Предприятия АПК Удмуртии производят качественную, разнообразную и востребованную продукцию, но, к сожалению, не всегда получается её довести до конечного потребителя. В силу особенностей продуктового ритейла процесс вывода своей продукции на российский рынок, не говоря уже о мировом, занимает годы. Обладая опытом вывода нового продукта на эти рынки, у меня возникла идея создания в республике Первого экспортного сельскохозяйственного кооператива, который смог бы помочь нашим средним и мелким производителям освоить эти перспективные направления, получать заслуженную прибыль и иметь возможность развиваться. Пришло время начинать мыслить и действовать по-новому!

Пищевая индустрия – отрасль для меня знакомая и понятная. Более десяти лет я занимал руководящие посты в крупных федеральных компаниях, таких как «Мираторг», «Доброфлот», «Русское море», «Главпродукт», «Умалат». Но при этом никогда не оставлял мысли о собственном бизнесе. Вернувшись в Удмуртию, я понял, что на сегодняшний день самая свободная и перспективная ниша в «пищёвке» – это глубокая переработка овощей. Изучив все существующие технологии глубокой переработки корнеплодов, а также способов сохранения собранного урожая, изобрёл свою собственную технологию сохранения и производства продукта, отвечающего новым требования рынка – вкусно, полезно, удобно. Только на это ушёл год! Анализировал, как то или иное оборудование влияет на молекулярную структуру продукта, и составлял из него последовательную технологическую цепочку. Действовать приходилось эмпирически – подобного продукта не было ни в России, ни в мире. Опущу все сложности с организацией промышленного производства, скажу главное – результат есть! Я стал основателем компании «Био Терра» и торговой марки «Вегенсы».

В продвижении «Вегенсов» очень помогли премия «Бизнес-успех» – в 2019 году «Био Терра» выиграла её региональный и российский этапы, а также поддержка со стороны властей Удмуртии, «Корпорации развития Удмуртской Республики».

Период пандемии для меня стал своего рода вызовом. Весной руководство республики доверило мне организовать сбор и доставку продовольственных наборов для детей из многодетных и малообеспеченных семей. Это было непросто: за неделю я организовал логистическую компанию, которая собирала 10 тыс. наборов в сутки, 150 тыс. позиций – и всё под контролем представителей трёх министерств и блогеров. А ещё надо было найти подходящие склады, обучить весь персонал. Но мы справились: собрали 500 тыс. наборов – так, что к ним не было ни одной претензии.

Сегодня я вышел на новый этап в профессиональном развитии. Я работаю над созданием Первого в республике экспортного сельскохозяйственного кооператива. В его рамках местные мелкие и средние производители смогут под единым брендом, имея соответствующие международные сертификаты, отработанную логистику, поставлять свою продукцию за рубеж, и данная идея получила поддержку со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР. Наша задача – создать в Удмуртии единый логистический центр, разработать бренд, упаковку, помочь местным производителям выйти на зарубежные рынки. Главное – суметь предложить иностранным потребителям продукт, который будет востребован, иметь все необходимые сертификаты. К примеру, в Китае деликатесом считаются куриные ноги. Так почему бы из них не делать консервацию с добавлением ингредиентов и острых специй, которые так любят там? Это лишь одно из направлений, в котором можно диверсифицировать местные производства. Идей у меня много – годы работы в пищевой отрасли прошли не зря, теперь хочу их масштабировать и развивать. Думаю, что этому настало время.