2020 год стал для многих предпринимателей не только Удмуртии, но и всей России очень непростым. В первую очередь проблемы возникли из-за вынужденной приостановки деятельности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Основной массе пострадавших предпринимателей государство оказало помощь. Но не все ОКВЭДы, которые пострадали, оказались в перечне пострадавших. Информацию о тех, кто не попал в перечень, мы с коллегами из разных регионов собирали и направляли в Москву для принятия решений. В итоге некоторые виды деятельности были дополнительно включены в пострадавшие. В Удмуртской Республике также были приняты разнообразные варианты поддержки пострадавшего бизнеса.

Уполномоченному по защите прав предпринимателей приходится смотреть на бизнес-среду через призму множества проблем, по которым поступают обращения. Это делает восприятие более критичным. Однако нельзя не заметить позитивные моменты. Организованные при поддержке Главы УР бизнес-акселераторы стали реальной площадкой перезагрузки для стремящихся к развитию и новым достижениям предпринимателей. По этому поводу я получал много положительных отзывов, в том числе от критично настроенных бизнесменов. Главное, что видны положительные реальные результаты. К примеру, выход местных товаров на международные рынки. Без качественного информационного сопровождения это было бы невозможно.

Привлекательными для инвесторов стали Глазов и Сарапул, где, помимо прочего, можно получить и налоговые преференции. Это хороший повод, в том числе, для расширения деятельности, и не только внешним, но и внутренним инвесторам я бы предложил обратить в этом направлении внимание.

Возвращаясь к проблемам. Основной из них по итогам опросов бизнес считает снижение покупательской способности на фоне роста нагрузки в виде налоговых и неналоговых платежей. Очень важно уделить особое внимание тому, чтобы нагрузка была посильна и оставляла потенциал для развития и инвестиций. Закрывшего свою деятельность предпринимателя крайне сложно вернуть обратно. Принося даже небольшие платежи в бюджет, он обеспечивает занятость себе и своим сотрудникам. Закрывшись, оказавшись в числе безработных, он увеличивает затраты бюджета.

2020 год заключительный для ЕНВД. В случае, если не обеспечить плавность перехода на другие налоговые режимы в части незначительного увеличения налоговой нагрузки, мы можем потерять многих предпринимателей. Ряд решений уже приняты. Для переходящих с ЕНВД снизили УСН до 2% от дохода и 5% от разницы доходов и расходов. Остаются определённые моменты, которые нужно доработать совместно с бизнес-сообществом.

Правительство УР, на мой взгляд, находится в непростой ситуации. С одной стороны, чтобы сдержать сокращение числа субъектов предпринимательства и дать возможность для развития, нужно сокращать нагрузку на бизнес, с другой – необходимо выполнять бюджетные обязательства, а сокращение налогов влечёт выпадающие доходы бюджета. Ещё до пандемии Президент РФ высказывался о недопущении увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Сейчас, возможно, то время, когда во избежание существенного негатива в будущем нагрузку на малый бизнес, возросшую в предыдущие годы, необходимо снижать.

Удмуртия по итогам двух лет, согласно исследованиям аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, лидирует по сниженной административной нагрузке среди всех регионов РФ. Аналогичные изменения в фискальной нагрузке послужили бы толчком для развития бизнеса в нашем регионе.

Хочу пожелать предпринимателям Удмуртии не опускать руки, не падать духом, быть сильными, и всё получится!