25 мая гостем бизнес-клуба AXIS стал владелец удмуртской сети магазинов ZEON Константин Борисов. Он откровенно рассказал о принципах работы с персоналом, честности в бизнесе, вреде «пустых» франшиз и своих мечтах.

 

Три кита рекрутинга

Я предпочитаю обучать новых сотрудников с нуля, а не переманивать у конкурентов. Многие из тех, кто работал в других магазинах электроники, приучены «впаривать» товар, навязывать дополнительные услуги или обманывать покупателей. Я за такое в первый раз предупреждаю, во второй – увольняю.

Сам провожу переговоры и собеседования с кандидатами. Со стратегическим партнёром могу общаться несколько часов. С соискателем на должность менеджера достаточно 10–15 минут разговора, чтобы понять, что ему интересно и как он себя проявит. Основных требований у меня три. Первое – любить своё дело. Второе – уметь общаться с людьми. В нашей сфере нельзя быть замкнутым айтишником, который всё знает, а объяснить ничего не может. И третье – разделять ценности компании.

Сила команды

В бизнесе один человек ничего не стоит, важна команда. Я сильный. Многие считают, даже жёсткий. Но своих ребят люблю и стремлюсь завоевать их уважение. Чтобы тебя признали лидером, ты должен быть лучшим.

Сейчас наша команда работает практически самостоятельно. Моими обязанностями остаются стратегическое планирование, проведение серьёзных переговоров, разрешение нештатных ситуаций и выявление качества сервиса.

Под камерой

Убеждён, что уровень зарплаты персонала должен быть достойным. Пока человек не удовлетворит свои базовые потребности, от него не стоит ждать эффективности. У наших менеджеров смешанная система оплаты труда: фиксированный оклад плюс проценты, которые зависят не от стоимости конкретного товара, а от общего количества чеков. Проводим конкурсы по продажам отдельных товарных групп, соревнования между магазинами.

В компании существует контроль качества обслуживания. В магазинах установлены камеры, которые отслеживают поведение менеджеров, помогают при разборе жалоб и сложных ситуаций. Например, где-то не выполняется план по продажам, ссылаются на нехватку продавцов. А камера показывает, что те «курят бамбук» на рабочем месте…

Систему штрафов я отменил, за исключением вычетов за опоздания. Практика показала, что сотрудники не понимают смысла депремирования и только обижаются. К тому же если человек многократно допускает одно и то же нарушение, скорее всего, он находится не на своём месте и с ним лучше расстаться.

Честность во всём

Моё кредо – быть честным, всегда исполнять свои обязательства. Я не просрочил ни одного платежа по аренде. Однажды не смог расплатиться в срок с поставщиком – звонил и извинялся. Партнёры знают, что я – человек слова. Уверен, что за нечестность в делах последует наказание в той или иной форме. Не раз наблюдал такие примеры. Как и случаи, когда у тех, кто переставал мошенничать, жизнь налаживалась.

«Франшиза» – ругательство

Слово «франшиза» в последнее время стало ругательным. Оно ассоциируется с продажей «пустышек» и «кидаловом». Очень не люблю мотивационные тренинги. Да, для некоторых людей они – хороший «пинок», который может побудить к открытию бизнеса. Но если человек ошибётся, его никто не поддержит. Он останется один. А если взял кредит на открытие бизнеса – то и с долгами, и с утраченной верой в людей. Такие случаи – недоработка франчайзера и прямое вредительство. Я знаю нескольких владельцев бизнеса в Удмуртии, которые действительно вкладывают душу в работу с франчайзи, но они продают небольшое число франшиз.

Точно так же не понимаю, как бизнес-тренеры обучают людей из самых разных сфер деятельности. Если ты хочешь помочь человеку, должен пойти и поработать с ним. Пообщаться с сотрудниками, встать за прилавок. Однако погрузиться в дело могут единицы.

Кассы не пугают

Введение онлайн-касс нисколько меня не пугает – пусть контролирующие органы отслеживают продажи в Интернете, может, меньше будут приходить с проверками. Скрывать здесь нечего, кто хочет узнать обороты бизнеса – и так может это сделать.

Магнетизм профи

Аутсорсинга в России нет. Это факт. Нужно нанимать сотрудников и следить за их работой. Начав заниматься новым направлением – строительством и продажей загородной недвижимости – я обнаружил, что люди могут не знать элементарных вещей.

Провал 90-х годов привёл к кадровому кризису. Много молодёжи, которая должна была продолжить начинания предыдущих поколений, потеряла ориентиры. Ребята 20–25 лет бредят о своём бизнесе, канале на Youtube и не хотят ничего делать. Парни из деревни приходят устраиваться на работу и говорят: «Я перебьюсь у вас пару месяцев, а потом заведу свой блог». Для меня это дико. Ты ничего не производишь, не продаёшь, знаний и опыта нет – а лезешь в топ-блогеры. Если блог ведёт человек, увлечённый своим делом, который заряжает людей, приносит им пользу, его будут смотреть. А ты что можешь предложить?

Люблю общаться с узкими специалистами – мастерами своего дела. Например, мой дантист – очень интересный собеседник, способный объяснить все тонкости лечения зубов. А человек широкого профиля, который много вещает и мало знает, неинтересен. Он «пустой».

Энергия родины

Я очень люблю Ижевск и не собираюсь никуда уезжать. Земля, где твои корни, подпитывает тебя энергией. Мой прадед Трокай Борисов внёс большой вклад в становление удмуртской государственности. Обидно, что 20–25 лет назад республика по многим показателям обгоняла Башкирию и Татарстан, но этот потенциал не был по-настоящему использован. В 90-е годы уникальные станки, аналогов которым не было в мире, распиливали на металлолом… Думаю, такое больше не повторится. Через пару лет Удмуртию ждут лучшие времена. На мой взгляд, врио главы региона Александр Бречалов правильно расставил приоритеты, и у него получится реализовать задуманное. В его команде останутся те, кто перестроится и сможет работать по-новому. Ижевск расцветёт, став одной из лучших столиц российских регионов.

Помогать с умом

Благотворительность – очень сложное дело. Трудно определить, кому в первую очередь нужна помощь, легко разбаловать людей, которых поддерживаешь. Если меня о чём-то просят, могу помочь, не афишируя. Хотя не всегда стоит давать безвозмездно. Так, в один из наших магазинов приходили ребята из детских домов и просили подарить разные товары. Я им давал, но они этого не оценили, начали хамить и требовать.

Другой пример – когда-то в магазин пришёл мальчик в слезах: он сломал видеокарту и боялся, что его за это дома побьют. Попросил новую. Я дал её бесплатно. Сейчас этот мальчик уже вырос, хорошо зарабатывает и покупает у нас дорогостоящую технику.  Говорит: «Я помню, как ты меня спас».

О знаниях

Я перечитал массу книг о бизнесе. Одна из запомнившихся – «Дело не в кофе» Говарда Шульца о том, как надо относиться к своим сотрудникам и клиентам.

Завод мечты

Моя цель на ближайшие три года – построить в Удмуртии мусороперерабатывающий завод. Все, кто раньше пытался это сделать, прогорали – по моим наблюдениям, из-за недостатка практики. Инвестор провёл расчёты, купил самое дорогое оборудование, открыл завод полного цикла – но не может наладить бизнес-процессы, поскольку сам имеет о них слабое представление. По нашим оценкам, полная стоимость проекта составит около 450 млн рублей. Конечно, это неподъёмная сумма, надо начинать с малого. Добьёмся одной цели – поставим новую.