После введения маркировки товаров, которую назвали заградительным барьером для бизнеса, появилось ещё одно новшество – система прослеживаемости продукции. Авторы идеи отмечают: это снизит нелегальный оборот импорта, усилит контроль за движением товарных активов. Компании опасаются: нет ли здесь новых подводных камней? Какие реальные изменения ждут юрлиц, оценивают эксперты.

Павел Терехов, заместитель начальника Пермской таможни – начальник службы:
– В России начала действовать система проcлеживаемости товаров. Новшество введено для того, чтобы обеспечить государственный контроль за движением товаров от производителя до конечного потребителя.

Прослеживаемости подлежат только импортные товары. В список включены позиции, не входящие в систему маркировки товаров на территории России. В перечень прослеживаемых попали холодильники, морозильники, автопогрузчики с вилочным захватом, машины стиральные, мониторы и проекторы, коляски детские, детские сиденья (кресла) безопасности и т. д. Полный перечень товаров – в постановлении правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.

Участники системы прослеживаемости – налогоплательщики, применяющие как общий, так и специальные режимы налогообложения. При осуществлении операций с прослеживаемыми товарами им необходимо будет включать идентификатор – регистрационный номер партий товаров, подлежащих прослеживаемости (РНПТ), в счетафактуры или в документы об отгрузке товаров. РНПТ в большинстве случаев формируется на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней.

Для присвоения РНПТ прослеживаемым товарам, ввезённым из стран ЕАЭС, импортёр обязан подать в налоговый орган уведомление в электронной форме о ввозе товара. В ответ на него налоговый орган направит квитанцию с присвоенным РНПТ. При дальнейшей продаже такого товара сформированный РНПТ включается в счёт-фактуру, которая направляется покупателю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Федеральная таможенная служба предоставляет сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости в ФНС.

Система прослеживаемости отличается от маркировки, это следует учитывать. Маркировка – мониторинг каждой единицы товара, физическое нанесение кодов на каждое изделие или на его упаковку, а прослеживаемость – контроль каждой партии изделий, только документальная аутентификация партий товаров.

Для полного разъяснения ситуации укажем субъектов национальной системы прослеживаемости: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, участники оборота товаров, операторы электронного документооборота.

Федеральная налоговая служба является оператором национальной системы. ФНС России ведёт учёт товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, а также обработку указанных сведений с использованием национальной системы прослеживаемости. Также налоговый орган предоставляет информацию, содержащуюся в системе, в Федеральную таможенную службу. Кроме того, размещает специальные сервисы со сведениями о регистрационных номерах партии товара, подлежащего прослеживаемости, товарах, включённых в перечень, на официальном сайте, в сети Интернет. ФНС использует информацию, содержащуюся в нацсистеме, для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Функции Федеральной таможенной службы состоят в предоставлении сведений о товарах в ФНС России, использовании информации, полученной из ФНС, для контроля за соблюдением законодательства РФ о таможенном регулировании.

Участники оборота товаров представляют документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме в ФНС России, отражают операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, в отчёте и представляют его в налоговые органы в электронной форме. Участники оборота товаров, являющиеся налогоплательщиками НДС, при реализации прослеживаемых товаров выставляют счета-фактуры, в том числе корректировочные, по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, без использования шифровальных средств (в целях безопасности).

На данный момент ответственность за нарушение требований новой системы не предусмотрена, однако Министерство финансов РФ и ФНС России подготовили проект поправок в КоАП РФ. В случае одобрения законопроекта на рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с предоставлением документов и сведений о прослеживаемости товаров, будут уполномочены налоговые органы. 

Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Авирта» (аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг), Казань:
– При рассмотрении новшеств возникает законный вопрос: а как на них отреагировал сам бизнес? Когда я впервые опубликовал пост в своём блоге о прослеживаемости товаров, он вызвал очень активное обсуждение. Причём некоторые предприниматели даже не поверили, что теперь придётся предоставлять отчёт в ФНС о покупке монитора или холодильника для предпринимательских целей.

Если организации, плательщики НДС, ещё как-то готовы к таким отчётам (у них, скорее всего, есть штатный бухгалтер или аутсорсинговая компания, настроен электронный документооборот, и они уже привыкли ежеквартально отчитываться в ФНС), то организации на упрощённой системе налогообложения и ИП на патенте или УСН – нет, для них это было, мягко говоря, шоком.

Теперь, чтобы просто купить монитор, нужно подключать систему электронного документооборота, а это время и деньги. Предприниматели, работающие на НСП или на патентной системе налогообложения, сдают отчётность раз в год или вовсе обходятся без отчётов, а теперь им придётся сдавать специальный документ раз в квартал.

К тому же надо понимать, что список прослеживаемых товаров со временем будет однозначно расширяться. То есть вся эта история в любом случае вызовет дополнительные финансовые и временные издержки. Единственное, что пока успокаивает, – это отсутствие штрафов за несдачу отчётов. Соответствующая статья в КоАП заработает только с 1 июля 2022 года.

SAMSUNG

Ренат Ситдиков, директор ООО «Техэлектро» (реализация контрольно-измерительных приборов промышленного назначения), Ижевск:
– Новые условия работы в национальной системе затронут все компании и всех предпринимателей, работающих с импортными товарами, которые вошли в список прослеживаемых. Юрлицам и индивидуальным предпринимателям надо понимать, что многие охвачены новшеством – не имеет значения ни форма собственности, ни система налогообложения, ни даже то, собственник ли вы товара или посредник. Если совершаете операции с прослеживаемыми товарами, значит, вы – участник новой системы и на вас налагаются новые требования.

Каждой партии прослеживаемых товаров в Россию при ввозе присваивается РНПТ, с помощью которого ФНС контролирует движение импортных товаров. Регистрационный номер теперь появляется в первичных документах: счетах-фактурах, документах отгрузки, в отчёте об операциях и декларации по НДС.

Далее, теперь у всех юридических лиц и ИП, совершающих операции с прослеживаемыми товарами, появляется обязанность дополнительно отчитываться перед ФНС. Есть обширный перечень отчётных документов, отметим основные. Это уведомление о ввозе товаров, его сдают компании, которые ввозят прослеживаемые товары из стран ЕАЭС (в течение пяти дней с даты постановки товаров на учёт). ФНС после этого присваивает РНПТ каждой партии. Также в перечень отчётной документации входит уведомление об имеющихся остатках, документ предоставляют компании, у которых имеются прослеживаемые товары, планируемые к реализации. Есть и уведомление о перемещении, его сдают компании, вывозящие прослеживаемые товары из России в государства ЕАЭС. Обозначен срок сдачи – в течение пяти дней с даты отгрузки товара. Что касается отчёта об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, документ подают все компании (попадающие под требования) ежеквартально. Условие – сдача отчёта в электронной форме. Как видим, изменения есть, и они, безусловно, добавляют бизнесу работы.

Компании уже должны быть готовыми к такому новшеству, как учёт прослеживаемости. В первую очередь надо подключиться к ЭДО. Внедрение электронного документооборота – важный фактор, это обязательное требование для работы с прослеживаемыми товарами.

Во-вторых, нужно провести инвентаризацию остатков и получить РНПТ. Следует проверить свои товары в списке прослеживаемых. К примеру, если на складе есть товары, подлежащие прослеживаемости, надо посчитать количество и сверить остатки, отправить в налоговую уведомление для получения РНПТ. Сделать это нужно до реализации. Уже при продаже необходимо указать полученные РНПТ. Впоследствии, чтобы было удобнее работать, в справочнике номенклатуры рекомендуется сгруппировать товары по ТН ВЭД, для каждой позиции поставить признак прослеживаемости, указать страну происхождения. Во всём этом тоже – дополнительная нагрузка на компании. И к ней надо быть готовым.

Ещё раз отметим главное. При ввозе товаров из других стран компании формируют РНПТ самостоятельно на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров. Компании при совершении покупки/продажи прослеживаемых товаров предоставляют друг другу электронные документы с указанием РНПТ. Плательщики НДС предоставляют счета-фактуры. Компании, которые не являются плательщиками НДС, обмениваются отгрузочными документами. Счетафактуры по прослеживаемым товарам оформляются обязательно в электронном виде.

В форме счёта-фактуры появляются новые реквизиты: РНПТ, единица измерения товара, количество, регистрационный номер таможенной декларации (если товар произведён не в стране ЕАЭС), порядковый номер записи поставки, реквизиты для идентификации документа об отгрузке товара. Единственное, можно выставлять бумажные счетафактуры при таких операциях: реализация товара физлицам для личных, семейных нужд, то есть не связанных с предпринимательской деятельностью, плательщикам налога на профессиональный доход. Кроме того, сюда входят случаи реализации и перемещения товаров с территории России при экспорте, товаров с территории России на территорию другого государства – члена ЕАЭС.

Получаемые от налогоплательщиков сведения станут платформой для формирования национальной системы прослеживаемости – электронной базы данных, где консолидируются, накапливаются, хранятся сведения о соответствующих товарах и операциях. При приобретении товаров организациям и предпринимателям придётся быть внимательнее – они обязаны удостовериться в наличии и правильности указанных в счёт-фактуре и в документе об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах.

Да, в связи с новшествами бизнесу не нужно приобретать дополнительное оборудование для нанесения и чтения кодов и марок, но его обязывают вести обязательный учёт товаров и сдавать отчётность в ИФНС. Не говоря уже о необходимости заключения договора с оператором ЭДО, организации электронного документооборота. А это – время, затрата трудовых ресурсов. Позиция бизнеса, работающего честно и прозрачно: действительно, нужно решать проблемы нелегального оборота импорта, отслеживания товарных активов, но за чей счёт?

Антон Харитонов, исполнительный директор ООО «Антарес Вижн Рус» (российское представительство компании, работающей в области систем инспектирования, сериализации, интеллектуального управления данными), Москва:
– Национальная система прослеживаемости – эффективный инструмент борьбы с незаконным оборотом промышленных товаров, она позволит добросовестным компаниям повысить производительность, оптимизировать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счёте увеличить выручку.

Цифровая маркировка и новшество с прослеживаемостью дадут бизнесу возможность повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счёте увеличить выручку. Снизится доля контрабанды и контрафакта – легальные производители увеличат долю и объёмы выпуска.

Бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0 (это прогнозируемое событие – массовое внедрение киберфизических систем в производственный сектор). А также на работу по принципу Just-in-Time, философию «точно в срок» – распространённая в мире концепция, когда по заданному производственному расписанию движение материальных потоков организовано так, что все материалы и расходники поступают в необходимом количестве, в нужное место и чётко по времени.

Компании, кроме того, будут получать данные о движении продукции, оптимальнее планировать производство, снижать запасы и повышать обороты. Многое даст бизнесу и подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО организация ранее не работала). Электронный документооборот радикально сокращает объём бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании, снижает издержки бизнеса, повышает производительность труда.

Участники рынка смогут существенно экономить, в том числе на логистике: при внедрении полного прослеживания производитель или логистическая компания будут получать актуальный статистический материал о географии, интенсивности, сезонности продаж, а это позволит перестраивать логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы.

Более того, бизнес эффективнее наладит учёт. Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. А без правильного учёта невозможно считать прибыль или планировать закупки. Автоматизация и другие вводимые инструменты помогут навести порядок в предпринимательском деле. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).