Требования закона, регулирующего систему работы и контроля в сфере ГОЗ, по-прежнему вызывают вопросы даже у исполнителей, давно состоящих в кооперационных цепочках. Разбираемся, какие нормативы – главные на сегодня, что нужно знать, чтобы не попасть под штрафы и тем более – под недавно введенную законом уголовную ответственность.
Дмитрий Колёнов, руководитель юридического департамента Kolenov group:
— До внесения изменений в УК РФ за нарушение сроков поставки полагалась административная ответственность в соответствии ст. 14.55 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей. Теперь же в случае повторного нарушения условий госконтракта лица, ранее подвергнутые административному наказанию, привлекаются к ответственности по новым статьям Уголовного кодекса.
Чтобы точно соблюсти все условия контракта по ГОЗ, нужно принимать во внимание нормативные правовые акты, которыми регулируется данная сфера, в частности, законы № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление правительства № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ».
Какие основные моменты необходимо учесть участникам ГОЗ? Прежде всего, надо быть готовым в течение 5 дней предоставить по запросу государственных органов любые документы, связанные с контрактом, информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, контактные данные руководителя, ИНН, КПП, иную информацию по запросу.
Если компания является подрядчиком, ей нужно, привлекая субподрядчиков, еще до заключения контракта обязательно предупредить, что работа ведется в рамках ГОЗ, сообщить им о необходимости заключения договора о банковском сопровождении или открытия специального счета.
Так же в период исполнения контракта компании необходимо соблюдать гостайну и достаточно внимательно относиться к субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ; сотрудникам нужно быть готовыми оперативно отвечать на все вопросы контролирующих органов.
Важный инструмент контроля выполнения обязательств – идентификатор контракта, его необходимо указывать во всех документах, связанных с исполнением работ.
Для участия в закупках по ГОЗ так же, как и в госзакупках, подрядчик в некоторых случаях должен предоставить обеспечение заявки (перечисление денег на специальный счет). Для участия в ряде закупок компании потребуется лицензия ФСБ на работу с государственной тайной.
Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ:
— Новая уголовная статья о срыве гособоронзаказа пока массово не применяется, но в действующей редакции ее можно трактовать весьма широко. Сегодня фигурантом уголовного дела может оказаться бизнесмен, просто просрочивший поставку. Под «уголовку» попадут даже те, у кого сроки были сорваны по независящим от подрядчика причинам: проблемы с логистикой, «эпидемия» среди сотрудников и тому подобное. Статья указывает: преступление считается совершенным независимо от того, был на это умысел или нет.
Сама статья УК РФ вводилась по двум основным причинам: требовалось дисциплинировать предприятия, вовлечённые в гособоронзаказ, и ужесточить борьбу с мошенническими схемами и злоупотреблениями.
Для предприятий, задействованных в сфере ГОЗ, есть и другая проблема. Если государство предлагает им контракт, они могут отказаться по одному из трёх оснований: по экономическим соображениям, из-за отсутствия технологической возможности или оборудования. Проблема в том, что юридически каждая из этих форм не прописана, и, соответственно, доказать, почему вы не можете взять контракт, сложно. Если организация откажется от оборонного заказа и не сможет доказать обоснованность отказа, ответственным лицам также может грозить уголовное преследование. К слову, если главное предприятие заключило контракт, а контрагенты не смогли выполнить обязательств по не зависящим от них причинам, исход тоже может быть подобный.
Надеюсь, что по мере «обкатки» законодательства будут внесены изменения, позволяющие исключить риски привлечения к ответственности за непреднамеренные нарушения.
Шон Бетрозов, адвокат, член Московской палаты адвокатов:
— Сегодня за нарушение выполнения ГОЗ власти могут привлечь поставщиков к уголовной ответственности сроком до 10 лет, а также выписать штраф до трёх миллионов рублей. Но данные санкции применимы только в отношении лиц, ранее подвергавшихся наказанию по соответствующим статьям КоАП. Без административной ответственности в данном случае не должно быть и уголовной.
Ответственность по статьям УК несут поставщики за нарушение сроков и условий исполнения контракта (если ранее привлекались за нарушения по ч. 1 или 2.1. ст. 14.55 КоАП); за причинение ущерба не менее 5% от цены контракта (не менее 5 млн руб.), а также за полный срыв ГОЗ (условие: поставщика ранее привлекали за нарушение по ч. 1 или ст. 14.55 КоАП). Наказывается также отказ единственного поставщика военного оборудования (оружия), не имеющего аналогов, от заключения контракта или уклонения от его подписания (если ранее привлекали за нарушение по ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП).
Наказание могут понести и должностные лица: за нарушение условий контракта (если до этого привлекались за нарушения ч. 1, 2 или 2.1. ст. 14.55 КоАП); за причинение ущерба не менее 5% от цены контракта (не менее 5 млн руб.), а также за полный срыв ГОЗ (если раньше привлекали за нарушения по ч. 1 или ст. 14.55 КоАП); за отказ или уклонение от заключения контракта (если до этого были нарушения по ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП).
Отмечу, что должностное лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 112 (закон № 44-Ф3), освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение.
Также административная ответственность предусмотрена для банка, который уполномочен на проведение операций в сфере ГОЗ. Наказывается совершение операций по счету, открытому головному исполнителю для осуществления расчетов по ГОЗ, проведение которых по такому счету не допускается законом. Нарушение влечет наложение административного штрафа до 1 млн руб.
Мои рекомендации по правилам работы с ГОЗ. Необходимо наладить отраслевой и раздельный учет деятельности, открыть спецсчета (при оплате расходов более 5 млн руб. – для головного исполнителя, 3 млн руб. – для исполнителя), регистрировать в бухгалтерской отчетности итоги финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту в разрезе отдельных статей расходов и ресурсов, не нарушать правила, установленные контрактом ГОЗ, своевременно представлять заказчику отчет об исполнении контракта.
Дмитрий Домокур, владелец форума «ГиД по ГОЗ», начальник ПЭО:
— Государственный оборонный заказ – не только большие деньги, которое платит государство, но и большая ответственность. Основные лица, производящие проверки в рамках выполнения ГОЗ, – прокуратура, Федеральная антимонопольная служба. Есть также контроль от налоговой, военных представительств, Росфинмониторинга, Минфина.
По закону, плановая проверка в рамках ГОЗ должна производиться не чаще, чем раз в три года. За это время прокуратура запросит у вас документы, касающиеся выполнения гособоронзаказа. Прокуратура знает, что вы выполняете ГОЗ, по информации Росфинмониторинга, который видит всю цепочку исполнителей. Любые платежи, будь то даже поставка картошки, оплаченная средствами ГОЗ, – под контролем.
Что компании нужно для соблюдения требований? Должно быть обеспечено ведение раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности. Здесь обязательно раскрывать такие моменты: оприходование материалов по ФИФО, а не по среднему; как распределяются ресурсы контракта по статьям затрат; как распределяются косвенные расходы; другая информация по распределению ресурсов, привлекаемых для выполнения контракта по ГОЗ. Штраф для юрлиц – 300-500 тыс. рублей. Предупреждения тут не предусмотрено. Кроме того, должны быть введены локальные нормативные акты по нормированию затрат/ресурсов, иные документы по ценообразованию.
В целом в компании должна просматриваться полная цепочка – от момента поступления денег до момента поставки и создания отчёта. Здесь правило: «Как, что и откуда».
Если вы попались по статье КоАП 15.37 (нарушение правил ведения раздельного учёта), вас тут же могут привлечь по следующей статье – 14.55 (Завышение цены контракта), наказывается двукратным возвратом суммы превышения и опять же – штрафом.
Далее в зависимости от тяжести первых двух статей могут подтянуть уголовные статьи, вплоть до 159 ч.4 (мошенничество в особо крупном размере), здесь штрафы исчисляются миллионами, и срок уже идёт в годах.
Александр Васильев, юридический советник, адвокат:
— Нормами УК РФ ответственность должностных лиц исполнителя за нарушение в сфере ГОЗ установлена статьями: ст. 201.1 (злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ); ст. 201.2 (нарушение условий государственного контракта по ГОЗ либо условий договора, заключенного в целях его выполнения); ст. 201.3 (отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по ГОЗ либо договора, необходимого для его выполнения).
Уголовная ответственность по данным статьям определяется в отношении руководителя юрлица. Указанные преступления относятся к категории тяжких.
Обращаю внимание на необходимость соблюдения следующих условий исполнения государственного контракта:
— по каждому госконтракту, помимо раздельного учёта затрат, необходим отдельный банковский счёт в одном из уполномоченных банков или лицевой счёт в Казначействе;
— стоимость поставляемого продукта должна быть рассчитана одним из указанных в постановлении правительства № 1465 методов определения цены контрактов, и вы должны быть в состоянии в любой момент доказать правомерность и обоснованность этой стоимости;
— если какие-то не зависящие от вас действия или бездействия приводят к срыву или к ненадлежащему исполнению контракта, об этом нужно уведомить вышестоящие органы в кратчайшие сроки;
— необходимо уделить особое внимание документообороту, связанному с исполнение госконтракта. Оплата контрагентам, начисление заработной платы, списание материалов и т. д. – всё должно соответствовать документам и иметь надлежащее обоснование.
Алексей Андронов, генеральный директор литейного завода «АЛЮМЛИТ»:
— Наш завод работает по ГОЗ с 2015 года. Основной принцип, которым нужно руководствоваться при его выполнении, – обеспечение строгого соответствия позиций в заказе тому, что предприятие фактически делает и отгружает. Для каждого изделия составляется детальная калькуляция, формируется обоснование цены, в ходе производства все эти параметры должны соблюдаться.
Что изменилось при выполнении ГОЗ в 2023 году? По сути, для добросовестных исполнителей контрактов изменения практически незаметны. Но для нарушителей новшества есть – степень ответственности стала более серьёзной (повторные нарушения ведут к уголовной ответственности). В первую очередь это касается сроков поставки.
Бытует мнение, что выполнение гособоронзаказа – сверхприбыльный бизнес, и в него пытаются входить организации, не имеющие достаточных ресурсов (в первую очередь, через участие в тендерах на площадке АСТ ГОЗ). В нашем случае выполнение контракта по ГОЗ можно сравнить со стабильным серийным производством, с невысокой рентабельностью (5-7%), но с надёжным заказчиком и прозрачными условиями работы.
Срыв сроков по ГОЗ – рисковая ситуация. Даже если есть договор с поставщиком, оформленный по кооперации, и срок сорвал он, это не снимает ответственности с исполнителя. Этим риском рекомендую управлять постоянно: информировать заказчика о возможных задержках поставки, держать «руку на пульсе» в работе с поставщиками. Заказчикам в сегодняшних реалиях намного важнее продукция, чем наказание поставщика. В то же время за выполнением ГОЗ следит прокуратура, она часто подходит к срокам формально и может придраться даже при минимальной просрочке.
Всем нынешним и будущим участникам ГОЗ рекомендую в первую очередь наладить раздельный учёт, оформить необходимую внутреннюю документацию и грамотно составить РКМ (расчетно-калькуляционные материалы). Второй здесь по важности пункт – корректное назначение сроков, особенно если продукция не производится непосредственно исполнителем.