В конце января у всех, чья профессия связана с украшениями из драгоценных камней и благородных металлов, праздник — Международный день ювелира. Впервые идея его проведения родилась почти двадцать лет назад на фестивале «Золотое кольцо России». Время было выбрано неслучайно: по традиции именно зимой ювелиры регистрируют свои клейма.

В ювелирной мастерской достаточно шумно, слышен гул машин и оборудования. Мне же всегда казалось, что люди, создающие такую красоту, должны работать в тишине и быть сосредоточены на процессе. Вместе с Демьяном Красильниковым, ювелиром-модельером из Ижевска, рассматриваем эскизы его изделий, которые он разрабатывал для итальянских коллег и своих заказчиков. Они такие разные, но их объединяет какой-то особый, по-своему неповторимый стиль, заставляющий долго рассматривать выверенные линии и сложные переплетения.

Даже не верится, что Демьян учился ремеслу самостоятельно. За плечами – «художка» в детстве и гравёрная школа в юности. Потом был механический завод, работа на ювелирном производстве, где в течение нескольких лет он крепил камни в золотых и серебряных изделиях. Было не очень интересно делать одну и ту же операцию, потому и ушёл оттуда. А далее началось свободное плавание, где пригодились все полученные знания: и паять, и крепить, и рисовать. Мечтал об интересных проектах и авторских изделиях, но по настоящему отдаться любимому делу не мог – много было рутинной работы, отнимающей немало времени. Однажды изготовленное им кольцо увидели коллеги из одной известной ижевской ювелирной мастерской и пригласили к себе. Демьян охотно согласился, давно хотелось творить и работать по-настоящему. На новом месте процесс пошёл, появилась возможность реализовывать себя и новые идеи.

Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается

– От создания эскиза до готового изделия может пройти как несколько недель, так и пара лет. Дело не в мастере и его загруженности, а в клиенте. Редко можно встретить человека, который точно знает, что бы он хотел получить в готовом виде. Каждый ювелир в какой-то степени психолог, потому что ему приходится общаться с клиентом, подмечать особенности речи, поведения, стиля. Кто-то охотно принимает мою помощь и доверяет опыту, кто-то настаивает на своём, правда, в итоге мы всё равно приходим к общему решению. Иногда человек получает эскиз, думает и дорабатывает его, порой отказывается от своей задумки, а через год возвращается к ней опять уже с новым видением, и мы начинаем заново. У меня был клиент, с которым мы два года пытались сделать кольцо, в итоге только через два года оно, наконец, стало реальностью.

На этапе эскиза, имея практический опыт, понимаешь, что не все желания можно претворить в жизнь, иногда это невозможно технически или просто будет нефункционально. Выращивание модели на 3D-принтере помогает понять её объём и форму «вживую». На специальном оборудовании вырезаются «восковки» – праобразы изделий из воска, которые на момент выхода на финишную прямую стоят уже немало. У меня даже есть специальный жёсткий футляр, где я их храню, чтобы не повредить хрупкую конструкцию. Его я изготовил давно из листа железа и куска кожи, украсил серебряным узором и небольшими фигурками. Меня неоднократно просили футляр продать, но я не соглашаюсь, это мой помощник в работе и в какой-то степени талисман.

Ювелир-модельер

Моя профессия предполагает, что я руками создаю ювелирное изделие. Несмотря на новые технологии и прогресс, ручная работа была и остаётся самой дорогой позицией. У нас есть клиенты, которые не приемлют «массовку», не соглашаются даже на изготовление 3D-модели, считая, что только руки могут передавать металлу положительную человеческую энергетику, поэтому настаивают на полностью ручном изготовлении. Конечно, основная работа занимает у меня много времени, но мне нравится то, чем я занимаюсь. При этом чем сложнее изделие – тем интереснее находить решения, придумывать дизайн, форму. Не могу сказать, с кем легче работать – с мужчиной или женщиной. Это миф, что сильный пол склонен к конструктивизму и знает, что хочет, а дамы – существа непредсказуемые. И с теми и другими бывает одинаково сложно общаться, очень часто разговор начинается со слов: я чего-то хочу, но точно не знаю. Многое зависит от желаний клиента и его возможностей. Кто-то хотел бы поразить любимого человека, и тут, конечно, в лидерах мужчины. Речь не только об украшениях с бриллиантами размером не меньше карата, а скорее, об изделии с подтекстом, со своей историей. Например, влюблённое сердце или подарок на рождение ребёнка. У меня тоже имеются определённые требования к себе, когда речь заходит о подарке любимой женщине. Я не могу оплошать, профессия обязывает.

Если говорить о дорогих камнях, то у нас, как правило, любят дарить что-то с бриллиантом размером в карат, это, наверное, какой то своеобразный эталон успешности и статуса в определённых кругах. При этом стоимость такого драгоценного украшения варьируется от 700 тысяч и выше.

Ко мне обращаются с разными идеями. Есть клиент, который постоянно делает для каждой своей новой машины брелок, инкрустированный камнями. Кто-то просит изготовить христианские символы с особым смыслом. Я делал серебряную закладку для книг, обереги.

О, мама мия!

Вместе с Романом Чикуровым, ювелиром из Ижевска, у меня был опыт работы с итальянскими коллегами. Сначала они заказали коллекцию колец и подвесок с наиболее значимыми, узнаваемыми символами и зданиями городов мира: Тауэрским мостом и Биг Беном в Лондоне, Эйфелевой башней в Париже. Позднее – кольца и кулоны со знаками зодиака. Честно говоря, было сложно, но не в творческом плане, а техническом. Итальянцы считают себя гуру ювелирного искусства, в этом им на самом деле не откажешь. Наше сотрудничество, от эскиза до готового изделия, это, как правило, одна мастерская, где всем участникам процесса удобно взаимодействовать. Они же более ста лет работают по принятой у них схеме, которая берёт своё начало ещё со старых времён: эскиз делает художник, кто-то его покупает и выращивает модель ювелирного изделия из воска. Далее, например, будущая подвеска, идёт по этапу и попадает к тому, кто её отливает, позднее – полирует, а затем выставляет на продажу, но уже ювелирному магазину. Такой процесс, с наличием промежуточных этапов, значительно затруднял согласование, иногда было проблематично вносить корректировки, потому что не все пожелания были технически возможны или, наоборот, не могли быть исполнены другой стороной. И всё же коллекция получилась, зарубежные коллеги говорят, что имела финансовый успех. (Улыбается.)

Кроме того, мне удалось поработать с Романом ещё над одним, но только уже его авторским проектом: автоматом Калашникова в миниатюре. Золотое изделие длиной девять сантиметров, обсыпанное фианитами, получилось не только очень красивым, но ещё и стреляло.

В планах

Недавно я сделал кольцо и подарил своему другу. Знаю, что он увлечён стилем стим-панк, сейчас даже дизайн своей автомастерской делает в этой тематике.

В моих планах создать собственную коллекцию в стиле, близком к биомеханике. Хочу изготовить серию мужских колец, стилизованных под работающие механизмы, шестерёнки, трубки. Мужчинам тоже нравится украшать себя, но, считаю, это должен быть не кич, а что-то брутальное, подчёркивающее мужское начало. Всё же сиять и блистать – удел прекрасного пола.

Сначала это будет флагманская линейка из пяти-шести колец. Впоследствии она начнёт дополняться другими изделиями. Больше всего мне нравится работать с кольцами, они не только привлекают внимание, но в какой-то степени презентуют своего владельца.

Меня иногда просят поставить клеймо на то, что я сделал. Я ставлю нечто в виде первой буквы имени, но, честно говоря, не думаю, что это необходимо, я же не собака, чтобы «метить территорию». Считаю, что изделие должно говорить само за себя.