Рынок образования ежегодно растёт. По исследованиям Data Insight и «Нетологии», в 2021 году жители России от 18 до 64 лет потратили на дополнительное образование более 400 млрд рублей. Для сравнения, в 2019 году расходы россиян на дополнительное образование (по данным исследования TalentTech и EdMarket) составили около 140 млрд рублей. Логично, что с развитием технологий растёт не только объём рынка, но и разнообразие платформ и подходов для эффективного обучения. Как организованы современные обучающие программы, какие тренды существуют в различных сферах образования и способны ли онлайн-курсы заменить живое общение с преподавателем – от наших экспертов.

Образование для бизнеса

Динара Алпашаева, директор АНО «Корпорация развития УР»:

– Бизнес-образование помогает избежать финансовых, управленческих, маркетинговых ошибок. Например, в Корпорации развития Удмуртии для начинающих предпринимателей существуют программы «Азбука предпринимателя», «Мама-предприниматель», «Наставничество». Также для начинающих бизнесменов мы проводим отдельные семинары и тренинги, где эксперты рассказывают о том, как развивать, продвигать свой бизнес, выбрать систему налогообложения и вести финансовый учёт. При выборе спикера для таких программ мы ориентируемся на запросы предпринимателей. Иногда слушателям нужны теоретики. Например, с введением санкций был большой запрос на спикеров по юридическим вопросам в связи с изменениями в законодательстве. Или, например, сейчас много молодых предпринимателей подают заявки на грант, и им нужно составить бизнес-план. Также есть запрос на практиков. Когда хотят узнать об успешных кейсах, мы зовём предпринимателя, который готов поделиться своей историей, дать советы, рассказать о лайфхаках.

Для опытных предпринимателей мы устраиваем акселерационные программы по направлениям бизнес, экспорт и туризм. На акселераторах мы, как правило, обращаемся к предпринимателю-спикеру, который разработал свою уникальную методику, пропустил через себя и поможет внедрить её в бизнесах участников. Здесь для компаний есть условия входа: определённый объём выручки и наличие команды. 

Каждая акселерационная программа имеет многоуровневую систему контроля. В прохождении важны дисциплина, выполнение заданий, реализация инструментов. В своих программах мы стараемся объединить теорию и практику. Если хочешь, чтобы инструмент запомнился, надо его применить на практике: это работа в группе и обсуждение с трекером. После чего инструмент хотя бы частично нужно применить на своём предприятии. Также важно, чтобы он всегда был в работе. Нельзя просто внедрить и забыть. Надо жить в этой стратегии каждый день. Ещё один фактор – многие компании только через некоторое время понимают важность того или иного инструмента. В этом году у нас несколько компаний обучились повторно. Предприниматели возвращаются, а это значит, что акселератор доказывает свою эффективность.

Языки и Soft Skills

Яна Шутова, основательница школы английского языка Orange English:

– Одна из основных тенденций сегодня – комбинированный формат обучения, в рамках которого совмещаются онлайн и оффлайн форматы уроков. С помощью наработок 2020 года в совокупности с новыми технологическими возможностями мы обучаем жителей других регионов и дистанционно подключаем к групповым очным занятиям студентов, которые находятся в командировках или в путешествиях. Но как бы ни был развит тренд на онлайн-уроки, курсы всё равно остаются востребованными в рамках живого формата. Это связано с тем, что наша основная аудитория – взрослые люди – предпочитают живое общение. Также сказывается и влияние пандемии, за время которой все устали от онлайн-формата.

Ещё один тренд в обучении языкам заключается в разработке узконаправленных авторских продуктов. Например, мы для себя выбрали бизнес-сегмент. Для того чтобы разработать качественный продукт в определённом направлении, мы погружаемся в эту сферу и смежные отрасли, полностью изучаем все аспекты, которые будут полезны ученикам в данном направлении. Такой подход позволяет сформировать уникальную программу, которая подходит под запросы абсолютно конкретной узкой аудитории – топ-менеджеров и основателей бизнеса. И так можно разработать бесконечное множество программ: медицинский английский, IT-английский, в нашем случае мы запустили «английский для экспортёров» в сотрудничестве с Корпорацией развития УР. 

Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при обучении взрослых студентов, – отсутствие единой базы для освоения языка. В школах по-разному преподают иностранные языки, и чаще всего школьные программы «заточены» на освоение английского как предмета, который можно зазубрить и забыть после экзамена. Но мы понимаем, что во взрослой жизни английский язык является полноценным инструментом, и поэтому он должен быть подан качественно, чтобы по завершении школьного образования все обладали единым уровнем. Вторая важная проблема в нашей отрасли – высокая мобильность преподавателей английского языка. Люди в принципе учат английский язык для того, чтобы путешествовать и переезжать. Логично, что преподаватели, которые обладают высоким уровнем английского, часто покидают Россию. Эту проблему мы решаем с помощью привлечения к процессу обучения большого количества квалифицированных кадров. Так мы можем быть уверены, что всегда сможем предоставить качественный урок английского языка. Но важно и понимать, что смена преподавателей – это нормально.

Наталья Рогаль, продюсер Uteens:

– Сегодня существует такое понятие, как lifelong learning – образование, которое длится всю жизнь. Наши бабушки и дедушки получали одну профессию и работали по ней всю жизнь. Нынешнее поколение действует по-другому. Я лично сменила профессиональное направление четыре раза. Дети, рождённые после 2010 года, сменят 10–15 профессий и смогут построить три-четыре полноценные карьеры. Ещё одно современное понятие – slash carrier – можно одновременно быть архитектором, музыкантом и финансистом. Вопрос в том, насколько хватит энергии.

Также мы уходим от схемы «детский сад – школа – университет», чаще говоря об индивидуальных образовательных траекториях. Поэтому при выборе образовательной площадки нужно отталкиваться от поставленных целей и решать, что будет более эффективным в контексте их достижения – онлайн-курс или высшее образование. Например, парикмахеру едва ли нужно второе. При этом смена направления или открытие собственного салона красоты потребуют определённых маркетинговых, управленческих и предпринимательских компетенций.

На сегодняшний день можно условно обозначить целый ряд ключевых моментов, характеризующих образовательный процесс. 

Во-первых, мы говорим о студентоцентричности. Происходит переход от парадигмы, в которой класс ориентировался на учителя как центральную фигуру, к модели проектирования, сфокусированной на ученике. Оказываясь в центре, студент становится соавтором образовательного процесса, что также является ещё одним трендом. Психологическое и эмоциональное состояние конкретного обучающегося теперь важнее, чем среднее значение по классу.

Помимо развития дистанционного образования, важным трендом является практикоориентированность. Даже в государственной системе образования повышается доля проектной составляющей. Не будем забывать и о всеобщей цифровизации. Даже школы разворачиваются к технологиям. Есть электронные учебники, электронные тесты. Преподаватели чаще обращаются к подобным решениям, и сам контент всё чаще становится оцифрованным. 

Профессиональное образование

Наталия Матющенко, проректор по образовательной деятельности НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений»:

– Популярные направления образования будущего – медицина, экология, сельское хозяйство, информационные технологии и безопасность, биотехнологии, космос, робототехника, энергетика. Экспертные группы прогнозируют широкое распространение таких технологий, как цифровые репликаторы, антропоморфные роботы, биозамещаемые материалы, интерфейс «мозг-компьютер», метаболическая инженерия, нанороботы, космические лифты и подобные. Важная особенность квалифицированного специалиста в этих областях – мультидисциплинарная подготовка на стыке нескольких профессий. Востребованными будут, например, врач-биоэтик, специалист по биохакингу, цифровой лингвист, проектировщик киберорганизмов.

Помимо hard skills, необходимых конкурентоспособному специалисту для профессионального развития, много внимания уделяется формированию soft skills, помогающих личностному росту.

На смену традиционным педагогическим практикам в новом технологичном обществе развиваются индивидуальный подход к каждому обучающемуся и научно-проектные формы работы, интерактивность и виртуальные ресурсы, адаптивное обучение, цифровизация и геймификация. В этом направлении применяются междисциплинарный и прикладной подходы, интеграция естественно-технических и гуманитарных наук, парадигма непрерывного образования long-life learning, потенциал искусственного интеллекта, big data и нейротехнологий, возможности онлайн обучения с применением гаджетов, персонализированные образовательные траектории.

Татьяна Копусь, кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации в Финансовом университете при Правительстве РФ:

– Специфика изучения иностранного языка в высшем профессиональном образовании заключается в цели. Студентов нужно научить общаться на иностранном языке для решения профессиональных задач. Как показали два года пандемии, живое человеческое общение не заменить онлайн-курсом. Человек социален по природе. При обучении иностранному языку есть место алгоритмизации, где технологии выступают вспомогательным инструментом. Например, с технологиями студентам интереснее и удобнее учить новые выражения. Технологии позволяют автоматически создавать и проверять тесты, что экономит время преподавателя. Тем не менее при обучении общению на иностранном языке технологии остаются инструментами, средой, каналом коммуникации. Но научить общению между людьми – значит научить понимать намерения, ценности, смыслы и интерпретации. Появление новых технологий повышает значимость роли преподавателя, технологии расширяют его возможности, но не могут заменить его.

Цифровые технологии задают важные траектории для развития высшего образовании – они как зонтик собирают широкий спектр направлений. Мы обучаем профессиональному иностранному языку при помощи онлайн-симуляций, где воссоздаётся реальность рабочего места и профессиональная проблема. В рамках такой работы можно проанализировать риски или выбрать делового партнёра. Это направление известно как «серьёзные игры». Студенты принимают пошаговые решения и тут же видят результат. После игры и в процессе их решения обсуждаются.

Владимир Савельев, аналитик данных экосистемы продуктов для бизнеса «Контур», преподаватель образовательных программ УрФУ и ВШЭ:

– Один из основных трендов современного высшего образования – это возможность обучаться на дистанте. Думаю, такой вид обучения более успешен для технических предметов, а дисциплины, направленные на развитие soft skills, например, командообразования, эффективнее проводить очно.

Также есть тренд на «перевёрнутое обучение», при котором студенты проходят теорию самостоятельно по видеолекциям, а занятия с преподавателем посвящают практике. Такая форма обучения помогает экономить время преподавателя – нужно всего один раз записать лекцию, а не проговаривать один и тот же материал в каждой группе из года в год. Студентам тоже удобно – они сами выбирают время обучения, слушают лекции в своём темпе, могут прерваться или послушать лекцию несколько раз.

Основная проблема вузовского образования – это его оторванность от потребностей рынка труда. Те навыки, которые студенты получают на классических образовательных программах, недостаточны для работодателей. Эту проблему решают совместные учебные программы вуза и работодателя. Например, у некоторых IT-разработчиков есть бакалавриат, который выпускает разработчиков, и магистратура для будущих аналитиков. Из этой проблемы вытекает ещё одна – не все выпускники работают после окончания вуза по специальности. Получается, что государство или сам студент тратит огромные деньги на обучение, которое ему не пригодится. Эту проблему может решить система обучения, при которой студенты выбирают курсы и программы по своему желанию, опираясь на рекомендации. При этом обучение должно быть систематичным – все курсы должны быть объединены в программы по модульному принципу.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).