Побывать в Поднебесной – всё равно, что очутиться на другой планете, говорят те, кто съездил в Японию. В последнее время эта страна всё более востребована у наших путешественников. Предприниматель Надежда Сергиенко рассказывает о своих впечатлениях.

— Даже не собрав чемодан в обратный путь, я уже думала, что сюда надо вернуться. Полутора недель, которые были заполнены настолько, что казались целым месяцем, всё равно не хватило. Чем больше погружаешься, тем лучше узнаёшь страну, культуру, людей, и это даёт ключ к пониманию, которого так не хватает в первые дни. Если сложить мои впечатления, то их можно охарактеризовать одним словом: потрясающе! И дело даже не в технологичности, о которой так много говорят, а скорее в особом мире, который здесь существует. Что потрясло больше всего? Ваби-саби – принятие несовершенства и естественной красоты. Скромная простота, если говорить обычным языком. И ещё несколько позиций, которые также тесно переплетаются с этой философией.

На первом месте – умение создавать искусство даже из привычных и обыденных вещей, возведя это в превосходную форму. Это касается всего: еды, окружающего пространства, уважения к человеку, скульптуры, живописи, одежды. Вкуснее пиццы, чем в Японии, я не пробовала даже в Италии, а о стейках невозможно рассказывать без закатывания глаз, что называется, «ум отъешь». Стоимость этого блюда из мраморной говядины в ресторанах соответствующей категории доходит до $500, и японцы готовы за него платить. Впрочем, стейк очень вкусный и в обычных кафе. То есть, переняв что-то из другой культуры, они возводят всё в абсолют, считая, что именно в таком виде это и должно существовать. Чайная церемония – тоже искусство, как и каллиграфия или умение носить кимоно.

Гуляя по улицам Киото, обращаешь внимание, что каждый метр пространства настолько гармоничен, что фотографироваться можно везде, даже не задумываясь, что попадёт в кадр. Всё выглядит, как на красивой картинке, которую украшают не причудливые скульптуры или современные арт-объекты, а именно природные формы – замшелый пень, цветущие растения. Обустройство такого пространства тоже искусство, как и умение созерцать его.

Отсюда отношение к цветению сакуры. Это особая эстетика. Здесь специально вывели неплодоносящие сорта, поэтому деревья покрываются таким количеством цветов, что кажутся лёгким воздушным облаком. Зрелище завораживает и потрясает какой-то нереальностью.

Скелет в углу

Кухня… Настоящие японцы считают, что круче, чем природа, вкус не может создать никто. Казалось бы, здесь достаточно понятный набор продуктов – вполне привычных, без экзотики. Но вкус национальной японской кухни основан не на специях, соли, перце, которые, по нашему мнению, должны радовать вкусовые сосочки, а на качестве и свежести продуктов. Может, поэтому здесь всё так вкусно? Если суши с тунцом, то вот он – висит огромной тушей в ресторане, от которого повар отрезает по мере необходимости. А скелет его собрата сложен тут же, в углу.

О еде в Японии можно рассказывать много. Рыбный рынок – аутентичное место, где разнообразные морские деликатесы, крабы, свежайшие устрицы удивляют вкусом, размером и невысокой ценой. А по количеству мишленовских ресторанов Токио давно опередил Париж. Не хочу обидеть французов, но и здесь их обошли японцы.

Вообще, здесь можно и нужно пробовать всё: рамен, удон, собу, окономияки, такояки. Если вы отличаетесь любопытством и желанием вкусить новое, обязательно найдёте своего фаворита, по-другому и быть не может.

Шок для опытных путешественников

Комфортабельность. Те, кто много путешествует и бывает в разных странах, неизменно удивляются, как обустроена здесь эта часть жизни, да что там удивляются – это шокирует. Бесплатные туалеты, чистые, без запахов, на каждом шагу в буквальном смысле: уличные, в кафе, магазинах, метро, на стоянках. Автоматы с водой – тут же, как и чай в бутылках, кола и прочее. Цена смешная – 60–80 рублей. Ты можешь выбрать холодную воду, тёплую, горячую. А моя любовь теперь навсегда – персиковая вода.

Доступность еды – круглосуточно, на любой кошелёк. И это будет неизменно качественно и вкусно. Так называемые комбини – круглосуточные магазины – в любое время суток обеспечат всем необходимым: продуктами, средствами гигиены, бытовой химией.

К этой же категории я бы отнесла идеальную транспортную доступность. В любой район города можно добраться на метро, а между островами курсируют синкансэны – поезда-пули. Несмотря на высокую скорость – около 300 км/час, они считаются комфортными, безопасными и помогают добраться, например, из Токио в Осаку, расстояние между которыми 500 км, буквально за два часа. Всё очень удобно: посадка прямо в центре, прибытие так же, досмотров нет.

Невозможно не сказать и о социальном комфорте. Японцы очень толерантные и терпимые. Там никто не смотрит, как ты одет, не осуждают и не делают замечаний. Культурный код нации – уважение к человеку и его пространству. Они не разговаривают по телефону в вагоне метро, не смотрят видео в телефоне без наушников. Выстраиваются в очередь при посадке в поезд метрополитена, потому что тот, кто пришёл первый, имеет преимущество.

Ритуал на каждый чих

Умение наделять привычные действия особым смыслом – тоже часть культуры. Так, смена года – благо, которое даровано свыше. Каждый сезон – особенный, и его надо встречать с радостью, и не только весну и цветение сакуры. Уже первого сентября многие женщины могут надеть шапочки и ботиночки – так положено. А зиме будут благодарны за возможность отведать зимние блюда, которые не едят в тёплое время года.

Япония находится в сейсмической зоне, но и здесь есть свои преимущества – горячие источники. Принятие ванны, посещение бани с термальной водой давно стали ритуалом. Как в отелях, так и в общественных заведениях есть мужское и женское отделения, вход – в костюме Евы или Адама. Ванны, бассейны, джакузи и специальные кабинки, где можно сидеть бесконечно, натирая себя уходовыми средствами, состоящими из природных компонентов. Кстати, обращаешь внимание, вернее, твой нос, на то, что от японцев не пахнет, духи и парфюм не используют, неприятные запахи отсутствуют в принципе, даже там, где большое количество людей.

И в распорядке жизни рядового японца есть что-то ритуальное. Мечта каждого – работа в крупной корпорации. Чтобы попасть туда, необходимо хорошее образование, а значит – надо учиться в престижной школе, поступить в которую трудно, лучше готовиться с раннего возраста. Работа мечты даёт пожизненный найм, карьерный рост, зарплату, выходное пособие. Главные добытчики в семье – в основном мужчины. У домохозяек есть даже поговорка: хороший муж здоров, трудолюбив и его нет дома.

К посещению обязательно

Наш маршрут был выстроен так, чтобы за девять дней увидеть главное. Тем и хорош авторский тур: насыщенностью, интересными локациями, профессиональными гидами, аутентичностью, небольшим количеством человек в группе. Вы можете поехать даже один, обязательно познакомитесь с хорошими людьми, вам будет с кем пообщаться и поделиться эмоциями. Клуб SHALASH TRAVEL постоянно организовывает такие поездки.

Мы побывали в Осаке, Киото, Наре и Токио. Самый аутентичный – Киото. Там мне очень откликнулся сад камней Рёан-дзи. В нём заложена глубокая философия: 15 камней, но с какого бы ракурса ни смотреть, видны только 13 или 14. Это напоминание, что ты никогда не сможешь увидеть всю суть вещей или событий полностью, всегда что-то будет скрыто от твоих глаз.

Нара – небольшой город, где много древних храмов и святынь. Парк создаёт ощущение сказки и волшебства, здесь свободно гуляют ручные олени, выпрашивая еду. С ними связана легенда о божестве, которое спустилось с неба на олене, поэтому их там чтут. Мне кажется, что умение клянчить еду у них передаётся при рождении. Порядочные олени ещё и кланяются тебе для приличия, а хулиганы могут и укусить за мягкое место, словно говоря: «Покорми, я голодный, как зверь».

Токио – сердце Японии, где будущее встречается с традициями. Настоящий город контрастов, одновременно формальный, деловой и в то же время модный, изысканный, футуристичный. Многоуровневые развязки, мега-перекрёстки, 3D-реклама – всё очень впечатляет. При этом много тихих садиков, куда ты можешь всегда прийти и посидеть у ручья. Мы побывали на телебашне, в театре Кабуки, в 12-этажном Юникло, в мишленовском ресторане. Отдельная тема – район Харадзюку, куда молодёжь приезжает специально потусоваться в нарядах из аниме, или просто фрики, демонстрирующие свою оригинальность.

Осака — энергичный, кулинарный, портовый город. Весёлая непринужденная атмосфера и более доступные цены, в отличие от Токио. Исторически город купцов и предпринимателей. Огромное количество закусочных, баров и ресторанов.

Про Японию можно рассказывать бесконечно. Меня она удивила, потрясла, зарядила эмоциями. Каждое путешествие что-то даёт человеку, эти ощущения можно хранить, чтобы в нужный момент вновь использовать как «подзарядку».

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).