Моя мотоюность
Первой моторизованной техникой в моей юности стал даже не мопед, а «моторник» – самый настоящий моторный велосипед с крохотным движком в 25 «кубиков». Я, как и все другие пацаны в нашем сарапульском дворе, любил «ковыряться» с техникой. В сравнении с этим аппаратом мопеды «Рига-12» или «Верховина-6» считались серьёзными машинами высокого уровня сложности и мощи. Мой «моторник» перешёл мне в наследство от старшего брата. Стоил он всего 10-15 рублей, и в его седло я «перепрыгнул» из сидушки «Урала» – велика с высокой рамой и большими колёсами. Когда мне исполнилось 16 лет, я сдал на водительские права категории «А» и вскоре у нас с братом появился мотоцикл «Иж-Планета-4» с коляской. Мама нас воспитывала одна, и до покупки машины нам было так же далеко, как до Китая пешком. Зато мотоцикл мы могли позволить себе купить. Скинулись с братом – я со стипендии, он с зарплаты – и приобрели вожделенную технику за 1000 рублей. Этот мотоцикл стал семейным, и потому мы катались не только в своё удовольствие, но и ездили по хозяйственным делам. После службы в армии я ещё пару раз присаживался на нашу «четвёрочку», а потом в моей жизни наступил длительный безмотоциклетный этап.
Для урчания мотором
Когда мотоциклетная тема опять начала набирать моду в Ижевске, а я стал снова смотреть мотокросс или ледовый спидвей, у меня начало чёкать-ёкать в голове и сердце. «Как было бы неплохо возобновить свои поездки», – подумал я, и вскоре меня «торкнуло» окончательно: «Буду покупать аппарат!» Семья поддержала моё решение: «Если очень хочется, то попробуй». При этом родные предупредили: «Мотоцикл не для того, чтобы гонять, а только на то, чтобы урчать мотором». Честно говоря, мне и самому хотелось спокойной, надёжной, основательной, солидной езды. Первоначально я хотел начать с мотоцикла мощностью мотора в 400 сс, чтобы постепенно продвигаться по кубатуре «вверх» – до 650 сс и к «литру» – 1000 сс. Но опытные мотогоны подсказали мне: «Уже через месяц ты почувствуешь, как тебе будет не хватать этих четырёхсот «кубиков». Так что не мудри и бери сразу «литровую» технику». Поэтому я купил «литровую» Yamaha Dragstar, сделанную по образцу и подобию «олдскульных» тяжёлых мотоциклов-чопперов Harley Davidson или «Иж-1» от конструктора первых ижевских мотоциклов Петра Владимировича Можарова.
И вот четверть века спустя я сел за руль мотоцикла, отправился в тестовый заезд и на первом же повороте завалил свой аппарат. Не смог удержать эти 300 килограммов, потому что «Иж-Планента-4» и Yamaha Dragstar оказались двумя абсолютно разными «планетами». И всё же чувство мотоцикла вернулось ко мне очень быстро. На мотодроме ДОСААФ на своём «Иже» я сначала возвратил утраченные навыки вождения, а сейчас уже «сросся» с моим новым мотоциклом. Не скрою, он мне очень нравится – неприхотливый, в скоростном режиме хорошо «подхватывает» третью-четвёртую скорость даже на 40 км/ч, и у меня нет необходимости постоянно «тыкать» в скорости и дёргать сцепление. На трассе Yamaha обладает уверенной мощью. Езжу я в приятной скорости 80-90 км/ч, ну максимум 100-120 км/ч. Выше мне и не надо – после сотни километров в час тебя начинает «сдувать». Разумеется, на таком мотоцикле можно и до 200 км/ч открывать ручку газа. Но для чего? У меня в такой скорости нет никакой необходимости. К дороге и к мотоциклам на ней я отношусь очень внимательно и советую байкерам максимально соблюдать все требования правил дорожного движения и не экономить на системах безопасности для своих мотоциклов. Поверьте, они того стоят. Мне гораздо больше нравится не бешеная скорость, а встречный ветер, который шумит, и ты получаешь наслаждение от дороги и от свободы передвижения. На мотоцикле голова реально хорошо «чистится» от проблематики рабочих будней. И вообще, те, кто ездит на чопперах, люди очень спокойные – нам не нужно быть шальными…
В основном я «расчехляюсь» и сажусь на мотоцикл в выходные дни. Сначала еду для души, а затем по подведомственным соревнованиям. Либо наоборот. Мой водитель в министерстве с облегчением воздохнул, когда я купил мотоцикл. Теперь летом у него всегда есть уикенд без вызова на работу. А у меня есть несбыточная пока мечта, или, может быть, обыкновенная «хотелка» – в каком-то очень далёком будущем я хочу приобрести Honda Valkyrie. Это исключительно благородный породистый мотоцикл. Зато другое моё моточаяние реалистичней и связано с восстановлением вороного «Иж-49». Несколько лет назад я купил два старых мотоцикла, но пока всё руки никак не доходят для их реновации и кастомизации (от английского customer – адаптация под оригинал. Прим. ред.). Причём я хочу собрать из двух аппаратов один и при модернизации постараюсь использовать максимальное количество оригинальных деталей и запасных частей.