В паре «Бизнес – ФНС» первое звено по умолчанию – слабое. Произвольно интерпретируя законодательство, запрашивая массивы документов и информации, ревизоры держат предпринимателей на крючке. Сменить заведомую позицию жертвы бизнесу помогает грамотная реакция на фискальные запросы.

Марат Хазиев и Николай Лазарев, управляющие партнёры ООО «Юридический центр»

Ответ на требование – искусство!

Бизнес всегда в объективе налоговой. Уйти из-под прицела нельзя, однако можно юридически грамотно вести диалог, чтобы избежать проблем, рисков, необоснованных претензий. Налоговая искусственно создаёт подводные камни, и задача компании – их обходить. Даже один правильный ответ на необоснованный запрос уже даёт инспекторам понять: вы – не «жертва», а предприниматель, знающий свои права.

Кстати, о необоснованных требованиях. Это история без финала – их число постоянно растёт. Контролирующий орган колоссально расширяет арсенал инструментов, помогающих сделать прозрачной деятельность любой компании, максимально увидеть налоговые риски. Ревизорам теперь мало знать «чисто налоговую» информацию. Они идут дальше и запрашивают то, что не относится к фискальной тематике, – списки работников, трудовые договоры, журналы въезда-выезда транспорта, информацию о торговой наценке и многое другое. Между тем Налоговым кодексом РФ закреплены положения, в соответствии с которыми инспекция вправе требовать только документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Всё. Сверх того – злоупотребление. Но у инспекторов по данному вопросу есть своя точка зрения и собственное трактование Закона.

В такой ситуации у бизнеса должна быть более чёткая политика налоговой безопасности. Сегодня ответ на необоснованное требование – это уже не просто бухгалтерская задача. Это искусство, от которого зависит будущее компании.

Работающие рекомендации

Налогоплательщика интересуют вопросы касательно необоснованных требований инспекции: для чего налоговикам «лишняя» информация; каковы будут последствия, если её предоставить; на какие вопросы отвечать, какие игнорировать; как в целом вести себя, получив запрос. Юридический опыт – инструмент для того, чтобы дать бизнесу работающие рекомендации.

Первое, что нужно сделать, получив необоснованное требование, – определить, о какой сделке речь, на кого ориентировано фискальное внимание – на вашу компанию или на контрагентов. Второе – подключить эффект интеграции, связаться с партнёрами по сделке, проинформировать коллег об активизации налоговиков. Предпринимательское сообщество должно объединяться перед угрозами в виде контролирующих служб. Если у партнёров уже есть какая-то информация – хорошо, это станет инструментом для понимания ситуации.

Следующий момент – отключаем «синдром отличника». Законопослушный предприниматель готов в первый же день предоставить всю истребуемую информацию. Подход понятен, но есть нюансы. Вы не обязаны направлять данные в первый же день. Помните: иногда время работает на вас. Подавать сведения стоит сухо и лаконично. Это как раз тот случай, когда инициатива наказуема. Любой документ, попавший в налоговую, – её ценность, которую можно обратить не в пользу налогоплательщика. Здесь работает принцип: чем меньше, тем лучше.

Если в списке требуемых есть документы, которых физически не может быть, доставать их «из-под земли» не нужно. К примеру, товарно-транспортные накладные – если налоговая их требует, а вы – не заказчик перевозки, ТТН у вас быть не должно, и не надо их «рисовать». Позже инспекция всё проверит, и наличие «фантомов» будет не в пользу компании. Но даже если требование каких-то документов незаконно, отреагировать нужно, отмалчиваться нельзя. Иначе – риски штрафов.

Часто инспекторы запрашивают персональную информацию о работниках – трудовой договор, трудовые книжки и т.д. В этом случае можно дать отсылку к закону: за разглашение персональных данных работодателю грозит ответственность, предоставлять подобные сведения можно только с письменного согласия работника.

Распространённая уловка ревизоров – требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки. Налогоплательщик зачастую не понимает, о чём вообще идёт речь. Ему понятно, когда запрашивают документы при камеральной проверке, тем более – при выездной. Как действовать при «внерамочных» требованиях, предоставлять документы или нет – вопрос.

Главное – оценить требование с точки зрения его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля, и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость. И предоставлять в инспекцию только те сведения, которые указаны в требовании.

Когда проверка завершена, но с вас снова что-то требуют, можно ответить: сроки проверки истекли, просим уточнить основание для истребования. Правда, здесь есть риск штрафа. Если ситуация дошла до этого, можно применить право на снижение размера санкций. Такое право имеют налогоплательщики, оказывающие благотворительную помощь. Рекомендуем вести благотворительную деятельность, этот факт смягчает ответственность – миллионный штраф может быть снижен минимум в два раза, то есть до 500 тысяч.

У налоговой – сверхправа, у бизнеса – риски

По сути, сейчас получается, что инспекция может в любой момент запросить у компании документы и провести вне рамок налоговой проверки камеральную или выездную. Беспредел. То же самое творится со сроками.

Как один из примеров: законом определено, что акт налоговой проверки выдаётся не позднее двух месяцев после составления справки о проведённых мероприятиях. Но налоговики сами себе дают ещё «сверху» пять дней и затягивают с вручением акта. У налогоплательщиков таких люфтов нет. Более того, у компаний блокируют счета без наличия вручённого решения.

Интересно, что ВС РФ признал: затягивание сроков вынесения решения не нарушает интересы налогоплательщика. Ревизоры легализовали своё право безнаказанно «тянуть резину».

Есть другие «впечатляющие» примеры – смена позиции налогового органа в суде. Поняв, что проиграют, налоговики делают ставку на другие основания для взысканий, полностью меняя аргументацию. Или ещё ноу-хау – проблемы контрагентов инспекция вменяет вам. Налоговая говорит: произошла ошибка, мы пришли «не туда», и перекидывает удочку в другое место.

Сегодня в регионе многое делается для развития предпринимательства. Но налоговики нивелируют и обесценивают господдержку, которую получает бизнес.

При общении с фискальными органами предпринимателям нельзя работать по схеме: есть запрос – будет ответ. Нужен грамотный подход. Профессиональное юридическое сопровождение помогает защитить права в жёстком налоговом противостоянии. 

г. Ижевск, ул. Ворошилова, 4а, 2 этаж, офис 4
Тел.: +7-922-680-99-72,
+7-922-682-39-33,
+7 (3412) 97-14-51

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).