Россия почти три десятка лет является частью глобальной рыночной экономики, важный показатель которой – уровень бизнес-культуры в стране. Часто стереотипы прошлого, так называемые «курсы к успеху» и теории из специализированной литературы порождают прочную иллюзию о деятельности предпринимателей, которая разбивается лишь о личный опыт. Мы собрали распространенные суждения о бизнесе и вместе с нашими экспертами решили разобраться, что является мифом, а что – действительностью.

Большие вложения – гарантия успеха

Константин Сунцов, основатель нескольких бизнес-проектов, в настоящее время — генеральный директор АО «Корпорация развития Удмуртской Республики»:
 
– Это высказывание уже давно не имеет ничего общего с реальностью. Наличие большого капитала на начальном этапе дает определенное пространство для маневра, если что-то «пойдет не так». Но гарантия успеха при реализации любого проекта – адекватная оценка рынка, включая конкурентоспособность будущего предприятия, глубокий анализ и проработку.
 Всемирно известный пример «провального» стартапа – Segway. Это двухколесное средство передвижения с автобалансировкой. В погоне человечества за переходом на все «экологичное» он произвёл фурор и должен был стать альтернативой автомобилям. Суммарные инвестиции в проект на всех раундах составили $125 млн. Однако продукт оказался совершенно не приспособлен к жизненным реалиям и попросту опасен для всех участников движения. С июля 2020 года компания закрыла производство электроциклов.

Женщина и бизнес – несовместимые понятия

Ольга Созина, генеральный директор ООО «Ворота плюс»:
 
– Стереотипы прошлого о том, что основная роль женщины – сохранять уют в доме, готовить еду, воспитывать детей многим мешают в современном обществе. Отмечу, что я являюсь руководителем комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» в Удмуртии. Мир меняется, и мы все чаще видим женщин во главе крупных компаний, например, руководитель нашего федерального комитета Надия Черкасова является членом правления банка. Три года назад на федеральном форуме впервые появилась площадка по женскому предпринимательству.
 На мой взгляд, особенно с развитием цифровой экономики, появилась масса возможностей для самореализации и заработка. И где-то женщины более конкурентоспособны, гибки, мобильны, чем мужчины. Современная женщина может работать удаленно в таких профессиях, набирающих сейчас популярность, как менеджер блогера, куратор онлайн-школы, при этом также сохранять уют в доме, заниматься приготовлением еды и воспитанием детей. И как нам показывает статистика – женское предпринимательство – это драйвер экономического роста отдельных регионов и целой страны!

У руководителя компании много свободного времени / нет свободного времени

Олег Вылегжанин, директор и владелец ООО «Центр Высоких Технологий»:
 
– С данными суждениями можно как согласиться, так и опровергнуть их – всегда есть исключения. Существуют примеры, когда руководители располагают достаточным количеством свободного времени, также найдутся и те, кто всегда погружен в рабочий процесс.
 На первый взгляд может показаться, что руководитель на рабочем месте ничем полезным не занимается, однако как минимум – это мыслительная деятельность. Владельцу компании в любом случае необходимо думать о работе, так как он участвует в принятии решений, чтобы добиться хороших результатов, оставаясь главным контролером рабочего процесса.
 На мой взгляд, если руководитель «зависает» на достигнутом уровне или вовсе перестает принимать участие в деятельности компании, к сожалению, она часто приходит к стагнации.
 За двадцать лет работы могу сделать вывод, что особенно в начале своего профессионального пути многие испытывают даже недостаток свободного времени. С опытом приходит умение правильно им распоряжаться, точно выстраивать рабочий день. При этих условиях свободных часов становится больше, тем не менее в голове руководителя всегда есть место для рабочих вопросов.

Хорошая бизнес-идея – это 80% успеха

Иван Клабуков, директор компании «Русские информационные технологии»:
 
– С этим утверждением я не согласен – чистый миф. Есть такое выражение, как «идея на минус миллион»: то есть сама по себе она ничего не стоит и имеет отрицательное значение, поскольку ее надо сначала реализовать – найти команду профессионалов, зарядить ее хорошим руководителем, который будет побуждать специалистов на достижение результата. Следовательно, идее с командой, которая себя зарекомендовала я бы дал 20%, а идее без ее реализации и без команды – 0%.
 Исходя из личного опыта, могу подтвердить, что идея зачастую не решает ничего. За нашу историю мы выводили много разных проектов, в которые инвестировали личные средства. Из-за вложений нам казалось, что идея точно далеко пойдет, но многие из них провалились на начальном этапе. Где-то мы ошиблись целевой аудиторией, где-то концепцией, где-то не сложился коллектив. То есть у каждого провала была своя причина, но, как говорится, на старте всех проектов мы были уверены, что идея огонь и надо ее срочно реализовывать.
 Если бизнес-идею проверили, и нашлись потенциальные покупатели, чтобы начала формироваться настоящая выручка, то тогда можно начинать судить удачная она или нет. Это решает только рынок, но никто не в состоянии самостоятельно вынашивать такие мысли. Должна быть как минимум талантливая команда, и вот она может сделать успешной практически любую идею. И наоборот – даже самую качественную бизнес-идею можно испортить плохой командой.

Нельзя научиться бизнесу – предпринимателями рождаются, а не становятся

Роман Никитин, основатель ресторанного холдинга «Маяк 13»:
 
– Абсолютная неправда. Предпринимателями однозначно не рождаются, этот выбор каждый делает в процессе жизни, кто-то захочет быть юристом, кто-то учителем, а кто-то бизнесменом. Бизнесу реально научиться, но только на практике, а не благодаря каким-либо «суперкурсам». Необходимо самому постоянно что-то придумывать, пробовать новое, совершенствоваться, попадая тем самым на минное поле, которое будет вас постоянно «подрывать», где вы совершите немало ошибок. Именно через опыт таких промахов люди становятся предпринимателями.
 Признаюсь, не встречал таких, кто начал вести бизнес с громадного проекта, и у них все сразу получилось. Многие начинали с мелочей. Там купил – тут реализовал. Собственно, поэтому всегда рекомендую начинать с самых простых расчетов, чтобы на старте понять предпринимательство это твое или не твое. Во-первых, цена ошибки будет низкая, во-вторых, выйти из провала легче. Небольшие проекты дают возможность примерить на себя костюм предпринимателя. А если уж костюм подходит, то набивайте шишки и вступайте в длинную хорошую историю.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).