Вопрос качества и безопасности пищевой продукции актуален для всех крупных компанийпроизводителей. Ставшие доступными в 90-е зарубежные товары, которые сменили эпоху тотального дефицита, на некоторое время завоевали рынок, несмотря на средние, а порой и откровенно плохие потребительские свойства. Современные покупатели более избирательны: вкус, запах, консистенция, упаковка, цена – при выборе продукта питания имеет значение всё, поэтому в последние годы за внимание клиента ведётся активная борьба. О том, как развивать компанию, оставаясь гарантом качества выпускаемой продукции, мы поговорили с управляющим акционером агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» Андреем Шутовым.

Андрей Васильевич, продукция агрохолдинга представлена на полках магазинов 72 регионов России. Как сегодня качество влияет на конкурентоспособность продуктов питания?

– Современные тенденции рынка таковы, что качество выходит на новый уровень. Предприятия пищевой промышленности постоянно ощущают повышенное внимание со стороны государства и надзорных органов, и чем больший ассортимент продукции представлен на полках большего количества магазинов, тем выше градус внимания к компании. Регулярные проверки торговых сетей стали частью нашей производственной реальности. Поэтому предприятия, которые будут пренебрегать качеством, а тем более пищевой безопасностью, окажутся вне рынка, и руководство, сотрудники «КОМОС ГРУПП» это прекрасно понимают. Помню, на одном из совещаний компании «МИЛКОМ» родилась фраза, которая стала для нас девизом: «Для того чтобы наш кефир покупали, он должен быть самым вкусным на рынке». Слова простые, но они чётко отражают нашу позицию.

– Есть мнение, что массовое производство продукта непременно приводит к потере качества.

– Некоторое время назад стала набирать обороты тенденция покупать «натуральное», и предприимчивые «фермеры» обернули себе на пользу желание людей приобрести якобы экологически чистые продукты. Однако мало кто задумывается о том, что небольшие производства зачастую не в состоянии обеспечить надлежащий контроль качества продукта, как это возможно на крупных заводах с современным оборудованием и лабораториями, и рано или поздно к таким «фермерским» изделиям возникнут нарекания по качеству. Да, можно быть бородатым фермером и всячески себя позиционировать как «непогрешимый апостол качества», но на деле от бороды только одна польза – её можно отлично использовать в рекламной кампании. А в реальности существует риск её попадания в готовую продукцию. К сожалению, многие потребители привыкли ставить знак равенства между качеством и кустарным производством.

Современные законодательные нормы по отношению к производителям некачественных продуктов питания всё более ужесточаются, и с одной стороны, такие меры вытесняют с рынка нежизнеспособных игроков, а с другой – мотивируют компании на всестороннее развитие, в том числе и в области качества выпускаемого товара.

– Именно с этой целью в структуре холдинга создано отдельное подразделение – служба качества? Каким функционалом и полномочиями она обладает?

– Да, именно потому, что качество и пищевая безопасность являются нашими главными приоритетами, в агрохолдинге была создана новая централизованная структура – служба качества под руководством заместителя генерального директора – директора по качеству и пищевой безопасности Юлии Серовой. Основная цель, которая стоит перед сотрудниками службы, – повышение доверия клиентов и потребителей к нашим продуктам. Чтобы детально проработать этот вопрос, мы разработали программу в области качества и пищевой безопасности, которая предполагает последовательное решение цепочки производственных задач и вопросов, требующих урегулирования. Качество – категория измеримая, но параметров качества всегда несколько: срок годности, органолептика, питательные свойства и так далее. Только подумайте: ежедневно более 1 млн человек употребляет в пищу нашу продукцию. Это очень ответственно. Поэтому мы с нетерпимостью относимся к людям, которые допускают брак в работе. Надеюсь, с созданием службы качества доверие к продукции агрохолдинга ещё более возрастёт. Кстати, руководитель службы Юлия Анатольевна имеет за плечами не только колоссальную практику работы по специальности, но и опыт службы в Вооружённых силах России, так что в службе качества у нас армейская дисциплина.

– Какие мероприятия предусматривает политика в области качества и пищевой безопасности?

– Очевидно, что уровень качества продукции нельзя повысить за счёт внедрения отдельных, изолированных друг от друга мероприятий. Здесь и появляется система. Для того чтобы определить основные задачи, необходимо провести анализ текущей ситуации, чем сейчас и занимается коллектив службы качества. Они проводят аудит всех предприятий агрохолдинга, чтобы выявить сильные и слабые стороны каждого. Затем будут разработаны и внедрены на предприятиях компании единые стандарты качества. Параллельно этим процессам проводим контрольные закупки товара и методом слепых дегустаций исследуем как образцы продукции конкурентов, так и собственных производств. Задача – выявить идеальный с точки зрения качества и пищевой безопасности продукт, на который мы сможем равняться в дальнейшем. И одновременно с этим служба активно работает по обратной связи от потребителей. Поэтому политика в области качества и пищевой безопасности подразумевает целый комплекс мер, которые необходимо предпринять, чтобы наша система менеджмента безопасности пищевой продукции соответствовала лучшим мировым практикам.

– За счёт чего обеспечивается эффективность этих мер? Предполагает ли система какие-либо формы контроля?

– Наша система управления качеством начинается на собственных площадках по производству кормов, которые затем используются на фермах, продукция с которых поступает на наши перерабатывающие заводы. Собственная транспортная компания осуществляет доставку готовой продукции до конечного потребителя. На предприятиях осуществляется жёсткий контроль на всех производственных этапах – начиная с проверки качества и безопасности исходного сырья и заканчивая проверкой качества и безопасности конечного продукта. Обеспечивая контроль всех этапов жизненного цикла продукции, мы уверены, что потребитель получает безопасный и качественный товар по доступной цене. Кроме того, использование инновационных упаковок, высокотехнологичного оборудования даёт нам уверенность, что покупатель получит продукт, свежесть которого будет сохранена на протяжении всего срока годности. Мы сами едим то, что производим; сотрудники наших предприятий вне рабочих стен такие же рядовые потребители и точно так же ходят в магазин, выбирают продукты, поэтому у них есть прямая заинтересованность в высоком качестве выпускаемых изделий.

– По какому принципу вы выбираете инновационные решения, позволяющие повысить качество и пищевую безопасность продукции: смотрите на опыт других стран, изучаете научные разработки?

– Мы находимся в непрерывном поиске новых производственных решений, технологических находок, разработок и, конечно, в этой связи изучаем опыт зарубежных и отечественных компаний – лидеров рынка. Система качества и пищевой безопасности должна быть логично встроена в стратегическую модель развития компании. Для этого мало заинтересованности руководства – необходимо вовлечь в процесс весь персонал предприятий, чтобы каждый человек, ответственный на своём месте за определённый этап работы, осознавал свою причастность к её построению. Сотрудники всех уровней являются ядром, основой компании, и их вовлечение в дело с соответствующей мотивацией даёт возможность организации с выгодой использовать их способности. Мы с радостью поощряем все производственные и личные инициативы работников и предоставляем каждому возможность повысить квалификацию, принять участие в обучающих семинарах, стратегических сессиях, тренингах, в том числе и международных. Кроме того, мы придаём огромное значение межкорпоративному сотрудничеству и построению взаимовыгодных отношений с поставщиками в области качества.

– Как ООО «КОМОС ГРУПП» реагирует на негативные отзывы о качестве продукции в публичном пространстве? Вы сами в соцсетях не раз вступали в дискуссии и приглашали критиков на экскурсию на производство…

– С появлением и развитием социальных сетей изменилась сама форма потребительского поведения. Наш клиент стал ближе, и у нас появилась возможность прямого диалога, причём даже на уровне «топ-менеджер – конечный потребитель». У нас давно существует централизованная система по приёму, обработке и оперативному реагированию на обращения потребителей, будь то претензия, вопрос или предложение. Действует «Горячая линия», её номер указан на каждом образце нашей продукции. Но соцсети позволяют устранить посредника, именно поэтому люди с большим энтузиазмом пишут посты и комментарии, и мы им за это благодарны, так как каждое обращение потребителя – это индикатор качества нашей продукции и сигнал к улучшению того или иного процесса производственной цепочки. Именно поэтому мы ловим «сигналы» из соцсетей: не дай Бог, людям разонравится то, что мы делаем. Главный наш инвестор – это не банки. Это люди, которые вкладывают в нас каждый день свои деньги, покупая наши продукты. И если мы будем производить некачественный продукт, они перестанут нас инвестировать. Сегодня мы работаем в направлении создания единой платформы, которая будет аккумулировать все обращения, будь то соцсети, форумы, «отзовики» или звонок на «горячую линию». К слову, мы действительно готовы принять желающих посетить предприятия – те, где нет жёстких ветеринарных ограничений, как, к примеру, в цехах птицефабрик, потому что не делаем секрета из производственного процесса и уверены в высоком качестве каждого нашего продукта.

– Выше вы упомянули, что сами едите то, что производите. Каким продуктам отдаёте предпочтение вы лично и какой из них самый любимый?

– Я ем всё – и яйца, и сосиски, и молочную продукцию. Очень люблю сметану ТМ «Варваракраса», которую производят на севере Удмуртии, в Глазове. У неё, на мой взгляд, очень нежный сливочный вкус.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).