С начала пандемии мир перестроил многие сферы жизни. Заметные изменения произошли и в туризме. С уходом коронавируса на второй план большие надежды возлагали на 2022 год, однако и здесь внешнеполитическая ситуация внесла коррективы. О том, как развивается рынок в этом году, что пользуется особым спросом и какие пробелы необходимо восполнить, рассказали эксперты нашего журнала. 

Владислав Шулаев, директор по стратегическим коммуникациям Агентства АГТ, член экспертного совета комитета Госдумы РФ по туризму:

– В России традиционно сложился список привлекательных для туризма регионов. И Удмуртия в него, разумеется, не входит. Сейчас, когда республике предстоит определить направления развития в этой отрасли, важно перенимать успешный опыт других субъектов и приготовиться к работе не на одно десятилетие. А перед этим определиться с целями. Если мы хотим развить туризм как индустрию, то это одна история, а если мы хотим с помощью индустрии отдыха и гостеприимства прежде всего улучшить жизнь граждан Удмуртии и сделать её более комфортной, то это совсем другая программа действий.

И тут важно определиться с критерием планируемого результата. О количестве приезжих гостей принято судить по гостиницам и другим средствам размещения. По современной статистике туризма это доказательство того, что турист точно приезжал. Однако возможно и другое развитие индустрии отдыха, которое в официальной статистике будет не очень заметно. В Удмуртии проживает 1 млн человек, в Ижевске – более 600 тысяч. Если учесть, что жители Удмуртии – потребители индустрии отдыха и туризма, которые путешествуют по своему региону, то это тоже весомая целевая аудитория, к тому же превышающая существующий официальный туристический поток.

Недавно губернатор Новосибирской области Андрей Травников обозначил ряд направлений по развитию областного туризма. Он считает важным развивать медицинский туризм, оздоровительный, рекреационный и внутрирегиональный с использованием личных автомобилей. По сути всё перечисленное – прежде всего для жителей региона. Понимая, что сейчас люди с меньшим энтузиазмом ездят за пределы своего региона из-за дороговизны поездок и других ограничений, власти регионов будут делать ставку в первую очередь на удовлетворение потребностей местных жителей. При этом важно, что эти же туристические «магниты» подойдут и гостям из соседних регионов.

Большая точка притяжения в Удмуртии – горнолыжные комплексы. Туда охотно приезжают из Нижнекамска и Набережных Челнов. То же самое с усадьбой Тол Бабая, которую ежегодно посещают 44 тыс. человек. Шаг следующий – обнаруживаем точки притяжения и начинаем их развивать. Другие вероятные «магниты» – ижевский зоопарк, Сарапул с круизными стоянками, ижевский медицинский туризм.

Вернёмся к аудитории Удмуртии. Возможно, стоит сделать так, чтобы Ижевск стал городом притяжения жителей республики на выходные. Люди приезжают сюда, встречаются с родственниками, ходят в торговые центры, получают другие услуги в сфере культуры и отдыха. К слову, Ижевск входит в топ-70 городов Европы по количеству населения. Его воспринимают как маленький город, но по европейским меркам он достаточно крупный. К нему тоже нужно относиться как к «источнику туристов». По существующим оценкам, 20% жителей региональных столиц готовы выезжать на отдых за пределы города в выходные. То есть еженедельно, как минимум в летний период, Ижевск может формировать исходящий локальный туристический поток в 100 тысяч человек. Есть ли для этого потока достаточно предложений в самой Удмуртии? Вот здесь как раз-таки и нужна стратегия. Индустрия отдыха республики, наверное, в первую очередь должна работать на жителей Удмуртии.

Елена Андреева, директор по развитию, управляющий директор в сфере туризма:

– С командой www.autravel.ru я занимаюсь запуском и развитием туристических объектов. К примеру, мы работали с курортом «Нечкино», курортом «Костоваты» в Воткинском районе, а также перезапускали водную базу радиозавода – «ЭкоПорт» на Ижевском пруду, Парк Хилс. Летом завершили работу по продвижению туризма Игринского района @igratur_18.  Создали концепцию, сделали брендинг, разработали интересные маршруты для путешественников на автомобилях, организовали процесс продаж: единое окно бронирования и оплата через единого менеджера, привлекли партнёров, «упаковали» социальные сети. Сейчас приступили к «доупаковке» Сарапула. Параллельно я веду большую работу над изменением усадьбы Липки – новое название @wolki_lipki_countryclub. 

В России, безусловно, сейчас огромный спрос на внутренний туризм. Но меня очень волнует локальный. Радует, что в Удмуртии появилось Агентство по развитию туризма с сильной командой опытных маркетологов. 

Я очень верю в удмуртский туризм. Задача всего лишь выявить уникальности, упаковать районы и залить информацию на единый сайт/соцсети с возможностью онлайн-покупки. А далее – огромная работа по продвижению. Мне кажется это очень простой и понятной задачей, искренне не понимаю, почему за столько лет этого не появилось. Мы с командой видим уникальность республики в направлении сельского туризма. Знаете, такого стильного сельского туризма: с рюкзаком, термосом, пледом, с возможностью сварить кофе в видовом месте в турке на костре и т. д.  Практически каждый район в Удмуртии обладает интересными локациями. Перспективными считаю север (Глазов, Юкаменский район), Увинский, Селтинский, всё, что ещё «не избито». 

Сейчас в Удмуртии с огромной скоростью появляются новые территории для отдыха – это здорово. Единственное, практически никто не считает экономику, не нанимает профессионалов, не продвигается, поэтому качественно отдохнуть негде. Туризм – это бизнес, это про монетизацию, а не потому, что нравится ниша, как это обычно бывает.

Елена Белослудцева, директор Центра удмуртской культуры (д. Карамас-Пельга):

– В деревне Карамас-Пельга Киясовского района на базе усадьбы крестьянина-середняка XIX века открыт Центр удмуртской культуры. Для любителей старины здесь созданы все условия для знакомства с историей и культурой. Я показываю жизнь конкретной деревни и её жителей.

Этничество тесно связано с язычеством. В нашей деревне сильна языческая культура – мы и сегодня продолжаем жить этими традициями. Я сама выросла на этих обрядах. Туристам этника очень интересна прежде всего своей непохожестью. Они могут увидеть не только уникальные коллекции, памятники народной архитектуры и быта, но и сами обряды и традиции.

Например, у нас есть программа «Три свадебных напева». Цикл жизни человека, по удмуртскому обычаю, включает три свадьбы – рождение, свадьба и похороны. Мы показываем, как проходит этот обряд. Также мероприятия проводятся в рощах – туристы здесь могут обратиться к духам. У нас находится родник «Святой ключ», который славится своей лечебной силой. Есть легенда исцеления родниковой водой слепого человека. 31 августа в православный праздник Флора и Лавра сюда съезжаются многочисленные паломники. 

В 2020 году в деревне открылся Дом-музей нашей знаменитой ковровщицы Зои Мазитовой. Благодаря ей Удмуртия стала узнаваемой и сюда стали приезжать первые туристы еще в 90-е годы. Это основательница современного узорного ткачества южных удмуртов. 

В этом году гостей много. Они приезжают из разных городов. Последние были из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Перми, Кирова, Екатеринбурга, Чебоксар и Челябинска. Это не показное, и всё по-настоящему, поэтому людям такой туризм действительно интересен.

Ольга Бортникова, CEO и сооснователь сервиса бронирования авторских туров YouTravel.me:

– Внутренний туризм в России получил первый виток возрождения ещё в 2020 году, когда были сняты первые ковидные ограничения, и у путешественников появилась возможность отдыхать на территории страны. Именно в 2020 году получили популярность Дагестан, Алтай и Байкал. В 2022 году востребованность этих направлений только укрепилась. 

Сейчас в топе Дагестан, Кавказ, Алтай, Карелия и Кольский полуостров. Они лидируют по уровню продаж. С точки зрения количества авторских путешествий мы замечаем перевес в предложении туров по России – их 60%. При этом среди оставшихся 40% зарубежных путешествий на лето 2022 года выделяются страны, в которые по-прежнему можно добраться прямым рейсом или на автомобиле, – это Армения, Киргизия, Узбекистан и, конечно, Турция. Остаётся стабильный спрос на отдых за рубежом, хотя, конечно, не на уровне 2019 года. 

Однако всем полюбившийся Дагестан путешественники часто ругают за недостаток комфортных отелей. То же самое касается туров на Дальний Восток, особенно – Курильские острова, куда сложно не только добраться (редкие рейсы внутренних авиалиний или паром), но и затруднительно разместиться на ночлег. Если заранее не забронировали отель, то остаётся только палатка, а это уже совсем другой формат путешествия, к которому не все готовы. Всё планирование приходится проводить за полгода до путешествия, включая билеты на самолёт. 

У путешествий по России – огромный потенциал, потому что есть возможность и городского отдыха, и экспедиций, и привычного хайкинга. Барьером для путешественников остаются логистика и комфорт размещений. Путешественники ищут не просто экскурсию по топ-3 достопримечательностям, но и новый опыт, общение в группе. 

Сергей Петров, сооснователь сети глэмпингов «Под небом» (Москва):

– В России появился тренд на экопутешествия, потому что в первую очередь изменился сам турист. Многие уже имеют большой опыт путешествий и видели, как устроен отдых в других странах. Это люди другого уровня осознанности, для которых абсолютной ценностью является чистота природы. Туризм на природе стал намного комфортнее, и он не сравним с тем, что было 20 лет назад. 

Никакие пресные водоёмы не заменят рекреационных возможностей морского побережья, но в текущих условиях, когда до морского побережья добраться тяжело и есть ряд других ограничений, необходимо сосредоточиться на организации альтернатив на местах. Это создание качественной современной инфраструктуры – обустроенных пляжей и водных развлечений. К слову, вейкборды и сапы стали очень популярным способом досуга на берегах пресных водоёмов. Инфраструктура – это также про площадки для сбора мусора, вывоз этого мусора, туалеты и очистные сооружения. Это основная проблема при массовом отдыхе туристов на природных территориях. Затем необходимо обеспечить условия для комфортного проживания. Текущий «бум» глэмпингов связан с тем, что появился продукт для людей, которые хотели путешествовать по природным территориям, но при этом уровень комфорта на этих территориях для них был недостаточен, они не были готовы мириться с неудобствами, с которыми сталкивается человек на таком отдыхе. 

Правильная организация инфраструктуры на природной территории позволяет регулировать и правила поведения. Когда появляется бизнес, который воспринимает эту территорию во многом как свою и следит, чтобы там было чисто, это положительно влияет на регулирование туризма и посещаемости на особо охраняемых природных территориях. В качестве примера можно привести зарубежные страны, где экотуризм очень развит. Например, в США в среднем каждый житель четыре раза в год посещает национальные парки. Это не сравнится с теми показателями, которые есть у нас. Во многом это связано именно с инфраструктурой. 

Также существует большая проблема для работы бизнеса на особо охраняемых природных территориях. Есть очень много запретов, и не совсем понятно, по каким критериям можно сделать объект на особо охраняемой природной территории так, чтобы он не нарушал норм и претензий к технологиям строительства не было ни у экологов, ни у природоохранной прокуратуры, ни у других стейкхолдеров. ГОСТы должны в первую очередь обозначить то, как предпринимателю сделать экологичный проект, соответствующий всем нормам на природной территории.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).