Тем, кто разрабатывает стратегию и тактику развития бизнеса, всегда интересен успешный предпринимательский опыт. «Бизнес-завтрак с Ольгой Созиной» регулярно предоставляет такую возможность. Недавним гостем встречи стала Ирина Крашенинникова – директор центра стоматологии и имплантации «Лада Эстет».

Ирина Крашенинникова, директор центра стоматологии и имплантации «Лада Эстет»

– Бизнесом я занимаюсь почти 20 лет. Понимание, как должна выглядеть современная стоматология, у нас было уже в начале пути, потому что имелся опыт взаимодействия с немецкой клиникой. Тогда в Ижевске, кроме бюджетных поликлиник и частных кабинетов, подобных клиник с комплексным подходом, где пациент мог получить все услуги, от диагностики и лечения до протезирования, не было. В скором времени мы приступили к реализации проекта на имеющейся площадке, параллельно занимаясь строительством новой клиники. При этом активно взаимодействовали с московскими коллегами, ведущими специалистами в области стоматологии и организации здравоохранения нашей страны. Учиться надо у лучших.

Трудности закаляют

Всё, что нас не убивает, точно закаляет. Сначала мировой кризис 2008 года внёс свои коррективы в работу, потом ситуацию усугубило решение расстаться с деловым партнёром. Тогда казалось, что всё рушится. У меня было много учителей, но человек, который заложил во мне самое важное и развил лучшие качества, – мой отец. Он всегда говорил: нельзя сдаваться, выход есть из любой ситуации. Надо только найти свой путь и двигаться вперёд. Для решения новых задач требуются знания, они и становятся своеобразным «двигателем».

Я не прекращаю обучения никогда. В моём варианте сначала это были курсы по маркетингу, мотивации, обучению персонала. Дальше – больше. Сейчас в багаже два высших образования, ЕМBA. Обучение – беспроигрышный инструмент, позволяющий развиваться и ставить новые задачи. В тот тяжёлый период мы продвинулись вперёд. Коллектив почти в полном составе был сохранён.

Не как все

В каждом бизнесе имеются свои нюансы, но есть одно общее: быть не как все. Желание увидеть и внедрить передовой опыт первыми, что-то придумать самим ставит вас в заведомо выигрышную позицию перед другими. Так в своё время я предложила лечение зубов во сне. Идея исходила от запроса наших пациентов, которые говорили: хорошо бы уснуть и проснуться со здоровыми зубами. Особенно это было важно для лечения детей с особенностями развития. Теперь в Ижевске что только не лечат во сне, но мы были первыми.

Тот, кто идёт в инновации, получает самую высокую отдачу, конечно, при условии, что маркетинговый ход был выбран верно. Это как найти грибное место и собрать трофей первым. Второму тоже что-то достанется, а вот остальным там делать уже нечего. Так и у нас. Надо не изобретать и формировать спрос, а дать людям то, что они хотят. Изучать прогрессивный опыт, ориентироваться на мировые рынки, а не на соседа, и тогда вы будете идти в ногу со временем.

Ещё один лайфхак: учитесь искать информацию и использовать её во благо. Положительные эмоции дарят нам ощущение радости и счастья. Последним можно научиться управлять, если вызывать у людей «вау-эффект» от сотрудничества и общения с вами. Можно повторить технологии, выровнять ценовую политику, но именно «вау» собирается по крупицам и дорогого стоит. Могу привести в пример один из отелей в Санкт-Петербурге. Его персонал выполняет любое желание клиента, будь то колыбельная на ночь, чтение стихов Есенина или бокал шампанского лимитированной серии, без которого гостю плохо спится. Эта история тоже о счастье, которое может получить клиент. И вот когда всё складывается вместе, как пазл, вы сразу видите, что выбранная стратегия работает и работает эффективно.

Команда первопроходцев

Быть первым трудно. Мы постоянно выезжаем за рубеж, бываем на выставках, смотрим на работу коллег. Именно в нашей клинике появился первый 3D-томограф, правда, прежде чем была внедрена в полном объёме данная технология, прошло несколько лет. Многие воспринимали его, как игрушку, коллеги с большим опытом утверждали, что лечения «по старинке» вполне достаточно, были пациенты, которые видели в аппарате только наше желание заработать. Время всё расставило на свои места. После визита в Кёльн семь лет назад наш арсенал пополнился 3D-принтером. История повторилась, но всё же радует, что процесс освоения новой опции идёт уже быстрее.

Конечно, многое зависит от работы команды. В одном из фильмов тренер футбольной команды говорит игроку: «Думаешь, что ты один на миллион? Не забывай, что здесь ты – один из одиннадцати». Без команды нет высокого результата, вся работа основана на этическом кодексе и общих ценностях компании. С нами остаются те, кто их разделяет. Один из главных моментов – пациента надо воспринимать как человека, нуждающегося в помощи. Каждые полгода мы проводим тренинги и обучение, а год заканчиваем мотивационной беседой, чтобы понимать, что ожидают сотрудники от работы в наших подразделениях. Это своеобразное подведение итогов и возможность выстроить планы компании на будущее через желания людей. Мне хочется, чтобы человек на своём рабочем месте получал кайф, тогда он останется в профессии, будет работать в команде и расти. 

Выбор есть всегда

Выбор стратегии развития компании – сложный этап. Перед тем как наметить путь, надо задать вопрос: чего я хочу? Масштабирование – одна история, франшиза – другая, диверсификация – третья. У каждого варианта свои законы и инструменты. В диверсификации мы пошли по пути освоения смежных отраслей, ни одно направление у нас не возникло случайно. Так появились ЛОР-направление, косметология и пластическая хирургия. И это понятно, было бы странно, если бы мы открыли травматологию, например. Надо сказать, что омолаживающая медицина сейчас – это мировой тренд, он касается всего: процедур, продуктов, одежды, дизайна. Все хотят жить долго и счастливо, оставаясь молодыми, поэтому наша стратегия оправданна и понятна.

Каждый выбирает свой путь. Обучаясь, мы получаем чемоданчик с инструментами: хочешь – бери и используй, не хочешь – оставь закрытым. Но прежде чем двигаться дальше, надо оценить свои возможности.

Баланс между личным и корпоративным

Это целое искусство – совмещать семью и бизнес на самом деле очень трудно. Недавно я прошла курс, где говорили именно об этом. Там был приведён пример, когда к одному известному бизнес-магнату перед смертью привели попрощаться правнуков. Он прослезился, когда их увидел. На вопрос близких, почему плачет, ответил: «Я их не знаю, даже не помню, как зовут…». Мы живём, чтобы работать, а надо работать, чтобы жить. Иначе для чего все наши усилия? Жизнь прекрасна, многогранна, надо наполнять её моментами, которые дают энергию. Важно оптимизировать все процессы вокруг, потому что время – это невосполнимый ресурс.

Порой, приезжая на отдых, видишь и слышишь, как люди даже вдали от дома пытаются решать рабочие проблемы по телефону, бесконечно занимаясь «тушением пожара» из-за своего отсутствия. Мне кажется, что в операционке меня тоже больше, чем хотелось бы. Но именно сейчас я занимаюсь наведением порядка в каждом процессе и уже вижу результат. Бизнес – это машина по зарабатыванию денег, она может и должна работать без вас.

Меня часто спрашивают про личного ассистента. У меня его нет. Обхожусь телефоном, в котором есть необходимые мне голосовые функции, и программой управления проектами. Конечно, трое дочерей и муж были бы счастливы, если бы я их ежедневно встречала пирогами, но думаю, вскоре им стало бы скучно со мной. Жизнь должна быть наполнена тем, что даёт энергию. Я точно определила то, от чего кайфую. Это природа, спорт, театр, обучение. У каждого свой список, попробуйте измерить уровень радости и счастья, которые вы получаете, составьте свой топ и живите со вкусом.