Параплан – это что-то наподобие парашюта: мягкое крыло, которое находится прямо над тобой. Вся конструкция взлетает с помощью лебёдочного комплекса. Он поднимает тебя в воздух. Дальше происходит отцепка от троса и начинается свободный полёт.

Взлетаем!

Запуск параплана происходит по принципу запуска воздушного змея. Иногда взлетают и со склонов, которые не должны быть ниже 30 метров. После взлёта начинается самое интересное – парение над землей, которое сопровождается плавным опусканием со скоростью примерно 1 м/с. Одной из главных задач при полёте считается попадание в термический поток – нагретый солнцем воздух, который поднимается вверх. Именно он позволяет параплану взлетать выше и парить над землёй.

Сам полёт длится от 5 минут до 4 часов и бывает двух видов: свободный и моторный. Сказать проще – с двигателем или без него. Для моторных полётов нужны более мягкие условия, в термических потоках уже свободно не полетаешь, потому что тебя будет трясти, чувство дискомфорта не даст расслабиться. Поэтому для них выбирается либо раннее утро, либо поздний вечер, когда термических потоков как таковых уже нет.

Есть классификация, которая делит полёты на параплане на четыре основных типа:

  1. Школьный уровень. Это самые безопасные крылья, но с худшими лётными качествами.
  2. Пилот выходного дня. Эта категория крыльев для любителей, приезжающих по выходным, чтобы полетать для себя.
  3. Полуспортивное крыло. Здесь крыло имеет улучшенные лётные качества. Самое то для быстрых полётов и манёвров.
  4. Спортивное крыло. Имеет самые лучшие лётные качества. Только для профессионалов, потому что требует максимальных знаний и умения пилотировать аппарат. Такие крылья имеют склонность к «сложению». Это момент, когда крыло может сложиться и создать потенциально опасную ситуацию для жизни человека. Но для таких случаев всегда есть спасательный парашют.
Учиться никогда не поздно

Обычно после Нового года мы набираем группы и обучаем их теории. Теоретические занятия идут до мая, когда мы и открываем лётный сезон. С мая ученики имеют право летать, но только при наличии справки от терапевта, подтверждающей отсутствие противопоказаний, эпилепсии, болезней сердца и т. д. Если всё в порядке, можем приступать к полётам! Первые полёты проходят в тандеме. Ты летишь вместе с инструктором. Он учит тебя азам. Буксировка, развороты, приземление. Самые элементарные вещи, которые помогут ученику в дальнейшем летать самостоятельно. Обычно для полного обучения хватает 10–12 полётов. После этого ученик получает право на контрольный вылет, где инструктор выступает в роли балласта и следит за его действиями. Если всё хорошо, то ученик начинает летать самостоятельно, нарабатывает опыт и становится одним из нас, спортсменов-профессионалов. Но подобных историй у нас, к сожалению, единицы. Парадокс в том, что зачастую на обучение записываются человек 40–60, а до контрольного вылета добирается только двое-трое. Не знаю, с чем связана подобная статистика, возможно, с тем, что спорт своеобразный. Причём людьми, которые в итоге ни разу не появляются на лётном поле, могут оказаться и те, кто на каждом занятии задавал вопросы, пытался разобраться, изучал всё досконально. Иногда ученики проводят контрольный вылет, получают право летать самостоятельно и бросают занятия. Похоже, мотивация многих людей заключается в одноразовом преодолении себя и после самостоятельного полёта параплан становится для них неинтересен. Но каждый выбирает свой путь.

Параплан и карман

В занятиях парапланом не обязательна специальная экипировка. Можно летать в обычной уличной одежде, но всё же она должна соответствовать неким стандартам. Локти и коленки должны быть закрыты, подошва на обуви исключительно толстая, нельзя забывать и про перчатки, без них летать запрещено. Шлем мы выдаём, очки уже на свой выбор.

Заниматься парапланом не очень дорого. Мы недавно с коллегами подсчитали, сколько будет стоить полная экипировка. Если одеваться с головы до ног в б/у снаряжение, то выйдет где-то около 80 тыс. рублей. В этот список входят: крыло, подвесная система, спасательный парашют, прибор, на котором показывается высота, скороподъёмность, температура, а также шлем. Само по себе снаряжение весит около 15–20 кг.

Обучение платное. За теорию мы не берём денег, так сказать, отдаём свои знания миру. Оплачиваются только практические занятия и вылеты. Если тест сдан, то ученик платит 650 руб. за один вылет с инструктором.

За что мы любим параплан? Есть множество факторов, почему я столько лет предан этому спорту. Во-первых, он очень красивый. Во время полёта ты можешь наблюдать за миром с высоты. Какие виды! Какие пейзажи! Дух захватывает от увиденного! Ты можешь летать в закат, можешь залетать в облака, трогать их и вылетать обратно.

Во-вторых, это очень эмоциональный вид спорта. Ты можешь в прямом смысле управлять своими эмоциями, выбирая стратегию полёта. Хочешь получить спокойствие и расслабленность? Ищешь термические потоки, которые плавно поднимают вверх, и ты будешь, максимально расслабленный, нежно парить над землёй. Хочешь получить больше адреналина – вылетаешь в более сложные погодные условия и пролетаешь много километров по собственному маршруту.

В-третьих, это очень гармоничный вид спорта. Все эмоции, связанные со страхом, быстро проходят, и начинается обычное наслаждение, чувство полёта. Летаешь рядом с птицами, наблюдаешь за животным миром, находишься наедине с природой. Казалось бы, только недавно ты испытывал страх, а уже спустя пару минут получаешь громадное удовольствие.

В-четвёртых, параплан расширяет возможности человека. «Рождённый ползать летать не может» – это не про нас. Параплан – самый доступный и простой вид авиации. По крайней мере, доступнее и безопаснее ещё не придумали. 

Самое быстрое крыло

В Удмуртии соревнования по параплану проходят два-три раза за лётный сезон. Их суть  в том, чтобы участник пролетел все точки, которые заносятся в  GPS. Обычно их радиус около 200 метров. И ты летишь, «собираешь» эти точки. Чем быстрее прилетишь, тем больше очков заработаешь. Но в соревнованиях есть нюансы. У меня в личном опыте есть случай, когда я прошёл через все отсечки на очень хорошей скорости, но, к сожалению, не долетел до финишных ворот 2 км. Благодаря своей скорости я попал в тройку призёров, скорость играет важную роль и приносит хорошие баллы. Но немного не рассчитал высоту и до финиша не долетел.

Из жизни

Навсегда запомню, как однажды уехал в Самару с друзьями. Мы взлетали не с помощью лебёдочного комплекса, а со склона. Во время полёта получилось поймать термический поток, взлететь повыше, и весь мой полёт длился почти четыре часа. Я пролетел около 130 км. Приземлился, добрался до ближайшего населённого пункта и позвонил друзьям. Сообщил, что прилетел и нахожусь в какой-то деревне. Они смотрят по GPS-навигатору и говорят, что такого населённого пункта не существует. Меня это обескуражило. Как так? У меня на GPS все есть, а у вас нет? Оказывается, что из Самарской области я улетел в Ульяновскую, а мои друзья искали населённый пункт только по Самарской области. Такие истории – не редкость. На параплане можно спокойно пролетать огромные расстояния. В итоге всё закончилось хорошо, я поймал машину, доехал до ближайшего города, откуда меня уже забрали друзья.

В наших метеоусловиях на параплане можно подняться в среднем на 1,5 или 2 тыс. м вверх. Иногда можно подняться до высоты в 3 250 м, сам лично набирал 2 750. Самой минимальной высотой для параплана можно считать 100–150 метров. На такой высоте уже нужно снижаться, чтобы совершить безопасное приземление.

История с парапланом

Сейчас мне 26, и парапланом я занимаюсь десять лет. Когда учился в УдГУ, узнал, что есть такой клуб, пришёл в него, прослушал теорию и начал заниматься. Отлетал все тандемные вылеты с инструкторами, потом перешёл на одиночные полёты, налетал семь часов и позже приобрёл собственную экипировку.

Почему я решил заняться парапланом? Потому что мне нравятся такие виды спорта. Я их называю потенциально экстремальные. Нравится, когда в крови играет адреналин. Я и на мотоцикле катаюсь, и с парашютом прыгаю, но параплан приносит больше удовольствия. Иногда и моя жена катается на параплане. Тандемный полёт у нас бывает вместе с ней один-два раза за сезон.

В мою жизнь параплан внёс большие коррективы. Благодаря ему я обрёл много важных качеств, например, умение быстро находить выход из сложной ситуации. Каким бы безопасным спортом параплан ни считался, ты всегда понимаешь, что может произойти что угодно, и ты к этому морально готовишься. И в экстремальных ситуациях ты обязан сработать быстро, чтобы всё исправить. Это умение пригождается в жизни, ты уже знаешь, что нет ничего невозможного, и любая неприятность не кажется такой уж страшной. У тебя есть уверенность, что всё будет хорошо, и ты способен со всем справиться.

Всегда говорю, что летают только сильные, потому что любой лётный спорт готовит стойких людей, с характером. Слабые не летают, этот спорт их не примет. А ещё небу не важно, кто в воздухе – президент или дворник, бизнесмен или рабочий. 

Мнение

Сергей Злобин, Ижевск, директор фирмы, три года назад прошёл обучение в Пирогово:

– Тёплый и приятный ветер позволяет мне кружиться в небесах. Я наблюдаю за рыжим закатом, который недоступен для всех, кто на земле. Всегда говорил: люди, которые находятся там, в высоте, видят мир по-другому. Хочу сказать спасибо параплану, он дал мне шанс ещё раз влюбиться в жизнь и стать очень счастливым человеком.

Дело в том, что вся эта красота, всё это наслаждение могло пройти мимо меня. Наблюдая за парапланеристами в Интернете, каждый раз появлялось желание попробовать, но всё как-то не срасталось. Но жизнь непредсказуема. И один случайный вопрос разом изменил мою жизнь. Мой сосед, с которым мы иногда встречались на улице, в этот раз нёс в руке что-то похожее на парашют.

– Это что, парашют?

– Нет, параплан.
Его ответ дал старт моему погружению в парапланеризм, потому что тут же начались расспросы, разговоры на эту тему. Я получил контакты лётной школы. Такой шанс нельзя было упускать. Удовольствие от обучения, от полётов, специальная литература, где расписаны все нюансы о параплане. Если раньше я чувствовал, что мне уже стукнуло 50 лет, то сейчас ощущение возраста куда-то пропало. Параплан дал мне множество позитивных эмоций, и я наслаждаюсь ими!

Сегодня я с головой погружён в занятия парапланом. Начинал летать в обычных потрёпанных джинсах, а сейчас – в полной «боеготовности». Постоянные полёты, развитие, анализ каждого действия в небе. Во время нелётной погоды я не испытываю проблем, потому что сделал дома тренажёр, который позволяет всегда быть в тонусе. Могу ли я разделить свою жизнь на «до» занятия парапланом и «после»? Сложный вопрос. Но именно то, что параплан многое изменил в моей жизни, – 100%! Ведь параплан, как религия, начинает к чему-то стимулировать. Лично меня он стимулирует к порядочному образу жизни. Кажется, что и болезни отходят на второй план, настолько сильно на меня влияние параплана.

Ринат Сабитов, директор Региональной общественной организации «Аэроклуб «Альтаир-Аэро» Республики Татарстан:

– Раньше параплан был для меня лишь хобби. Но я всегда чувствовал, полёты – это моё. Со временем моя жизнь сложилась так, что параплан стал моей работой, моей жизнью. Я решился создать аэроклуб и теперь всё своё свободное время посвящаю его развитию.

Сам параплан ценю не только за то, что он приносит в мою жизнь много положительных эмоций, но и за его доступность, простоту и мобильность. Полёты на параплане очень легко освоить. Параплан очень близок к природе, нет никакой кабины, ты летишь, как птица, всё видишь, слышишь, чувствуешь. Параплан способен менять людей, они отдыхают от работы, проводят время на природе, укрепляют здоровье.

Но неправильно думать, что достаточно купить параплан – и будешь летать. Нужно обладать серьёзной теоретической подготовкой, пройти обучение, понимать, когда летать можно, а когда нет; где можно, а где нет. Нужны знания аэродинамики и метеорологии, воздушного законодательства и физические особенности нагрузок, которые испытывает пилот в полёте. Даже правильно подобрать себе параплан – целая наука!