Российский туризм ждут серьёзные перемены: вступил в силу закон о курортном сборе, готовятся поправки в Воздушный кодекс. Наряду с этим власти активно пропагандируют российский отдых. Как эти нововведения коснутся туристов, зачем всё это нужно и как проходит летний сезон в 2017 году – разбираемся далее в материале.

В июле Госдума приняла закон о курортном сборе, который вступит в силу со следующего сезона – с мая 2018 года. Распространится он на четыре российских региона: Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Пока это лишь эксперимент, который продлится до 31 декабря 2022 года. В первый год ставка не будет превышать 50 руб. в сутки, затем поднимется до 100 рублей. Все деньги пойдут в местные бюджеты для поддержки инфраструктуры.

Тарифы:

Ставрополье – 30–50 руб./чел.;

Алтай – 30 руб./чел.;

Крым 25–30 руб./чел.;

Краснодарский край – 20–30 руб./чел.

Туристическая общественность и даже региональные власти самих субъектов, в частности Крыма, были против введения курортного сбора.

– Это не благостная новость, которую все ждали, потому что наши курорты и так не совсем конкурентоспособны. Во многих странах, например в Италии, Испании, существует такая практика, но курортный сбор там берут только с иностранцев, а не со своих граждан. Пока непонятна и его схема: кто будет это контролировать, как он будет взиматься, в какой фонд пойдут деньги и на какие нужды. Всё это вызывает мысли, что курортный сбор может превратиться в очередную профанацию. Есть опасения, что средства будут уходить не на развитие инфраструктуры, а просто растекаться по бюджетам субъектов. Кроме того, сбор не способствует популярности курортов. Наши курорты не отличаются низкими ценами на проживание и транспортные расходы, поэтому всё получается не совсем в пользу туриста, – прокомментировала руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии Елена Захидова. – Ещё есть интересная лазейка, что многие регионы сами вправе решать, вводить его или нет. Если наши туристы ногами и деньгами проголосуют «против», то я предполагаю, что до 2022 года закон о курортном сборе не доживёт.

Директор ООО «Индустрия путешествий» Валентина Низамиева считает, что курортный сбор – тормоз, который будет только мешать туризму. Чтобы рост внутреннего туризма шёл интенсивно, нужно дать возможность развиться отелям, музеям и инфраструктуре. «Даже психологически дополнительные цены всегда сдерживают туристов. Может быть, сумма не такая большая, но с точки зрения психологии это отпугнёт. Раньше обсуждалась возможность введения специальных субсидий. К примеру, принимающая сторона делает дешевле проживание, а им это компенсируют за счёт регионального  и федерального бюджетов. Этот эксперимент был бы интереснее, он увеличил бы поток туристов, а также заинтересовал предпринимателей. Такой опыт больше бы оживил развитие внутреннего рынка».

По мнению руководителя турагентства «Анаконда Велл тур» Елены Воробьёвой, сервис и комфорт у нас в стране, к сожалению, не повышается теми темпами, как бы хотелось. Турист был бы не против отдавать 50–100 руб. в региональные бюджеты на обеспечение личного комфорта, если бы это действительно способствовало развитию курортной зоны. Например, чтобы через год он увидел положительные изменения в инфраструктуре или отремонтированный номерной фонд. Если эти деньги не будут расходоваться эффективно, то на популярности курортный сбор отразится крайне отрицательно, потому что туристу нужно понимать, за что он переплачивает. Если турист побывал за рубежом и увидел качественное обслуживание, то на российских курортах ему будет с чем сравнить.

КСТАТИ

Величина курортного сбора, как правило, зависит от времени пребывания туриста на курорте. В мире принято различать два основных алгоритма монетизации курортного сбора – азиатский и европейский. В первом случае турист платит в отеле фиксированную сумму в сутки или процент от стоимости услуг. Во втором – туроператор включает курортный сбор в стоимость тура либо отель включает сбор в стоимость проживания.

«Проживающий может даже не знать о том, что оплачивает курортный сбор. В этом случае деньги распределяются между отельером и регионом либо туроператором, отельером и регионом. В Европе курортный сбор зачастую называется туристским, потому что взимается как на курортах, так и в городах», – прокомментировала управляющий партнёр, директор Top Hotel Expert Наталия Розенблюм.

Интересная ситуация

Несмотря на общий спад числа бронирований российских курортов, отдых на южных курортах России остаётся одним из самых популярных для россиян – Сочи (Адлерский район) и  Крым (Южный берег и Евпаторийский район). «Решающую роль в отказе от поездок на российские курорты играет цена. Средняя стоимость тура в Турцию в отель «пять звезд» по системе «всё включено» на июнь составляла около 40 тыс. руб. на двоих. На Чёрном море можно найти такой же сервис, но стоить это будет уже 120–160 тыс. рублей», – отметила Наталия Розенблюм.

«В прошлом году были закрыты такие популярные направления, как Турция и Египет, куда ездила основная масса российских туристов. Зато появился Крым. Туристам захотелось увидеть своими глазами регион, который стал частью нашей страны, – некая патриотичная нота. Спрос превышал предложение, как в советские времена, когда некуда было постелить полотенце на пляже. В этом году ситуация изменилась – вновь открылась Турция. Таким образом, сейчас это направление снова считается лидером. Далее идёт Кипр, потом Греция. В 2016-м одним из топовых был Тунис, но в этом году он потерял популярность из-за нестабильной политико-военной обстановки», – рассказала Елена Воробьёва.

Есть информация, что курорты Краснодарского края собираются со следующего года перейти на систему «всё включено», которая популярна у российских туристов в Турции. Все ли отели перейдут на эту систему, пока не известно. «Наши туристы привыкли к определённому уровню отдыха за рубежом, и требования у них возросли. Одна из причин непопулярности наших курортов – беспорядок в прибрежных зонах: они не всегда чистые и приспособленные, не всегда бывают бесплатные шезлонги, как во многих отелях за границей. Это понятно, потому что, например, Турция шла к развитию своих курортов не один десяток лет, а у нас это пытаются сделать в последние три-четыре года», – поделилась мнением Елена Захидова.

КСТАТИ

Интересно, что этот летний сезон отличился тем, что Удмуртия стала принимать больше гостей из других регионов. «Меня очень радует, что у нас появилось больше туристов из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга. Их можно разделить на три категории: деловой туризм, организованные группы и целенаправленные поездки через туроператоров. Группы бывают не очень большие – от 6 до 10 человек, но они увеличиваются. Обычно гостей привлекает Ижевск как промышленный город и как оружейная столица. У гостей из Санкт-Петербурга популярна программа «Ижевск петербургский». Если есть время, то туристы посещают Воткинск, Лудорвай, Карамас-Пельгу, Бураново и Сарапул. В среднем они останавливаются в Удмуртии на срок от одного до трёх дней», – рассказала Валентина Низамиева.

С места событий

По словам заместителя генерального менеджера «Сочи Казино и Курорт» Дмитрия Анфиногенова, спрос на курорты Сочи незначительно снизился, но в июле и августе он остаётся стабильно высоким: «Причины всем известны – открытие Турции и демпинг со стороны турецких туроператоров, которые захотели вернуть российского туриста. Эта страна и является нашим главным конкурентом вместе с азиатскими курортами. Для более обеспеченных слоёв населения работают Греция, Черногория, Кипр. Хотя премиальные отели не сделали специальных акций и скидок на июль и август.

Сочи в целом можно назвать доступным курортом. Введение курортного сбора и перенесение его на плечи туристов, несомненно, сделает Сочи чуть дороже. На тех, кто постоянно там отдыхает, это сильно не отразится. Но часть людей, которая выбирает между разными курортами Краснодарского края, вероятнее, остановятся на более бюджетных направлениях – Анапе или Геленджике. В то же время пока эти курорты не могут конкурировать по уровню сервиса и обилию развлечений, которые есть в Сочи, – рестораны, СПА, отели разных категорий в горном и морском кластерах, игорная зона и казино, концертные площадки и клубы».

По воздуху

По данным Aviasales, для воздушных перелётов популярные пляжные направления в России летом 2017 года – это Крым, Сочи, Анапа, Геленджик. Из зарубежных направлений эксперты выделяют Тиват, Бургас, Барселону, Тель-Авив, Анталию и Ларнаку. При этом в Крым бронирований из Москвы, например, в 6,5 раз больше, чем в Черногорию (Тиват). Нужно отметить и средний чек на авиабилеты: в Крым он составляет 16 096 руб., а в Тиват уже 31 249 рублей. «Если сравнивать спрос на отечественные курорты с прошлым годом, то бронирования авиабилетов значительно выросли в Краснодар (+32%), Анапу (+26%), Сочи (+18%) и Крым (+14%). Понятно, что даже 100 рублей в день не сделают КМВ, Краснодарский край и Крым менее привлекательными», – отметила представитель поисковика билетов Aviasales Юлия Домрачева.

В АО «Ижавиа» нам сообщили, что большой популярностью пользуются такие южные направления, как Крым и Сочи. Анапа интересна тем, что этот рейс выбирает больше пассажиров с детьми, а в целом пассажиропоток ниже. Направление Ижевск-Симферополь возобновили в 2015 году, до этого со времён СССР он не выполнялся. Зато сейчас он занимает второе место по пассажиропотоку после Сочи. Прямой рейс Ижевск-Краснодар тоже возобновился сравнительно недавно – в 2016 году. В 2017-м увеличили количество самолётовылетов в Сочи. В планах у компании – увеличивать частотность направления Ижевск-Краснодар и летать туда круглый год. Также представители АО «Ижавиа» изучают целесообразность поставить больше зимних рейсов в Сочи.

Успешность эксперимента с курортным сбором будет зависеть от многих факторов: доходов населения, внешнеполитических отношений с другими государствами, цен на поездки внутри страны. Пока же много вопросов остаётся у турфирм, железнодорожных и авиаперевозчиков, а самое главное, у самих туристов. Даже психологически дополнительные цены всегда сдерживают туристов.

Минимальные цены (руб.) на перелёты в обе стороны из Москвы по данным Aviasales:
Направление Стоимость Перевозчик
Минеральные Воды 4 682 Уральские авиалинии
Крым 5 051 Pegas Fly
Краснодар 3 808 Nordwind
Сочи 4 077 Победа
Анапа 7 473 Победа
Анталия 9 088 Azal
Барселона 6 938 Россия
Милан 9 822 Aegean
Афины 9 586 Air Serbia
Пассажиропоток (человек):
2017   2016 2017/2016 в %
Ижевск-Анапа-Ижевск 2667   2829 94,27
Ижевск-Сочи-Ижевск 7314 3248 225,18
Ижевск-Симферополь-Ижевск 7030  6516 107,89
Ижевск-Краснодар-Ижевск 2528 1388 182,13
Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).