В преддверии Нового года бизнес, наиболее тесно работающий с клиентами, – кафе, магазины и пр. – для повышения лояльности аудитории преподносит презенты и бонусы. Традиция хорошая, однако ситуация с «дарением» может вызвать у налоговиков вопросы, касающиеся применения кассовой техники. При каких условиях предприниматель, даря презент, обязан выдавать чеки, при каких – нет, поясняют наши эксперты.

Ирина Смирнова, основатель Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой, управляющий владелец группы компаний  «Ваш Бухгалтер», налоговый консультант:

— Вопрос о том, как оформлять бонусы и подарки на кассе, в преддверии новогодних праздников для продавцов товаров и услуг особенно актуален.

Презенты – радость для покупателя, а вот как магазину, предпринимателю правильно оформлять подарки с применением контрольно-кассовой техники?

Ответ на вопрос, нужно ли применять ККТ и как пробить чек, зависит от условий дарения, которые предлагает продавец.

Рассмотрим ситуации. Первая: клиенту дарят товар просто так, без условий. Такое накануне больших праздников можно встретить в сетевых гипермаркетах. Например, в магазине всем посетителям к Новому году раздают сладости или мандарины. В таком случае чеки не пробиваются, потому что, по закону №54-ФЗ, подарки не являются расчётом.

Ситуация вторая: клиенту дают подарок при выполнении определённых условий. Например, кофейня дарит пончик при покупке большого стакана кофе в период с 12.00 до 16.00. При таком раскладе чек на пончик нужен, и пробивается пончик через ККТ по цене 0 рублей.

Если клиенту для получения презента нужно что-то сделать, выполнить условия, то это считается встречным обязательством или встречной передачей, и не имеет отношения к дарению. При этом важно иметь задокументированные условия акции, которые могут запросить налоговые органы при проверке. Это обоснует нулевую позицию товара в чеке при продаже. Подготовить их лучше до начала действия спецпредложений.

николаев

Алексей Николаев, совладелец WELLSIDE Недвижимость:

— Новогодние акции с дарением подарков и бонусов могут значительно повысить лояльность клиентов, но важно помнить о правильном оформлении таких подарков, в том числе и в кассовой документации.

Во-первых, важно определить, нужно ли в принципе выдавать кассовые чеки при вручении подарков? В соответствии с законодательством, при любой операции, связанной с передачей товаров или услуг, должен быть выдан чек. Это касается и ситуаций, когда товар или услуга предоставляются бесплатно в рамках акции. Например, если кафе предлагает бесплатный круассан при заказе кофе, на оба этих товара должен быть выдан чек.

Второй важный момент – грамотное отражение подарков в бухгалтерском учёте. Подарки могут быть учтены как рекламные расходы, что позволяет снизить налоговую базу. Однако здесь нельзя забывать об ограничениях, установленных налоговым законодательством, нужно верно разобраться с возможностью документального подтверждения таких расходов.

Важно также учитывать, что бонусные программы и подарки должны соответствовать условиям акций и быть доступны всем клиентам, отвечающим этим условиям. Непрозрачность или неоднозначная трактовка акций может привести к недовольству клиентов и даже к юридическим проблемам.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).