В конце 2021 года Минэкономразвитие РФ начало внедрение нового регионального инвестиционного стандарта в 11 первых субъектах РФ. К февралю 2022 года стало известно, что новый инструментарий будет использован и в экономической системе Удмуртской республики. Подробнее о сути и оценке документа, призванного регулировать инвестиционный климат, рассказали эксперты «Деловой Репутации».

Константин Сунцов, первый заместитель председателя правительства Удмуртской Республики:
– В стране запущен единый механизм поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах. Осенью 2021 года Минэкономразвития РФ утвердило первые рекомендации по стандартизации инвестиционной деятельности в регионах.

Инвестиционный стандарт призван обеспечить здоровую конкуренцию между регионами, сделать так, чтобы все субъекты соответствовали минимальному набору требований для прихода инвестора. Кроме того, утвержденный план по внедрению регионального инвестстандарта обеспечит дотации на покрытие выпадающих доходов при предоставлении инвестиционного налогового вычета. 

Безусловно, на сегодняшний день в Удмуртской Республике, как и в других регионах Российской Федерации, большая часть элементов регионального инвестиционного стандарта в том или ином формате уже реализуется, цель нововведения – это создание единого порядка работы с инвестором. Методические рекомендации Минэкономразвития РФ уже поступили в работу в регионы, полагаем, что в ближайшее время в Удмуртии будет сформированы все предпосылки для создания оптимального клиентского пути для инвестора, т.е. новый региональный стандарт.

Юлия Камашева, директор ООО «АРТ плюс», сопредседатель Удмуртского отделения УРРО ООО «Деловая Россия»:
– Считаю, что для улучшения инвестиционного климата необходим документ или единый свод правил, регламентирующий права и обязанности, как инвесторов, так и государственных органов в этой сфере взаимоотношений. В истории страны действительно есть примеры некачественного взаимодействия региональных и федеральных властей с инвесторами и бизнесом. Например, инциденты с закрытием, сносом кафе и гостиниц на дорожных трассах и магистралях по причине отсутствия чёткого обозначения территориальной принадлежности: сначала одобряется строительство объекта на региональной земле, а позже выясняется, что данный участок земли находится в федеральной собственности, и объект необходимо снести. Благо, в Удмуртии подобных примеров нет, но это реальная и яркая иллюстрация того, как путаница и отсутствие чётких регламентов приводят к большим убыткам со стороны инвесторов. Поэтому мне импонирует идея документа, где чётко прописаны стандарты и распределена ответственность.

Но также важно заметить, что каждый регион имеет свои плюсы и минусы, и при разработке инвестстандарта стоит учитывать все особенности формирования инвестиционного климата в каждом из регионов: расположение участка, дорожную развязку, стоимость ресурсов и другие факторы. Это позволит снизить разницу между регионами в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Сейчас Удмуртская республика занимает в этом рейтинге 49 место (на втором уровне среди регионов категории средней инвестиционной привлекательности). Но, думаю, что с введением документа и реализацией всех его положений, инвестиционный климат будет улучшаться. Естественно, невозможно за один год подняться на десятки пунктов вверх — взлёт в рейтинге не будет резким. Но регион улучшается: развиваются ТОСЭР, появляются новые инвестиционные проекты: деревня будущего «Пихтовка» и промышленные парки. Внедрение успешных механизмов из других регионов при сохранении нынешнего результата позволит в перспективе наращивать инвестиционный потенциал.

Пискарев Даниил, советник президента Московской ассоциации предпринимателей:
– Нынешний проект не является принципиально новой темой. В течение последних 10 лет было несколько волн централизованной работы по улучшению инвестиционного климата в российских регионах. Например, в 2013-2014 годах на основе федеральных методик массово разрабатывались региональные инвестиционные стратегии. Затем основное внимание переключилось на «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» и связанные с ним передовые практики. И тогда тоже методики сначала осваивались на пилотных регионах, а затем их применение расширялось на всю Россию.

Такая деятельность дала определенные результаты. Как с точки зрения улучшения локальной нормативной базы, так и в плане обучения сотрудников администраций более системной и эффективной работе.

Внедрение нового регионального инвестиционного стандарта должно стать логическим продолжением предыдущих инициатив. И здесь наиболее явным новшеством будет создание инвестиционной карты. Её формирование позволит внедрить современные цифровые технологии в сферу работы с инвесторами, создать для них гораздо более удобный сервис. Ведь на современной картографической основе можно будет увидеть основные параметры региональной инфраструктуры, территории с особым статусом и другие инвестиционные площадки. При этом крайне важно будет не просто создать такую карту, но и постоянно поддерживать ее в актуальном состоянии. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).