Производство автомобилей Lada Vesta окончательно решено перенести из Ижевска в Тольятти. Сворачивание важнейшего для завода проекта означает, прежде всего, кадровую оптимизацию, сокращение коллектива, пересмотр прежних стратегий взаимодействия с контрагентами. Эксперты «Деловой Репутации» проанализировали последствия «переезда» – как для самого предприятия, его партнёров, так и для региона в целом.
Максим СОКОЛОВ, президент АО «АвтоВАЗ»:
— Принято решение перенести производство семейства Lada Vesta на основную площадку в Тольятти, это продиктовано необходимостью оптимизации наших производственных мощностей, инфраструктуры. Этот шаг позволит обеспечить выпуск уже со следующего года на производственных мощностях в Тольятти до 500 тыс. автомобилей в год. При этом на ижевском предприятии мы даём старт другому масштабному инновационному проекту, главному в нашей стратегии развития, планируем наладить здесь выпуск электрической версии Lada Largus – e-Largus. Она будет выпускаться на нашей отечественной платформе, глубина локализации хорошая, в России производится порядка 60% компонентов. Выпускаемая заводом продукция востребована как автолюбителями, так и бизнесом, и новый проект должен преумножить интерес, особенно если учитывать, что сегодня растёт спрос на электрические автомобили. Только за этот год в мире их было продано 3 млн единиц, рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года – примерно 60%. Есть реальные основания для реализации нашей идеи. Прототип и опытная партия будут представлены в следующем году.
Александр БРЕЧАЛОВ, глава Удмуртии:
— Сохранить площадку в Ижевске – принципиальное решение, для нас это было очень важным. Предприятие продолжит работать и развиваться, причём в инновационном ключе.
Теперь о вопросе занятости сотрудников ижевского завода, он основной. Сейчас в республике есть острая потребность в кадрах, есть самые разные специальности на предприятиях различных секторов. Поэтому всех, кто вынужденно будет сокращён с предприятия, мы сможем трудоустроить. К примеру, с сентября более 60 человек пройдут специальное переобучение, более 300 человек начнут работать в Концерне «Калашников».
Кадровая потребность для реализации нового проекта по выпуску электрической версии Lada Largus – порядка 1500 человек.
Олег ГРУНЕНКОВ, директор по продуктам и программам «АвтоВАЗа»:
— Lada Largus – востребованный автомобиль, он пользуется спросом как у автолюбителей, так и у коммерческих организаций, бизнеса. Причём важно, что его платформа позволяет установить электрический силовой агрегат для создания автомобиля нового типа.
В целом для «АвтоВАЗа» e-Largus является инновацией. Для ижевской площадки проект тоже открывает новую веху развития. По сборке возможны определённые доработки, будет модернизирована и линия сварки, это позволит проводить сварку элементов кузова и покраску на ижевском заводе. Планируется, что уже в ближайшей перспективе на заводе будет обеспечен полный цикл создания автомобиля уже на действующих компонентах.
Александра РОМАНЦЕВА, юрист, эксперт в области корпоративного права и правового аудита, Москва:
— Флагман российского автопрома принимает все меры по оптимизации технологического процесса, и в СМИ широко обсуждался вопрос о переносе производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти. Надо отметить, что шума больше, чем реальных угроз как для экономики региона, так и для самого автогиганта.
В-первую очередь, важно понимать, что завод в Ижевске – это не автономное предприятие, оно входит в холдинг АвтоВАЗа и полностью контролируется извне. Чистая прибыль по итогам 2021 года составила по МСФО 166 млн евро, в 2020-м этот показатель был со знаком «минус». Благодаря слаженной работе менеджмента, привлечённым инвестициям и оптимизации процессов холдинг смог удержаться на плаву.
Автозавод LADA Ижевск с весны находился в непростом положении, возобновление производства Lada Vesta на данных мощностях является нерентабельным, поэтому его переносят в Тольятти. Завод будет производить новые автомобили и комплектующие для них. Глупо полагать, что вложенные в прошлые годы огромные инвестиции в реконструкцию завода будут не освоены. Пока идут смены технологических карт, выбор новых моделей для производства, а также подбор поставщиков, предприятие сокращает штат.
Надо отметить, что более 3 тыс. высококвалифицированных сотрудников завода не оставлены без внимания – и со стороны работодателя, и со стороны региональных властей. Недавнее письмо президенту, а также обращения множества общественных деятелей и организаций создали повышенный интерес к данному событию. Штат будет сокращён, но с соблюдением всех требований трудового законодательства и выплатой налогов в бюджет. Сумма выплат каждому сотруднику будет определяться индивидуально, исходя из трудового стажа: от трёх до семи окладов. Обратите внимание, что выплата оклада производится с одновременной оплатой налога в размере 13%, который идёт в бюджет.
Константин КАЛИНОВ, основатель платформы Raddy, Москва:
— АвтоВАЗ переносит производство Lada Vesta из Ижевска в Тольятти. Ижевский конвейер выпускал 120 тыс. «Вест» в год. Санкции, уход конкурентов и рост цен делают отечественный автопром более популярным. АвтоВАЗ посчитал, что в 2023 году рынку потребуется примерно 250 тыс. авто. Ижевск такую нагрузку не потянет в отличие от Тольятти. Тольяттинский завод полностью себя обеспечивает, более того, двигатели и коробки для ижевских «Вест» также приходили из Тольятти, поэтому экономический смысл в таком «переезде», безусловно, есть.
Понятно, что манёвр скажется на Удмуртии, и здесь речь идёт даже больше не о бюджетных поступлениях, которые в последние годы сильно хромали из-за убыточности предприятия, а о персонале. На заводе трудятся более 3 тыс. человек. Некоторые уже увольняются и устраиваются на другие предприятия, многие, к примеру, переходят в «Концерн Калашников».
В качестве альтернативы в Ижевске предлагают наладить сборку электрической версии «Весты». Однако ожидать высокого спроса на неё не стоит, поэтому, по предварительным данным, 50-70% персонала будет сокращено, а остальным урезана зарплата. Серьёзно такой «переезд» ударит и по подрядным организациям, которые буквально выживали за счёт завода. Им останется три варианта: закрыться, переориентировать производство на выпуск других продуктов, заключить договор с другими заводами.
Илья ГРЕДНЕВ, предприниматель, бизнес-консультант, аналитик, Краснодар, Москва:
— Завод готов честно платить и помогать тем, кого вынужденно высвобождают с рабочих мест. В кадровом плане всё довольно прозрачно: кого-то трудоустроят на других производствах, кто-то пройдёт переобучение и обретёт «путёвку» в новую жизнь, часть просто получат выплаты. Рассуждать, как всё плохо, нет смысла.
Но вместе с тем надо понимать: за каждым работающим стоят другие люди – семьи, где в том числе есть иждивенцы, не имеющие самостоятельных источников дохода, за заводом в целом – подрядные организации. И условно безработные полторы тысячи человек – это большой социальный вопрос, а также головоломка для контрагентов предприятия.
Конечно, ситуация отразится и на городе, и на регионе.
Ещё один важный вопрос: сможет ли стать перспективным новый проект, уготованный для предприятия, – выпуск электрической версии Lada – e-Largus. Спрос на электрокары не добирается пока до спроса на традиционные авто. На мой взгляд, можно было бы инициировать идею производства на заводе автомобилей «для глубинки», для врачей, учителей, других социально значимых служб, чтобы все, кто сейчас «забыт», по месту работы могли бы получать такую машину, с условием, что через три года она становится собственностью. Тогда у завода был бы «вечный план», у людей – свобода передвижения, у трудового коллектива – работа. Но для этого, конечно, нужна специальная программа, без госмеханизма идея не пройдёт.