В конце 2024 года администрация Ижевска подготовила изменения в правила благоустройства, которые касаются новых требований к нестационарным торговым объектам (НТО): их внешнему виду и размещению. Изменения приняты Гордумой. До 1 августа текущего года предприниматели должны привести свои торговые точки в соответствие с новыми нормами. Как будет реализовываться этот проект, разбираемся с экспертами.
Яков Вдовин, директор Центра территориального развития Удмуртии:
– Разработкой внешнего облика для НТО центр занимался по заданию Минпромторга Удмуртии в конце 2018 – начале 2019 года. Это общий подход, что объекты городской среды необходимо упорядочивать. Задача была не просто создать единый облик НТО, но и благодаря этому решить ряд связанных проблем – неухоженность, использование недолговечных материалов, избыточность рекламы. Для этого мы изучили опыт нашей республики и других регионов. Посмотрели, какие есть проблемы, пообщались с бизнесом, провели опросы жителей, потом всё свели в архитектурную концепцию. В её основе лежит модульность, которая позволяет комбинировать из разных функциональных частей единые объекты, отвечающие требованиям предпринимателей. Всего разработано 15 вариантов, разных по площади – от небольших, около 8,5 кв. м, до полноценных павильонов в 43 кв. м.
Торговые объекты существуют не сами по себе, а в городской среде, поэтому они должны, с одной стороны, быть узнаваемы, с другой – не перетягивать на себя основное внимание. Поэтому у нас выбраны строгие формы и тёмная, универсальная расцветка. За счёт этого НТО будут смотреться гармонично и на фоне здания, и в парке. Чтобы их визуальный облик со временем не устаревал, мы постарались подобрать достаточно лаконичные и при этом исторически сложившиеся формы. Например, двускатную крышу, которая достаточно хорошо себя зарекомендовала как с технической точки зрения, так и исходя из архитектурного облика.
При разработке проекта мы оценивали и потенциальные затраты. У нас заложена возможность размещения разных по объёму, стоимости и исполнению НТО. Идея заключалась в том, что когда есть единый облик, производители могут унифицировать линейки и предлагать уже не индивидуальное, а серийное производство. Это удешевит стоимость отдельного объекта.
В 2019 году Ижевск принял данные решения в качестве рекомендательных, однако бизнес не торопился сразу следовать им. Годы шли, ситуация не менялась. Поэтому у властей города и появилось желание сделать эти нормы обязательными. Нет такого, что мы пять лет рекомендовали одно, а потом вдруг неожиданно просим людей делать совершенно другое.
Важно отметить, что речь идёт о требованиях к НТО, которые размещены на улицах, – это киоски, торговые павильоны, остановочные комплексы. Облик объектов в общественных пространствах разрабатывается индивидуально, одновременно с концепцией благоустройства территории, например, как в парке «Тишино» или на Центральной площади. Кроме этого, сейчас прорабатывается вопрос реконструкции улицы Удмуртской. Для неё планируется создать свой стиль. Нестационарные торговые объекты на ней будут в отдельных деталях отличаться от объектов на остальных улицах.
Требования к внешнему облику НТО, являясь едиными в Ижевске, не создают отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, предъявление обязательных единых требований к внешнему облику НТО с точки зрения антимонопольного законодательства правомерно, поскольку не приводит и не может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке, созданию для конкретных хозяйствующих субъектов конкурентных преимуществ или препятствий при осуществлении деятельности на товарных рынках.
Андрей Анголенко, руководитель Удмуртского УФАС России:
– Указанный проект подготовлен с целью установления единых требований к внешнему виду НТО, повышения их комфортности, формирования целостного архитектурного облика города Ижевска.
Предусмотрено, что зоны цветового оформления киосков, торговых павильонов и торгово-остановочных комплексов допускается выполнять в фирменных или иных цветах, без внесения изменений в цветовое оформление остальной части НТО, что позволяет идентифицировать его владельца, не лишая последнего конкурентных преимуществ.
Требования к внешнему облику НТО, являясь едиными в Ижевске, не создают отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, предъявление обязательных единых требований к внешнему облику НТО с точки зрения антимонопольного законодательства правомерно, поскольку не приводит и не может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке, созданию для конкретных хозяйствующих субъектов конкурентных преимуществ или препятствий при осуществлении деятельности на товарных рынках.
Михаил Балясников, президент общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства», координатор Ассоциации малоформатной торговли по УР:
– История этого вопроса уходит намного глубже, чем 2019 год. И в 2008, и в 2011–2012-х, 2015-м годах были намерения разобраться с НТО. Но хотелось бы, чтобы диалог с властями был выстроен более чётко, а во всём этом процессе были преемственность и стабильность. Многие предприниматели и предпринимательские сообщества не знали о внесении последних изменений. Мы успели принять участие в общественных слушаниях, и администрация прислушалась к нам по ряду пунктов. Например, исключили требование по установке биотуалетов, запрет на размещение торгово-остановочных комплексов в центральном квадрате.
Однако остались моменты, которые вызывают вопросы. Мы предлагаем, чтобы были прописаны конкретные сроки, в рамках которых требования будут действовать. Кто даст гарантию, что через год не примут новые изменения в правила благоустройства. При текущей стоимости кредитов, материалов и строительных работ цена переоборудования зашкаливает.
Большая проблема с размерами НТО. Они также стали обязательными. И если человек уже потратил 1,5 млн руб. на переделку, у объекта соответствует внешний вид, но не тот размер, получается, надо всё сносить и снова строить. По размеру не соответствуют требованиям большинство НТО в Ижевске, в том числе новые модные, симпатичные павильоны крупных сетей.
На данный момент ситуация складывается таким образом, что бизнес в НТО становится нерентабельным. Аренда на муниципальной земле в Ижевске – одна из самых высоких в стране, сопоставимая с Петербургом, Казанью. Доходит до 600 тыс. руб. в год за 30 квадратных метров. Выше только в Москве. Осилить её может разве что бизнес, который торгует, например, вейпами. Рентабельность торговли продуктами, выпечкой, кофе намного ниже. С учётом вышесказанного я сомневаюсь, что до 1 августа все НТО будут приведены в соответствие с новыми требованиями.
Радует, что в этом году создана рабочая группа, куда вошли владельцы НТО и где обсуждаются новые изменения. Начался диалог, будем надеяться, что удастся выработать решения, которые устроят все стороны. Поскольку добропорядочные предприниматели согласны, что город должен выглядеть благообразно.
Александр Аляшев, основатель сети «Емелины Перепечи»:
– Жаль, что не было широкого обсуждения этого вопроса с бизнесом. Я услышал о том, что прошли общественные слушания, только постфактум. Про то, что есть требования к НТО, нам известно давно, но раньше к этому относились более лояльно.
В целом к выработке единого стиля я отношусь положительно. Но всё-таки думаю, что первым делом нужно разобраться с павильонами, которые стоят на муниципальной земле, они ведь тоже все выглядят по-разному. И если владельцам НТО будут выставлять такие крупные штрафы, то, мне кажется, они просто закроют свой бизнес.
На франшизах это тоже скажется не положительно: придётся подстраиваться под дизайн-код каждого города, а основа – единый стиль – пропадёт. Будем думать, оценивать масштабы, считать, сколько нужно будет вложить для того, чтобы соответствовать новым требованиям.
Михаил Почепцов, генеральный директор ООО «Аргон-19», член постоянной комиссии Городской думы города Ижевска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры:
– В целом я отношусь к изменениям положительно – и как депутат Городской думы, и как руководитель управляющей компании.
Размещение НТО на своей территории – для домов дополнительный источник дохода. У нас около 25 таких объектов. Арендная плата может быть разной, в зависимости от места: и 500, и 1000 руб. и выше за квадратный метр. Для некоторых видов бизнеса есть фактор сезонности, скажем, для торговли мороженым, и стоимость аренды в зависимости от этого варьируется.
Для примера, у нас есть дом, получающий порядка 55–60 тыс. руб. в месяц только от сдачи в аренду земельного участка, где размещаются два ларька, которые занимаются продажей овощей и продуктов питания. Люди на эти деньги провели большой объём ремонтных работ.
Если все требования по размещению соблюдены, собственнику останется привести в соответствие внешний вид, и никуда они не денутся. Если кто-то не выполнит требования по внешнему виду, с ними УК будет вынуждена расторгнуть договор аренды, но появятся другие интересанты. Добропорядочные участники рынка все останутся.
Есть множество примеров, когда люди пытаются установить НТО там, где это делать нельзя, например, у фасадов, на коммуникациях и так далее. И теперь у нас появилась возможность регулировать эту ситуацию, механизм отказывать в такого рода договорах. Безусловно, новые требования сократят количество НТО. Но доход как самих предпринимателей, так и домов не должен быть получен незаконно. Извлекать прибыль от неправомерного использования земельного участка тоже нельзя.
Антон Орлов, сопредседатель УРРО Общественной организации «Деловая Россия»:
– В вопросах работы НТО есть много других проблем, единый внешний вид – далеко не первоочередная. Необходимо привести в порядок схему размещения НТО, которая принята очень давно, или даже создать новую. Потому что часть НТО уже стоят не на утверждённых этой схемой местах, некоторые даже на сетях тепло- и водоснабжения или в их охранных зонах, что является грубейшим нарушением. Согласно новой схеме, нужно перезаключить договоры с владельцами, а там, где появятся новые места, – провести торги и предоставить эти земельные участки предпринимателям. И уже тогда предлагать владельцам НТО изменять внешний вид объектов, устанавливая для этого более реальные сроки. Об этом говорит практика других регионов. К сожалению, власти города идут от обратного.
Рубить сплеча – неправильный подход. Тем более, что требования к внешнему виду объектов с 2000 года менялись уже несколько раз. А стоимость изготовления нового НТО в 20–30 кв. м оценивается на уровне 1 млн руб. – далеко не каждый предприниматель сможет столько вложить. Поэтому, я считаю, попытки накладывать штрафы или расторгать договоры не приведут к желаемому результату.
Уверен, это решение приведёт к судебным процессам, и не факт, что суды встанут на сторону администрации. На сегодняшний момент практика часто складывается в пользу предпринимателей и тех жителей, которые сдают свою придомовую территорию для размещения НТО. В любом случае суды могут затянуться на годы.
К сожалению, нет диалога власти и предпринимателей. Для того чтобы привести всё в порядок, нужно вначале донести информацию до предпринимателей о том, что им необходимо сделать и каким образом данные поправки должны быть реализованы. В настоящий же момент бизнес на самом деле до конца не знает, что такие изменения были приняты, и, соответственно, он к ним никаким образом не готовится.
Александр Сурнин, директор УК «Ижкомцентр»:
– По-моему, это нововведение – очередной удар по бизнесу. Хотя для нас как для управляющей компании оно может стать ещё одним инструментом давления на нерадивых арендаторов, потому что наконец-то прописано, за какой территорией владельцы НТО должны ухаживать. Теперь, если они не будут выполнять свои обязанности, можно будет пригласить административную комиссию и добиться наложения штрафа. Но на моей памяти ещё не было случая, чтобы мы не могли договориться с кем-то из владельцев НТО без принятия крайних мер. И, честно говоря, сдача придомовой территории в аренду не приносит таких уж больших доходов для домов.
Для них же самих – это удар. Потому что у кого-то элементарно нет средств на выполнение новых требований, а большинство просто не успеют уложиться в заявленные сроки. Выполнить эти требования могут только крупные «сетевики», а другие НТО рискуют исчезнуть.