионного обеспечения. Но старение населения, автоматизация труда, распространение фриланса и без того делают существующую пенсионную и социальную систему всё менее жизнеспособной.

Дмитрий Краснощёк, адвокат, Москва:
– Нововведение упростит работу компаний и индивидуальных предпринимателей. Сегодня от ведения налогового и бухгалтерского учёта освобождены только фирмы, использующие патентную систему налогообложения, и самозанятые. Когда режим начнёт действовать, от подготовки отчётности освободят весь малый бизнес, использующий УСН. В результате компании сократят расходы на ведение бухгалтерии и обеспечение её функционирования. Сегодня даже небольшие компании должны заполнять до 17 видов отчётов. Если их не предоставить вовремя или допустить ошибки в бланке, будет вменён штраф.

Однако есть сложности. Отмена страховых взносов посредством увеличения налоговой нагрузки выгодна не для всех компаний. Режим не подойдёт фирмам, у которых небольшой штат работников или сотрудники отсутствуют вовсе.

Перевод всех платежей в онлайн увеличит расходы на банкинг. Уже сегодня компании предоставляют до 2% от каждого безналичного платежа. Ряд экспертов считает, что нововведения значительно повысят цены на банковские услуги для малого бизнеса.

Если коррективы в проект не будут внесены, налоговый режим подойдёт только предпринимателям, работающим «в белую» и имеющим большой штат сотрудников. Начав использование нововведения, компания станет полностью прозрачной для ФНС и банков. Такие изменения устроят не всех. В результате налоговый режим может оказаться маловостребованным.

Евгения Мищенко, руководитель отдела продаж ООО «Промтекс», партнёр 1С:БухОбслуживание в г. Санкт-Петербурге:
– Желание законодателей упростить финансовый контроль, сведя его к подаче в «одно окно», понятно, тренд не нов. Но, как я считаю, он проистекает от недоверия к бизнесу.

Для самих предпринимателей и для общества в целом я ценности таких решений не вижу: в ведение налогового контроля планируют передать как федеральные, так и региональные платежи. Не получится ли так, что регионы и местные власти потеряют очередные доходные статьи, всё более попадая в кабалу федерального распределения?

Полная неясность – с платежами в ФСС. Другие минусы: что, если не все средства, зачисленные на расчётный счёт ООО или ИП, являются по факту доходом? Это могут быть собственные средства, заём учредителя/предпринимателя и т. д. Что, если ООО или индивидуальный предприниматель имеют несколько расчётных счетов и переводят средства с одного собственного счёта на другой? Это достаточно распространённая практика. И что, если ООО или ИП совмещают системы налогообложения? Разбираясь в нюансах хозяйственной деятельности отдельно взятой компании, можно насобирать множество таких «что, если…».

Сегодня сдать отчёт – не проблема для бизнеса. На этот случай существуют сервисы для заполнения форм, в том числе бесплатные. Другое дело, что сами формы отчётности меняются слишком стремительно.

Могу сказать одно: изменения не решают главные проблемы бизнеса, не помогают оптимизировать платежи в бюджет (понятно, такая задача перед налоговиками не стоит), не регулируют стабильные правила игры – нет никакой гарантии, что через год-три правила снова не изменятся, и эту систему налогообложения придётся упразднять. Вопрос: а что за это время произойдёт в секторе услуг частных специалистов бухгалтерского и налогового учёта? На мой субъективный взгляд, какие-то особые риски и угрозы для сервисов бухгалтерских услуг эти изменения не несут, но всё же часть специалистов может потерять свой доход или вовсе оказаться без работы, а это тоже не способствует улучшению ситуации в стране.

Абели Шенгелия, генеральный директор юридической компании «Локард», Москва:
– Новый налоговый тарифный план будет добровольным и затронет в основном малый бизнес. Он вводится с целью обелить зарплаты в организациях МСП, а также с целью снизить временные затраты на бюрократические и административные проволочки, отчётность, сложную бухгалтерию и налоговые проверки. Это будет выгодно тем предприятиям, где большую часть затрат составляет фонд оплаты труда, в частности, для юридических, ИТ-компаний и т. д. Часто предприятия пытаются снизить затраты, платя сотрудникам «серую» зарплату, инициатива по идее должна обелить средства ФОТ – будет выгоднее платить без взносов, но с повышенным налогом.

В нашей стране, по данным налоговой службы, порядка 96% представителей малого бизнеса – это предприятия до 15 человек в штате с выручкой до 120 млн рублей в год. Этим субъектам бизнеса, как показывает практика, нужно сдавать много отчётности, уделять большое количество времени на ведение бухгалтерии, оплату взносов. Такие «лишние» функции отвлекают от решения непосредственно предпринимательских задач, что, безусловно, не играет на руку владельцам бизнеса, особенно новичкам (руководители таких компаний зачастую сами ведут бухгалтерию). У предпринимателей в «бумажно-отчётной» работе часто возникают ошибки, в отношении их компаний – выше риски налоговых проверок.

Думаю, новый спецрежим найдёт своих потребителей, у налогоплательщиков появляется возможность точнее планировать свою деятельность, расходы на обязательные платежи.

Но на каждом предприятии ситуация своя, и каждый владелец бизнеса должен сам принимать решение о выгодности перехода на новый спецрежим. Будет ли система популярна у сегмента коммерсантов в целом по стране? Время покажет.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).