Благодаря закреплению в Гражданском кодексе географического указания как объекта интеллектуальной собственности, производители активнее продвигают товары на новые рынки. В этом году утверждено Руководство по экспертизе географических указаний и наименований мест происхождения товаров. О том, как это дополнительно помогает в развитии брендов, рассказывают эксперты журнала «Деловая Репутация».
Татьяна Кольцова, старший юрист правового отдела «Патентно-правовой фирмы «ЮС» (Москва):
— В 2020 году появился новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (ГУ). Для регистрации географического указания предъявляются менее жёсткие требования, чем к НМПТ – наименованию места происхождения товара. И это существенно помогает региональному бизнесу лоббировать и продвигать свой бренд.
Во многих регионах есть уникальная продукция, такая, например, как «Вологодское масло». Однако не в отношении каждой можно сказать: она полностью производится на конкретной территории и из местных «компонентов». Есть бренды, создание которых не идёт по цепочке: все стадии производства – в одной местности. Но при этом именно на такой территории сохранилась особая рецептура, технологии, есть свои «авторы и умельцы», производящие эту уникальную продукцию. Для регистрации географического указания достаточно, чтобы одна из важных стадий производства была на обозначенной территории.
Регистрация географического указания существенно повышает привлекательность товара для потребителей, его значимость и ценность в глазах покупателей. Более того, географические указания способствуют развитию экономики регионов.
По данным Роспатента, в России на март 2022 года зарегистрировано 22 географических указания. В качестве примера можно привести такие бренды, как Шуйское мыло, Кубань (для винодельческой продукции), Тарусская вышивка, Майкопская водка.
В помощь компаниям и предпринимателям, ищущим новые пути выхода на рынки, разработано и утверждено Руководство по экспертизе географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Руководство существенно помогает компаниям, которые хотят получить права на объекты интеллектуальной собственности, продвигать бренд, соблюсти все требования. С его помощью можно определить, какой пакет документов необходимо собрать для регистрации, на чье имя они могут быть зарегистрированы, что может явиться препятствием для регистрации. Пользование Руководством в целом помогает заявителям: и экономит время, и способствует тому, чтобы компании успешно утверждали свои позиции на рынках.
Михаил Луняков, директор ООО «Шуйское мыло» (Шуя, Ивановская область):
— В декабре 2020 года Роспатент зарегистрировал первое в истории России географическое указание – «ШУЙСКОЕ МЫЛО». Для чего нашему местному бизнесу, занимающемуся мыловарением, потребовалась регистрация? Наличие исключительного права позволяет правообладателю защищать права на использование географического указания и запрещать выпуск контрафактных товаров (законодатель определяет: контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использовано ГУ). В нашем случае получилось так: на рынке появилось «Шуйское мыло», произведённое не в нашей местности, а в г. Яхрома Московской области. Регистрация географического указания должна была обеспечить защиту для местного товаропроизводителя. Что нам и удалось сделать.
Регистрация ГУ даёт предпринимателям ряд других возможностей, помимо брендовой защиты. ГУ – это проще и быстрее, чем, к примеру, регистрация наименования места происхождения товара (НМПТ). С НМПТ существуют определённые законодательные сложности, они требуют сил и времени для изучения. Мы потратили немало времени, чтобы понять, подходим ли под то, чтобы зарегистрировать НМПТ. Никакой информационной поддержки тогда не было. В итоге просто потеряли время, и вопрос остался открытым.
В сравнении с географическим указанием НМПТ сложнее ещё и потому, что подходит не для всех брендов. Чтобы зарегистрировать географическое указание, нужно, чтобы один из этапов производства, который влияет на качество, был напрямую связан с конкретной местностью. А в случае с НМПТ привязка «тотальна» – товар должен полностью «быть родом» с конкретной территории.
Сейчас бизнесу, желающему зарегистрировать ГУ, проще – утверждено Руководство по экспертизе географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Очень полезная вещь. На мой взгляд, обязательна для прочтения всем, кто планирует зарегистрироваться и даже тем, кто уже прошёл процедуру – все нормы закона, связанные с правовыми моментами, прописаны чётко и ясно.
Помогла ли нам регистрация ГУ в продвижении бренда? В определённом смысле – да. Мы добились главного: укрепления репутации на рынке, поскольку зарегистрированное географическое указание – это, прежде всего, показатель качества товара.
Поскольку термин «географическое указание» довольно молодой, покупатель ещё не до конца понимает особенности товара с отличительным знаком ГУ. По нашему опыту, понимания нет и у некоторых контролирующих органов. Но это просто вопрос времени.
Эксперты ООО «Кубань-Вино» (Краснодар):
— Основная функция географического указания – представить широкой общественности изготовителя уникального товара, подтвердить качество продукции, показать традиции региона, связь товара с конкретной территорией.
Использование географических указаний весьма выгодно производителю. И не только с позиции защиты законных прав на продукт. Благодаря ГУ продукция получает отличие от продукции конкурентов. Это влияет на степень продвижения товара, увеличение объёмов его реализации, в итоге – на расширение и развитие производств.
Правообладатель может использовать географическое указание путём размещения на этикетках, товарах, упаковке, на бланках, счетах, в предложениях о продаже. То есть географическое указание может стать надёжным и работающим рекламным ходом, способным эффективно влиять на продвижение бренда.
ГУ играет на руку и потребителям. Приобретая товар, сопровождаемый географическим указанием, покупатель может быть уверен, что он обладает определёнными ожидаемыми характеристиками и свойствами. Это вызывает доверие к производителю, готовность платить больше за продукцию, сопровождаемую географическим указанием.