Как развитие индивидуального электротранспорта влияет на людей, экологию, экономику и городскую инфраструктуру?

По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2021 года в России зарегистрировано 10836 электромобилей, и их количество продолжает расти. Динамика заметна как на первичном, так и на вторичном рынках. По статистике сервиса «Авито Авто», спрос на б/у электромобили в России за первое полугодие 2021 года увеличился на 124% по сравнению с первым полугодием 2020 года.

Меняется потребительское восприятие: сегодня электротранспорт ассоциируется не только с трамваями и компанией Tesla. Рынок электрокаров для коммерческого и личного пользования активно завоёвывают отечественные производители. Развивается бизнес продажи и проката электросамокатов и гироскутеров как регулярных средств передвижения.

Но вместе с ростом рынка возникает проблема адаптации пространства. Согласно официальной статистике Госавтоинспекции по Удмуртской Республике, с 1 января по 15 сентября 2021 года на территории УР зарегистрировано 35 ДТП с участием электротранспорта, в которых 18 человек получили травмы.

Развитие личного электротранспорта становится предпосылкой изменений не только в машиностроении, но и в экологии, обустройстве городской среды. Подробно об этом – от экспертов «Деловой Репутации». 

Денис Удалов, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР:
– Формирование комфортной и безопасной среды для жизни населения, в том числе за счёт снижения выбросов опасных загрязняющих веществ, – одна из национальных целей, поставленных президентом РФ.

Поскольку автомобильный транспорт, оснащённый бензиновыми и дизельными двигателями, – один из источников загрязнения, возникает необходимость в создании условий для развития рынка электротранспорта. Одним из инструментов его стимулирования является внедрение мер государственной поддержки. В настоящее время на территории республики действует закон, который освобождает владельцев транспортных средств с электродвигателем от уплаты транспортного налога.

Спрос на электромобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции различных отраслей промышленности и развитии электрозаправочной инфраструктуры, обеспечивая появление новых инвестиционных проектов в республике. Это создаст условия для увеличения количества рабочих мест, сформировав вторичный рынок техники и смежный рынок специфичных компонентов и сервиса по обслуживанию автомобилей. 

Сергей Антонов, генеральный директор компании Golden Motor Russia (Дзержинский, Московская область):
– Массовое появление электромобилей и возникновение конкуренции с авто на ДВС заставило экологов взяться за изучение проблемы загрязнения внешней среды электрическим транспортом. Нужно заметить, что сам электромобиль загрязняет окружающую среду лишь пылью истёршихся шин и тормозных колодок. А вот электростанции, работающие на угле, нефти и газе, могут «пылить» и углекислотой, и золой, и вредными газами, получающимися при сгорании ископаемого топлива. Также экологи указывают на опасность производства при изготовлении и утилизации аккумуляторов.

Резон в таких доводах имеется. Но не надо забывать, что электричество вырабатывается также на атомных электростанциях, на гидроэлектростанциях и с помощью возобновляемых источников энергии. То есть всё дело в прогрессе науки и техники, которые не стоят на месте. То же относится к способам накопления и хранения энергии. Всё чаще мы видим, слышим о существенных продвижениях в поисках новых конструкций и принципов в аккумуляции электричества.

Самая высокая в мире доля использования машин на электрической тяге приходится на Китай. В некоторых городах количество электромобилей больше, чем стандартных машин. В Шанхае на инновационный транспорт пересели сотрудники полиции и государственных служб. Ещё три года назад в Поднебесной анонсировали запуск 800 тыс. «заправок» – зарядных станций для электротранспорта. Этот китайский рывок объясняется дороговизной нефти и серьёзными загрязнениями воздуха из-за автомобильных выхлопов. Но в то же время 68% электроэнергии в КНР производится на тепловых электростанциях, работающих на основе угля, газа, мазута и биомассы. Хотя и темпы роста выработки электричества от солнца и ветра растут на 15–16% в год. В связи с повышением энергопотребления в Китае уже появились перебои с поставкой электроэнергии, и производства начинают работать с перебоями. 

Андрей Кашкаров, владелец электросамоката и электромобиля, эксперт, автор книги «Современные электромобили. Устройство, отличия, выбор для российских дорог» (Санкт-Петербург):
– Когда мы говорим об инфраструктуре, отдельно встаёт вопрос об адаптации пространства к электросамокатам. Электросамокат – это инструмент. Согласно действующим ПДД, пока он официально не является транспортным средством, но ввиду своего веса и скорости представляет опасность для других участников дорожного движения. Мы знаем много аварий, трагических случаев и реакции на них властей. В разных регионах пытались действовать в правовом поле, ограничивая отдельными постановлениями на подконтрольных территориях скорость электросамокатов, возраст пользователей, места пользования и парковки.

Что касается электромобилей, их доля в автопарке России составляет не более 2–3%. Этот рынок как был в зачаточном состоянии в начале 2018 года, так и остаётся. Поэтому владельцы электромобилей сталкиваются с теми же проблемами, что и три года назад. Например, нет развитой инфраструктуры, в частности, разветвлённой сети зарядных станций. Для развития этого сегмента требуются преференции – меры поддержки со стороны правительства и льготы от производителей. Но на сегодняшний день выгоднее иметь автомобиль-гибрид, чем «электрокар».

Андрей Орлов, обладатель электромобиля, представитель движения владельцев электрокаров в Удмуртии:
– Исходя из своего опыта, могу сказать, что электромобиль представляет собой более простую и эффективную систему, чем автомобиль на ДВС, который расходует энергию на тепло, шум и вибрацию. Электротранспорт, в свою очередь, производит меньше шума и может возвращать большое количество энергии обратно в батарею при торможении и движении накатом.

Но владельцы электромобилей в Удмуртии сталкиваются с проблемой доступности зарядных станций для электромобилей. Сейчас в Ижевске есть две официальные станции, и только одна из них предназначена для быстрой зарядки. В основном будущие пользователи электромобилей сразу рассчитывают для себя домашнюю станцию или розетку у дома. Но если планировать поездку по Удмуртии, то придётся тщательно подготовиться: обзвонить точки, которые уже отмечены пользователями, и убедиться, что они доступны для зарядки. Но в 100% случаев мы найдём простую розетку, которая будет заряжать автомобиль примерно 5 часов на 100км, что неэффективно и неприемлемо для путешествий. Особенно этот вопрос актуален для обладателей электромобилей с малой ёмкостью аккумулятора, для машин с большим объёмом батареи подзарядка может не потребоваться в течение дня. В городах миллионниках ситуация относительно лучше. Например, в Казани и Перми базируются производители станций. Но с учётом количества электромобилей в этих городах источников энергии всё равно не хватает.

Зарядка электромобилей – это крайне малодоходный бизнес. И поэтому коммерческие структуры никак не включаются в этот процесс. Сейчас все места, в которых можно поставить станцию, облагаются налогом по тарифу для промышленной зоны – минимум 6 руб., а то и 10 руб. за кВт. К этим цифрам нужно добавить наценку на извлечение прибыли и обслуживание станции. В итоге сумма для клиента варьируется в районе 12 руб. за кВт. Пользователь электроавто, который имеет возможность заряжаться за 2,7 руб./кВт в частном доме или 1,6 руб./кВт в многоэтажном доме с электроплитами, вряд ли будет часто пользоваться такой станцией. Чтобы ситуация изменилась, нужно субсидировать сферу или создать особые тарифы электроэнергии для зарядки автомобилей.

Давид Бабаян, менеджер по работе с ключевыми клиентами в «Авито Авто» (Москва):
– Зачаточное состояние инфраструктуры и дороговизна электромобилей не позволяют этому виду транспорта продемонстрировать взрывной рост в России. Но в городах-миллионниках происходят активные изменения, направленные на создание комфортных условий для владельцев электрокаров.

Ещё в 2015 году была принята программа правительства «О комплексном плане поддержки производства и использования экологически чистого транспорта», согласно которой на автозаправках должны быть установлены зарядные станции для электромобилей. Сейчас по России насчитывается около 250 электрических зарядных станций. В Москве и Московской области функционируют 122 зарядных устройства для электромобилей, а к 2023 году планируется увеличить их количество до 600. Большая часть пока сосредоточена внутри третьего транспортного кольца. В спальных районах и рядом с крупными шоссе количество розеток для зарядки гораздо меньше. Действующие зарядные станции в столице расположены на муниципальных городских парковках, предприятиях, поддерживающих программу развития электрического транспорта. Например, Россеть, Мосэнерго и на АЗС. Коммерческие станции установлены неподалеку от ЖК и бизнес-центров.

Помимо бесплатной зарядки, для электрокаров доступны также бесплатные парковки. В столице начали оборудовать парковочные места для электромобилей неподалёку от зарядных станций в рамках новой программы «Энергия Москвы».

Существует также проблема, связанная с распространением сервисов для ремонта. Обслуживание электротранспорта отличается от обслуживания автомобилей именно отсутствием традиционного двигателя. В отличие от автомобилей с ДВС, электромобили обладают меньшим числом изнашиваемых элементов. Кроме того, для владельцев электромобилей нет необходимости постоянно менять масло, топливные и воздушные фильтры. Поэтому в России владельцы электромобилей обращаются либо в клубные сервисы, либо в частные мастерские.

Ещё одним барьером являются климатические условия: российский покупатель всё ещё сомневается в практичности такого средства передвижения, ведь холодный климат отрицательно сказывается на литий-ионных батареях, оптимальная температура эксплуатации которых колеблется между +10 и +20 градусами. 

Сергей Власов, эксперт маркетплейса «Банкавто» (платформа РГС Банка):
– Для владельцев электрокаров уже действуют льготы: они освобождены от транспортного налога и в Москве предусмотрена бесплатная парковка. При этом недавно принятая концепция развития электротранспорта в России также включает довольно широкий перечень мер поддержки электротранспорта. Пока государство пообещало компенсировать покупателям новых электромобилей до 25% стоимости. Предполагается, что владельцы электрокаров смогут вернуть 625 тыс. руб. от максимальной расчётной цены в 2,5 млн рублей. Таким образом, финальная стоимость с учётом скидки может составить 1 млн 875 тыс. руб., что вполне соответствует средневзвешенной цене нового легкового автомобиля в России. По итогам I полугодия 2021 года, она равнялась 1 млн 886 тыс. руб., согласно оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ». Однако для получения субсидии подойдут только машины с российского конвейера. Они – пока только в планах отечественных автоконцернов. Правительство также планирует ввести программы льготного кредитования и льготный лизинг на электротранспорт. Для развития инфраструктуры в скором времени профильными ведомствами будет сформирован перечень территорий и дорог федерального значения для первоочередной установки зарядных станций. С 2022 года стартует эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным трассам. Кроме того, до 31 декабря 2021 года действует «нулевая» пошлина на ввоз электромобилей. После отмены льготы ставка таможенного сбора составит 15%. Предполагается, что это должно стимулировать производителей разворачивать производство электрокаров внутри страны. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).