Из консервативной и малолабильной сферы ЖКХ вырастает в высокотехнологичную отрасль. Постепенно, с болезнями роста, но целенаправленно. Для чего и кому нужна оцифровка, насколько история долгая, об этом – эксперты нашего журнала.
Дмитрий Сурнин, министр строительства, ЖКХ и энергетики УР:
– Сегодня у бизнеса, представляющего сферу ЖКХ, появляется нужная клиентоориентированность. Компании понимают, что собственникам важна не просто обратная связь, а удобство и сервис, выражающиеся в высоких коммуникационных технологиях. Жители «выросли» даже из своих личных кабинетов, где можно увидеть расходы, оплатить услуги онлайн. Им нужно нечто большее. Например, профильные мобильные приложения, которые дают комплекс преимуществ: житель может выложить вопрос о пробеле в работе коммунальных служб, видеть, что запрос принят, проходит обработку, направлен ответственному лицу. Гражданину при этом важно, что ему обязательно адресуют отчёт о проделанном.
По сути, в этом случае человек получает всё и сразу: удалённое решение проблемы, не требующее посещения чиновников, экономию времени и ресурсов, понимание того, что тебя услышали, что результат будет получен.
Уже есть регионы, где электронная заявка полностью вытеснила бумажные обращения граждан. И за бездействие виновные привлекаются к административной ответственности.
Сегодня в нашем портфеле потенциального инструментария для цифровизации ЖКХ есть несколько ИТ-решений, идёт выбор между различными моделями, которые позволят автоматизировать процессы на городском уровне. Пока речь идёт об Ижевске, затем планируется масштабировать практику на другие города республики.
Основной организатор процесса – муниципалитет. Министерство выступает, прежде всего, как идеолог и выполняет методологическую функцию. Мы даём рекомендации, модерируем работу, предлагаем проверенные решения и продукты передового опыта (понятно, что такой опыт уже накоплен, например, в крупных корпорациях).
Главная задача – устранить лишние звенья в цепочке передачи информации. Нужно, чтобы исполнитель быстро её получал и приступал к работе. В целом готовность к применению такого инструментария есть. Требуется подключать к процессу, в первую очередь, предприятия ЖКХ. И мы будем это делать.
Сейчас от горожан есть другой актуальный посыл – запрос на получение качественной информации по начислениям платежей. Гражданам интересна не квитанция из расчётного центра как таковая, а именно информация, на основании которой можно делать выводы, в каком объёме и за что они платят. Отмечу, что в этом плане у управляющих компаний есть обратный положительный отклик. Пока данная задача прорабатывается с учётом вопросов конфиденциальности и безопасности, обсуждается, на какой платформе, кем и по какой схеме услуга будет предоставляться.
Тимур Меджитов, министр информатизации и связи УР:
– Конкуренция в строительстве и ЖКХ растёт, использование современных технологий становится уже не новшеством, а необходимостью, когда нужно просто не растерять своих клиентов и развиваться в ногу со временем.
В Удмуртии реализуется региональный проект «Умные города УР», направленный на преобразование сфер городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и инженерных решений. В число городов-пилотов по реализации проекта вошли Ижевск, Сарапул и Глазов.
Куратор проекта – Министерство информатизации и связи УР. Кроме администрирования и управления проектом, министерство берёт на себя функции архитектора информационных систем и технологического эксперта по создаваемым и эксплуатируемым отраслевым платформам в сфере ЖКХ.
Сегодня в республике в этой сфере функционирует ряд автоматизированных информационных систем – Государственная информационная система управления капитальным ремонтом МКД; Государственная информационная система ЖКХ; Система автоматизации процессов управления и учёта энергопотребления, энергосбережения и энергоэффективности УР.
Вектор цифровой трансформации направлен на внедрение современных технологий, в частности, это интеллектуальные системы освещения и управления энергопотреблением; умные датчики для сбора, обработки данных и прогнозирования состояния объектов ЖКХ; интеллектуальная обработка данных в сфере ЖКХ; сбор и управление массивом данных о потреблении ресурсов для управления городской системой; создание платформы коммуникаций между гражданами, органами власти и местного самоуправления, коммунальными и ресурсными организациями («Активный горожанин»).
По направлению цифровизации строительства идёт разработка «Цифровой платформы строительства Удмуртской Республики» (ЦПС УР) с реализацией в её рамках «Цифрового двойника» городов республики. Утверждён план создания ЦПС УР. Он следующий.
Этап 1 (2019 год). На этом этапе велось внедрение Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД); реализация модуля единого окна (подачи единой заявки для получения технических условий (ТУ) и оферт договоров технологического присоединения (ТП) для объектов капстроительства); реализация в Региональном портале госуслуг системы подачи заявления и получения разрешения на строительство; создание технического проекта системы автоматизации согласования проектов на технологическое присоединение.
Этап 2 (2019–2020 годы): внедрение в ИСОГД возможностей получения документов для заявки на разрешение на строительство, функций получения картографий, реализация редактора проектов на ГИС; модуль единого окна, в частности, реализация вызовов получения предварительных документов для заявки ТУ и договоров ТП; пилотный проект по ускорению согласования проектов технологического присоединения.
Этап 3 (2020 год): интеграция продуктов для цифровизации получения разрешения на строительство и подключения объектов капстроительства к сетям РСО.
Цифровая трансформация сферы строительства направлена на внедрение современных технологий, например, цифровое моделирование городского пространства, управление данными об инфраструктуре города при принятии решений о строительстве, применение беспилотных летальных аппаратов для мониторинга объектов.
Строительная отрасль и отрасль ЖКХ активно используют технологии, которые позволяют повысить их внутреннюю эффективность. Практически все новые дома оснащаются интеллектуальными системами управления и учёта энергоресурсов, в ряде домов используются системы управления домов через мобильный телефон, RFID метки для системы контроля доступа граждан, «умные камеры хранения», видеонаблюдение, «умные домофоны», мобильные приложения для приёма заявок от жильцов со стороны управляющей компании и коммуникации с другими жильцами, многое другое.
Правительство УР использует в своей деятельности АИС «Учёт и планирование текущего и капитального ремонта объектов социальной сферы УР» для ведения «паспорта здоровья» построенного социального объекта и контроля его состояния по ряду параметров.
Используется интеллектуальная система мониторинга работы машин коммунальных служб.
Министерство продолжает реализовывать проект «Умные города УР» и создавать в его рамках интеллектуальные сервисы и решения, повышающие эффективность управления городским хозяйством, качество жизни населения.
Алексей Орлов, советник главы Ижевска по цифровой трансформации, член Проектного офиса «Умный город» при Минстрое УР:
– Не считаю сектор ЖКХ закрытым для изменений. Напротив, если говорить о нашем регионе, мы наблюдаем в этой сфере достаточно активное внедрение новых цифровых инструментов и платформ. Для этого сейчас разрабатывается соответствующая нормативная база.
В 2017 году правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика», цель которой – организация системного развития и внедрения цифровых технологий во всех областях жизни, в том числе в сфере городского хозяйства и ЖКХ.
Для чего высокие технологи нужны этому сегменту? Для обеспечения нового качества жизни. «Цифровизация» поможет сделать все отраслевые процессы не только систематизированными, централизованными, но и мобильными, прозрачными, сквозными. Это удобно для граждан – они получат реальные инструменты участия в жизни своего дома, города, отслеживания работы управляющих компаний, структур, ответственных за контроль качества предоставляемых услуг.
Цифровая трансформация нужна и муниципалитетам. Если сейчас город не всегда чётко «видит» локальные проблемы, то, что происходит в схеме отношений «собственник – управляющая компания», насколько быстро УК реагируют на запросы жителей, то на различных этапах цифровизации информация будет всё более открытой. Принятие управленческих решений будет проходить оперативнее и качественнее. А накапливание информации в цифровом виде даст возможность проводить анализ для последующего стратегического планирования.
Вопрос более сложный: нужны ли такие изменения участникам рынка? Это неизбежно. Кроме этого, те механизмы, которые внедряются на всех уровнях, в первую очередь оптимизируют существующие внутренние бизнес-процессы, что ведёт к экономии ресурсов.
С точки зрения «цифры» ЖКХ повезло – у него, помимо «Цифровой экономики», есть и свой ведомственный проект Минстроя РФ – «Умный город». В программу вошли три города республики, каждый «пилот» создал свою дорожную карту, запланировал целевые мероприятия. Синхронизирует работу Проектный офис при Минстрое УР. Уже разработан специндекс – «IQ Городов», позволяющий оценивать, как идёт движение городов в части цифровой трансформации.
Чего ждать от этих новаций? В первую очередь, будут запускаться цифровые платформы, вовлекающие граждан в управление городским хозяйством. В эти платформы будут интегрированы различные механизмы, например такие, как системы электронного голосования, сервисы по аккумуляции, обработке сообщений граждан. Они помогут быстро собирать информацию о существующих проблемах, по-новому строить бизнес-процессы, без лишних временных издержек решать конкретные вопросы конкретного гражданина.
Планируется ввести Единую диспетчерскую службу в сфере ЖКХ. Она станет точкой входа для проблемных посылов от жителей, позволит применить сквозную интеграцию для всех участников рынка ЖКХ, а также накапливать статистику о динамике разрешения ситуаций.
Помимо этого, планируется внедрить Единое городское мобильное приложение. Оно будет агрегировать городские сервисы и возможности, которые граждане используют в ежедневном режиме, – новости, передача показаний, оплата городских услуг в разных сферах и т. д.
Есть идея создать платформу по городскому краудсорсингу, где граждане будут генерировать предложения для решения общегородских проблем.
В Сарапуле сегодня начал работу Центр достоверности данных, основной функционал которого – в систематизации данных о потреблении коммунальных ресурсов, прозрачность и верификация начислений, в результате чего потребитель чётко видит, сколько он потребил коммунальных услуг и за что платит.
В Воткинске идёт работа по созданию Единой диспетчерской службы как «одной точки входа» в сфере ЖКХ. Она будет функционировать под лозунгом: «Решает один звонок». Любой житель сможет позвонить в колл-центр либо отправить сообщение в городском мобильном приложении, тем самым запустить процесс решения проблемы и получить результат на 100 %, путём, как я уже говорил выше, построения сквозной интеграции и переработки существующих бизнес-процессов с применением цифровых решений.
Мы в целом идём к тому, чтобы в сфере управления городским хозяйством и ЖКХ появилась система верхнего уровня с функциями централизованного сбора информации, контроля, анализа и стимулирования к быстрым решениям.
Виктор Мазурик, директор по маркетингу и монетизации инноваций АО «ЭР-Телеком Холдинг»:
– Отрасль ЖКХ давно воспринимается как наиболее консервативная. Так сложилось, что руководство и сотрудники здесь часто не готовы менять устоявшиеся бизнес-процессы. Но сегодня мы наблюдаем интерес к цифровизации. И проявляют его две категории организаций. В первую очередь – компании, которые мыслят средне- или долгосрочными перспективами.
Например, застройщики. Если в дальнейшем они планируют сами же обслуживать тот жилой комплекс, который возводят, то чаще всего здесь сразу на этапе строительства устанавливаются системы «умного дома», в т. ч. учёта энергоресурсов. Внедрение таких систем – недешёвая история, но если рассматривать эффект по сокращению расходов в перспективе двух-трёх лет, то кондоминиум получает снижение затрат на эксплуатацию, обслуживание, минимизацию аварийности.
Вторая категория – управляющие компании, которые сталкиваются с повышенными требованиями по эксплуатации зданий со стороны жильцов, прежде всего это жилой фонд в центрах крупнейших городов. Здесь решаются вопросы удовлетворения качества проживания, эффективности вложения средств в реновацию, реконструкцию инфраструктуры объектов.
Эдуард Коваленко, директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в ПФО:
– Цифровые решения уже активно внедряются в ЖКХ по всей России. В 2016 году была запущена система ГИС ЖКХ – единая федеральная централизованная информационная система, которая позволяет гражданам получать информацию о счетах ЖКХ, осуществлять контроль за работами и услугами по дому, участвовать в общих голосованиях в режиме онлайн. На её базе создаются рейтинги управляющих компаний, а также работает Единый диспетчерский центр, который собирает и обрабатывает информацию о любых возникающих проблемах с последующей передачей ответственным подразделениям. Кроме того, все УК и поставщики услуг обязаны передавать в систему актуальные сведения о показаниях приборов учёта и начислениях.
Государство и бизнес готовы вкладываться в развитие цифрового ЖКХ, причём они должны работать именно в тандеме. Цифровизация отрасли подразумевает кардинальные изменения – модернизацию оборудования, организацию промышленной сети для передачи телеметрических данных и управления «умными» приборами, создание инфраструктуры для хранения и передачи информации, внедрение информационных систем, которые позволяют контролировать потребление услуг и своевременность их оплаты (ГИС ЖКХ). Правительство создаёт нормативную базу и контролирует исполнение требований регуляторов, телеком-операторы работают над созданием сетей для передачи данных, ИТ-компании занимаются строительством центров обработки данных. Ранее инфраструктуры в этой области вообще не существовало, она создаётся с нуля, и как государство, так и бизнес видят в развитии «умного» ЖКХ огромные перспективы. Прежде всего, речь идёт о повышении энергоэффективности жилых объектов.
Один из основных факторов, тормозящих развитие сферы ЖКХ, – это менталитет потребителей и их покупательская способность. Оплачивать компоненты «умного дома» приходится жильцам, а это затратно. Пока компоненты интернета вещей (системы контроля доступа, управление светом, «умные» датчики) в основном востребованы в премиум-сегменте, покупатели жилья эконом-класса не готовы за них переплачивать. При этом я не исключаю возможности, что некоторые компоненты «умного ЖКХ» будут внедряться повсеместно эволюционным путём: если у вас вышли из строя счётчики потребления воды, вам проще сразу поставить «умный прибор», который обойдётся почти в ту же сумму, чем каждый месяц передавать показания вручную. Но менять работающие счётчики люди не готовы, так как уже привыкли к определённой схеме взаимодействия с УК и не хотят совершать лишних телодвижений. Полная цифровизация отрасли возможна, в лучшем случае, через 10–15 лет.