Технический сбой на площадках Facebook, Instagram и WhatsApp вечером 4 октября на 7 часов остановил работу популярных социальных сетей и мессенджера. Несмотря на то, что к утру ситуация пришла в норму, разлад в системе наиболее популярных в России сервисов вызвал широкий общественный резонанс.  Своим мнением о ситуации и возможных последствиях сбоя для бизнеса и общества рассказали эксперты «Деловой Репутации».

Светлана Устюгова, директор интернет-агентства «АУРА»:
— Instagram и Facebook играют немалую роль в деятельности компании. Мы занимаемся настройкой как контекстной, так и таргетированной рекламы. Временное «падение» платформ ненадолго остановило запущенные рекламные кампании, но они возобновились после устранения неполадок без ущерба для их эффективности. Поскольку сбой произошёл в начале месяца, остановка никак не скажется на сумме потраченных средств, следовательно, и на нашем доходе. Возможно, кому-то повезло меньше.
 Вообще, площадки компании Facebook для нас всегда были менее предсказуемы, чем «Вконтакте», который мы тоже активно используем. Но здесь надо учитывать, что для разных бизнесов выгода на разных площадках будет тоже разная, а при размещении мы, в первую очередь, берем во внимание не доступность ресурса, а его эффективность в каждом  конкретном случае. Несмотря на возможные риски, агентство сохранит в арсенале и Инстаграм, и Фейсбук до тех пор, пока они будут помогать расти бизнесам заказчиков.

Что касается WhatsApp, это не единственный месенджер, который мы используем. Все деловое общение внутри компании происходит через CRM, так что здесь мы сбоя даже не заметили.
 
Александр Конюхов, совладелец глэмпинга «Атмосфера»:
— Мы используем Инстаграм, как основной и единственный способ продвижения бизнеса. Пространство глэмпинга очень «инстаграмное», подходит под концепцию этой социальной сети. Люди отмечают нашу страницу в историях и постах, а их знакомые видят красивые пейзажи и едут к нам, как по цепной реакции.

Сейчас с технической точки зрения Инстаграм остаётся самой популярной платформой для размещения коммерческой страницы. С другой стороны, после подобного сбоя появилась мысль дублировать страницу для социальных сетей на другие площадки для того, чтобы снизить риски не держать «все яйца в одной корзине».
 Несмотря на то, что люди бронируют места в глэмпинге через Инстаграм круглосуточно, во время сбоя мы не потеряли в выручке, поскольку уже сталкивались с техническими неполадками, например, во внутренней программе «Контур.Отель». В этом случае мы готовы принимать бронирование через звонки или почту и вносить данные «вручную».
 
Валерия Жвакина, маркетолог сети ресторанов японской кухни AYAMI:
— Целевая аудитория наших ресторанов – люди с 25 до 50 лет. Благодаря такому возрастному разбросу мы определили, что средства коммуникации с гостями тоже сильно отличаются друг от друга. Определённому пласту людей комфортно звонить, другим – удобнее писать. Однако даже в случае проблем одной площадкой, мы стараемся подобрать другие удобные каналы коммуникации. Например, заказ оформить можно не через один, а несколько мессенджеров, то же самое и с социальными сетями. В случае, если сбой будет во всех соцсетях, клиент сможет воспользоваться на сайтом и приложением. Поэтому проблемы с платформами Instagram и WhatsApp, не критично, но задели примерно 30% наших гостей, которые привыкли заказывать еду через данные площадки. Но, у нас достаточно разнообразный выбор каналов для связи, поэтому сам сбой – печальный, но не критичный для бизнеса инцидент. Последний такой «обвал» был в 2008 году, и его так же быстро устранили. Остаётся верить, что компании такого масштаба, как Facebook будут и в дальнейшем быстро ликвидировать неполадки, и не допустят подобных инцидентов.

Светлана Гарифьянова, психолог, гештальттерапевт:
— Безусловно, многие люди испытали тревогу, когда произошёл сбой. Здесь социальные сети выступают в качестве «лакмусовой бумаги» — они помогают понять, что происходит в жизни человека, и к каким состояниям он склонен. Если у человека есть предпосылки к зависимостям, то зависимость от социальных сетей будет. Если человек в принципе тревожный, то он будет тревожиться и из-за отсутствия социальных сетей и, наоборот, из-за их наполнения. Стоит заметить, что тревога – это прерванное возбуждение или интерес. В момент остановки платформ люди заходили проверить, что нового в их лентах, но их интерес не был удовлетворён.

Социальные сети образуют достаточно непрочный фон для существования. Нам важно быть с кем-то и одновременно быть самим собой. И социальные сети в определённой степени удовлетворяют оба этих запроса.

С их помощью мы можем наладить контакт с человеком в любой части света, найти работу, демонстрировать свои рабочие кейсы, получать образование и развиваться, совершать покупки, развлекаться и даже налаживать личную жизнь. Но при всём разнообразии возможностей социальных сетей, необходимо прийти к осознанному потреблению. Но всегда нужно помнить, что социальные сети – это рабочий инструмент, а не сама жизнь.
 Велико искушение подменить свое настоящее на красивую картинку из Инстаграма, и думать, что все 8 тысяч «друзей» Вконтакте – настоящие друзья. В этом плане соцсети похожи на многоэтажный дом с красивыми ставнями. На первый взгляд, всё прекрасно, но, как известно, «в каждой избушке свои побрякушки», которыми никто не делится. Однако люди начинают верить в красивую картинку и в то, что всё легко. Необходимо «фильтровать» информацию,  которую мы получаем через соцсети, устраивать себе дни без телефона. Но в случае, когда интерес к контенту перерастает в замену настоящей жизни, стоит задуматься: а какую часть жизни и чем мы заменяем?

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).