Рынок образовательных услуг за последние несколько лет претерпел большие изменения. С уходом многих привычных вещей в онлайн всё чаще встаёт вопрос о целесообразности получения второго высшего образования, ведь многообразие курсов позволяет обучаться не только по любому профилю, но и даже не выходя из дома. О том, какие модели личного и корпоративного развития выбирают сегодня представители бизнеса и управления, что выбрать – курсы повышения квалификации или полноценное профильное образование, рассказали эксперты нашего журнала.

Ирина Макарычева, советник главы Удмуртии по вопросам кадровой политики:
– Курсы никогда не заменят профильное образование и фундаментальных основ профессии, сколько бы ни ругали высшую российскую школу. Любые короткие курсы предполагают, что у человека уже есть определённая квалификация, которую он хочет повысить. Как HR-специалист я понимаю, что соискатель с двумя или даже тремя высшими образованиями – это человек, фундаментально подходящий к решению профессиональных задач и при необходимости способный освоить новые компетенции. Хотя  не исключено, что перед нами просто «вечный студент», тревожный и сомневающийся.

В первую очередь мы смотрим не на количество дипломов и пройденных курсов, а на то, насколько широко он ориентируется в своей отрасли, обладает базовыми умениями и навыками и как у него развиты soft skills. Формальные признаки в виде образования в этом случае вторичны. Есть гениальные выпускники вузов далеко не первого десятка, а есть не самые мотивированные и квалифицированные сотрудники с несколькими высшими образованиями. Второе высшее образование, на мой взгляд, необходимо тем, кто планирует кардинально сменить сферу своей деятельности. Без него невозможно работать в новой профессии  и быть грамотным специалистом. Если психолог решил стать инженером, никакие курсы повышения квалификации не помогут ему в этом начинании. Высшее образование, в отличие от курсов, позволяет полностью погрузиться в понятийное поле новой профессии. При этом специалист с экономическим образованием, который изменил свой профиль и получил юридическое, всегда будет более ценным, так как он фундаментально подошёл к этому вопросу и погружён в обе сферы профессионально.

Курсы хороши в качестве некой добавки к имеющейся профессии. Немаловажными являются общеразвивающие курсы, которые про мировоззрение, кругозор и эрудицию, компетенции и гибкие навыки. Мир меняется очень быстро. Требования к сотруднику возрастают. Меняться надо быстро, быстро ориентироваться в профессии, смежных областях, трендах и просто уметь поддержать разговор.

Прежде чем выбрать курс, важно провести check up своего профессионализма. Понять, какие навыки отстают и чему можно было бы обучиться, то есть сформулировать для себя точки роста. При выборе курсов нужно ориентироваться в первую очередь на организацию, которая их проводит. Посмотреть отзывы о площадке, узнать у знакомых. Только в этом случае от них будет польза. 

Людмила Мустаева, проректор по учебнометодической работе Института развития образования УР:
– Сейчас HR-менеджеры смотрят в первую очередь на деловые и личностные качества соискателя. Если он готов работать и у него есть стремление двигаться вперёд, его всегда можно обучить, подобрав курсы, которые помогут сформировать необходимые компетенции. Наличие диплома – это не первичная вещь. Диплом престижного вуза – это в любом случае статус, однако стоит понимать, что можно получить диплом, защитить его с отличием, но при этом не развиваться дальше.

Есть прекрасные управленцы без второго высшего образования, которые при этом постоянно  обучаются разными способами. Получают новые навыки, общаются с коллегами, проходят курсы повышения квалификации и переподготовки. В большей степени всё зависит не от уровня образования человека, а то того, насколько он сам стремится к самообразованию.

Всегда важно понимать цель получения того или иного знания, а не просто набирать «корочки». На курсах, где проводится промежуточная и итоговая аттестация в виде проверки или защиты работы, безусловно, можно получить полезные для себя знания и умения. Однако на рынке образовательных услуг часто приходится сталкиваться с недобросовестными разработчиками, предлагающими сомнительные курсы. Например, получая профильное образование, человек может не обучаться, а только  сдавать экзамены, не особо вникая в содержание. И получается, что у него есть диплом о прохождении тех или иных курсов, но при этом он не владеет необходимой компетенцией. Не факт, что, имея профильное образование, ты станешь хорошим менеджером. Качество сегодня – это очень тонкая вещь.

Андрей Знатнов, исполнительный директор Академии открытого образования, Санкт-Петербург:
– В обществе стремительно меняются приоритеты, связанные с образованием. Некоторое время назад люди стремились выбрать для себя профессию на всю жизнь, планомерно учились в рамках определённого направления несколько лет, а после находили себе постоянную работу и трудились до самой пенсии. Глобальные профессиональные перестройки были редкостью. И если они происходили, то нормой было получение второго высшего образования под новые приоритеты. Вариантов на тему дополнительного образования было не так много.

В условиях ускоряющихся процессов и постоянной неопределённости, которая уже стала нормой за последние два года, старая парадигма образования перестаёт работать. Сейчас мало кто готов тратить годы на дополнительное высшее образование, когда эту потребность можно закрыть краткосрочными курсами, программами дополнительного образования или повышения квалификации. Тем более что вариантов на рынке множество.

Кроме того, если раньше были важны уровень образования и глубина знаний по самому широкому спектру предметов, то сегодня намного больше ценится умение быстро подстраиваться под новые реалии. Речь уже не идёт о горизонте планирования профессиональной деятельности длиною в жизнь. На наших глазах ежегодно отмирают в силу невостребованности множество профессий. Классическое образование не успевает ни идейно, ни методологически за новыми требованиями рынка. Всё больше молодых специалистов хотят оперативно получить прикладные знания и навыки и начать реализовываться в профессиональной сфере. Старшее поколение вынуждено приспосабливаться под новые правила игры либо просто будет списано со счетов. Консерватизм и узость мышления сегодня играют против кандидатов на рынке труда.

Вторая постепенно отмирающая установка – это подход к дополнительному образованию как к непонятной, ненужной, навязанной работодателем форме обучения. И если на периферии эти процессы ещё только начинают обозначаться, то в городах-миллионниках уже невооружённым взглядом видны первые результаты этих изменений. Всё больше сотрудников стремятся обучиться новому, получить дополнительные навыки и квалификацию по своей инициативе, тем самым повысив свою стоимость на рынке.

Многие современные учебные центры, подчиняясь требованиям времени, делают ставку на дистанционные формы обучения в режиме 24/7, что крайне удобно для работающих специалистов и не всегда доступно в рамках второго высшего в классических учебных заведениях. Сегодня мы стоим на пороге осознанного прикладного подхода к обучению, к формированию тренда на постоянное самообразование, чтобы быть востребованным специалистом, соответствовать актуальным запросам рынка и времени. 

Михаил Шаклеин, основатель «Бюро Shaklein.PRO»:
– С учётом того, что все процессы в жизни ускорились в десятки раз, принятие решений стало краеугольным камнем успешности человека в бизнесе. Большинство предпринимателей говорят: мы знаем свои проблемы. Но часто оказывается, что это не так. Ни одно обучение не сможет ответить на вопрос: а что делать с этими проблемами? Оно даст лишь инструментарий, какие-то технологии, но не более. Фундаментальные знания важны и нужны, но сейчас 95% управленцев ответят, что у них нет времени на второе высшее образование.

Нужно учиться формулировать противоречия. Большинство проблем, которые возникают у собственников бизнеса, тянутся из прошлого. Есть образовательные и развивающие курсы, но нет универсальных способов, так как у каждого индивидуальная ситуация. Сначала надо упорядочить то, что происходит в компании, и только после этого создавать квалификационные профили сотрудников, распределять нагрузку. Современному управленцу следует концентрироваться на формировании команды, а не на получении второго высшего образования. Пока вы его получаете, наш мир улетит на Марс.

Старый подход «иди и поучись» может сработать только в том случае, если сформулирована цель. При отсутствии чёткого понимания того, для чего это делается, эффект будет нулевой. Нужны ли руководителю фундаментальные знания, если в его компании не сведены оси координат даже в элементарных вещах? Это всё равно что изучать логарифмы до того, как освоена таблица умножения.

Если у руководителя есть самодисциплина, никто не отменяет самообразование. Но всегда важно понимать свою экспертность. Исследуй, сведи целеполагание и место своей компании в сфере деятельности и только после этого думай, какими путями и инструментами ты готов облегчить себе работу, чтобы достичь нужных результатов. Не нужно обучать сотрудников эмоциональному интеллекту, если в этом нет необходимости. Их всегда следует ориентировать под что-то. Тогда им будет понятно, куда они идут и что им нужно делать. Если у собственника бизнеса нет ощущения, что ему надо меняться, все попытки тщетны. Любое образование будет бесполезным без создания упорядоченной системы внутри компании.

Ольга Борзова, директор Учебного центра РДТЕХ, Москва:
– Большинство современных компаний готовы инвестировать в развитие своих сотрудников на всех уровнях, создавая внутрикорпоративные университеты или направляя их на курсы дополнительного профессионального образования (ДПО). Представители бизнеса и управления часто выбирают для себя программы MBA и различные тренинги личностного роста.

В вопросе о том, могут ли курсы заменить профильное образование, всё зависит от специфики получаемой профессии, желания её освоить и качества самого обучения. Если в основе курса лежит структурированная актуальная информация с большим количеством практики, которую можно будет применить сразу после окончания обучения, то они могут стать хорошей альтернативой профильному образованию. 

Фундаментальное высшее образование по-прежнему играет важную роль. Оно даёт базу знаний, опираясь на которую можно постоянно повышать свою квалификацию различными способами: самообразованием, обучением на курсах ДПО, в том числе в онлайн-формате. Сравнивая другие преимущества и недостатки обоих форматов, следует отметить, что программы онлайн-курсов быстрее адаптируются под потребности рынка, внедряют новые технологии и инструменты, за которыми не всегда могут угнаться вузы. Значение имеют также и сроки обучения: за пять-шесть лет в вузе вы изучаете не только профильные предметы, но и ряд других дисциплин из разных областей знаний. Безусловно, такой подход значительно расширяет ваш кругозор, и, вероятно, что-то из этого вам пригодится в будущем. Тогда как обучение на профильных курсах позволяет в сжатые сроки получить практические навыки и знания в соответствии с вашими текущими профессиональными потребностями. Стоит также отметить, что диплом об окончании университета по-прежнему остаётся важным преимуществом при трудоустройстве.

Если мы нанимаем преподавателя, то высшее образование – одно из обязательных квалификационных требований. Кроме того, для нас важен его профессиональный бэкграунд, поскольку большинство наших преподавателей – практикующие IT-специалисты. Разумеется, желание преподавателей повышать свою квалификацию на различных профильных курсах нами только приветствуется.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).