2016 год стал одним из самых сложных в новейшей истории рынка стройматериалов. Объёмы продаж падали, а цены на продукцию продолжали расти вслед за инфляцией. Однако сегодня, по мнению экспертов, наметился перелом. Что происходит в разных сегментах рынка и ждать ли улучшения в 2018 году?

Неуверенный рост

В 2016 году объём рынка стройматериалов в России упал на 10% до 1 трлн 68 млрд рублей. К таким выводам пришли аналитики аудиторской компании KPMG.

«2016 год для рынка строительных материалов был одним из самых трудных, – считает заместитель директора направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Ольга Фетищева. – Это связано с рядом факторов: сокращением кредитования строительной отрасли, ростом цен на стройматериалы, замедлением темпов их производства. В итоге спрос в натуральном выражении сократился на 5–10% по сравнению с 2015 годом, уменьшился трафик покупателей в строительных магазинах».

При этом эксперты из KPMG отмечают увеличение доли отечественной продукции практически по всем позициям, что говорит о некоторых успехах в импортозамещении. Так, вентиляционное оборудование российского производства сейчас занимает 79% рынка (рост на 16%), кровельные материалы – 68% (рост на 12%), фасадные системы – 62% (рост на 15%). Стабильной остаётся ситуация в сегменте керамогранита и керамической плитки. Полгода назад рынок импортной продукции класса luxury достиг дна, утверждает генеральный директор компании «Кераматика» Алексей Цветков (Санкт-Петербург): «После колебаний курса евро материалы европейских производителей подешевели примерно на 10%. За счёт этого спрос несколько подрос, и сегодня объём импортного керамогранита и керамической плитки на рынке составляет примерно 15%. Продукция крупных отечественных производителей пользуется стабильным спросом и занимает 85%. Ценовая политика также остаётся неизменной – ежегодное повышение от 5 до 7%».

По кирпичику

В Удмуртии в течение прошедших трёх лет значительно подорожали стройматериалы  и оборудование, которые ввозились из-за рубежа или производились из импортных составляющих. В течение последнего года существенного роста цен не фиксировалось – он оставался в пределах 1–2% за полугодие и был вызван повышением тарифов на энергоресурсы и транспорт, сообщает директор АНО «Удмуртский региональный центр ценообразования в строительстве» Валентина Карипова. «Если в экономике не произойдёт неординарных событий, к концу 2017 года мы ожидаем роста на уровне 5,4% – индекса дефлятора, установленного Минэкономразвития РФ, – поясняет эксперт. – В Удмуртии сейчас дорожают в основном привозные стройматериалы. Многие из тех, что производятся в регионе, – песок, гравий, ПГС, кирпич, строительные блоки – подешевели. Они показывали тенденцию к снижению уже в 2016 году, а в 2017-м сохраняют прежний уровень цен».

Ситуация в отдельных сегментах может различаться. Так, кардинальные изменения произошли на рынке металлопроката. Если раньше его стоимость росла раз в год, с началом строительного сезона, то в 2017 году отмечаются постоянные колебания спроса и предложения. «Раньше крупные российские комбинаты-производители были заинтересованы в работе на внутренний рынок, и ценовая политика была более-менее стабильной: цены снижались зимой и увеличивались летом, – отмечает генеральный директор ЗАО УК «Ижторгметалл» Олег Журавлёв. – В 2017 году ситуация резко изменилась – рост в первом полугодии и падение к лету. Это обусловлено тем, что на мировом рынке металлопроката образовался дефицит, вызванный китайскими поставщиками, и местные производители отдали предпочтение работе с иностранными заказчиками, так как цена металлопроката на мировом рынке выше, чем на внутреннем. Комбинаты начали отпускать российским компаниям металлопрокат в разы меньше от заявленного объёма, вследствие чего появился дефицит и перебои с поставками».

Другая причина такой нестабильной ситуации  – возросшая конкуренция на рынке и связанный с ней демпинг. Региональные производственные предприятия теснят, с одной стороны, федеральные сети, с другой – небольшие компании, которые не содержат склады, а покупают партию продукции и сразу её перепродают. Всё это приводит к значительному сокращению прибыльности бизнеса.

«На территорию других регионов сегодня выходить затруднительно – там рынок занят своими холдингами, – говорит Олег Журавлёв. – В нашей отрасли сложно выделиться за счёт уникальности товара, поэтому в конкурентной борьбе приходится снижать цены и предлагать клиентам более гибкие схемы оплаты, которых нет у федеральных игроков».

Ряд региональных предприятий серьёзно пострадали из-за изменения экономической конъюнктуры. При падении спроса на продукцию даже современное высокотехнологичное оборудование может стать невостребованным. Яркий пример тому –  проблемы, с которыми столкнулись производители кирпича. В начале 2017 года большие трудности испытывали «Альтаир» и Ижевский завод керамических материалов. По данным Минстроя УР, они были вынуждены снижать цены на отдельные марки продукции в два раза. Новые главы появились в истории печально известного Чуровского завода силикатных стеновых материалов, который включили в перечень объектов Карты инвестиционных возможностей Удмуртии. «Необходимо приложить усилия, чтобы завод, который находится в стадии конкурсного производства, быстрее прошёл необходимые процедуры. Чтобы из проблемного объекта он стал активом, который можно предлагать инвесторам – такие уже есть, и они получат поддержку республиканской власти», –сообщил врио главы региона Александр Бречалов.

Плавная волна

По прогнозам KPMG, в 2017 году объём рынка стройматериалов останется на уровне прошлого года, а с 2018-го начнётся умеренный годовой рост в 2–3% как минимум в течение трёх лет. Предполагается, что к 2020 году этот показатель достигнет 1,2 трлн рублей, приблизившись к значениям докризисного 2013-го.
Последние данные подтверждают этот прогноз. По результатам исследования «Деловой климат в строительстве», проведённого Высшей школой экономики, во втором квартале 2017 года производство стройматериалов увеличилось на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Эксперты считают это позитивным сигналом, поскольку рост в отрасли отмечен впервые с 2014 года.

Валентина Карипова полагает, что положительным фактором для рынка стройматериалов станет запуск новой Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, которая сделает более прозрачными расчёты при определении сметной стоимости работ: «Это исключит ситуацию, когда в схеме с участием посредников происходит «накрутка» цен. Так что не вижу предпосылок для значительного роста стоимости стройматериалов. Если он и будет, то только плавный».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Сергей ПЕРВИКОВ, генеральный директор Prisma Group (Москва):

– Сейчас многие застройщики не выполняют свои планы продаж. Это провоцирует кассовые разрывы, начинаются неплатежи, от которых страдают и подрядчики. Как и в кризис 2008 года, становятся популярными бартерные сделки с поставщиками: стройматериалы в обмен на квартиры. При этом возникает серьёзная проблема: когда нет единого центра реализации, начинается конкуренция по цене внутри проекта, борьба за скудный денежный поток. Теряют все – происходит обрушение цены. Поэтому производителям стройматериалов, продающим свою продукцию за квартиры, очень важно, чтобы реализация всего объёма велась через единое с девелопером окно, с процентным распределением денежного потока.

Сейчас, пока ещё сохраняется задел по проектам, стартовавшим на подъёме рынка в 2012–2013 годах, спрос на материалы большой. Но могут возникнуть трудности с запуском новых объектов, которые неизбежно отразятся на закупках стройматериалов. Если государство не будет вводить специальные программы по стимулированию жилищного строительства, спад неизбежен. Часть застройщиков уйдёт с рынка, в том числе через банкротства. В 2019 году мы ощутим этот кризис в полной мере. Производителям стройматериалов нужно готовиться к нему, диверсифицировать свой бизнес, менять бизнес-модели. Рынок недвижимости кардинально перестраивается, и нужно понимать эти процессы, чтобы завтра не оказаться на обочине.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).