Три удмуртских предприятия уже получили льготные займы от Фонда развития промышленности на общую сумму 360 млн рублей. Ещё 10 проектов находятся на рассмотрении. Что нужно учесть при взаимодействии с ФРП, повысив шансы на успех?

 

 

Игорь Зотов, советник директора Фонда развития промышленности:

– Действует пять адресных программ поддержки. Первая и самая популярная – «Проекты развития», а также «Станкостроение», «Конверсия» (диверсификация ОПК и рост производства гражданской продукции) «Лизинговые проекты». Новация 2017 года – программа «Комплектующие изделия», направленная на локализацию конечной промышленной продукции.

Кроме того, сегодня у ФРП подписаны соглашения о сотрудничестве с 73 российскими региональными фондами, предусматривающие совместное финансирование проектов. В вашей республике этот функционал передан Удмуртскому фонду развития предпринимательства.

Этапы
  1. Подача заявки. Необходимо зарегистрироваться на сайте Фонда, заполнить анкету (займёт от 30 минут до часа).
  2. Экспресс-оценка. Сотрудники ФРП в течение пяти дней проверяют заявку на соответствие заданным критериям.
  3. Подготовка комплекта документов, которые загружаются на сайт. Три самых сложных – бизнес-план, финансовая модель и так называемое техзадание. На этом этапе предприятию предоставляется внутренний менеджер проекта.
  4. Комплексная экспертиза: финансово-экономическая, правовая, производственно-технологическая, научно-техническая и залоговая. Помимо изучения документов, сотрудники Фонда проводят выездную проверку на предприятии-заявителе.
  5. Заседание экспертного совета, в состав которого входит 18 членов – предприниматели, банкиры, члены профильных ассоциаций. Этот орган – аналог кредитного комитета в банке. Отличие в том, что у представителя предприятия есть возможность защитить свой проект перед экспертами.
  6. Решение о выделении займа. При идеальном сценарии и хорошем качестве документации от момента подачи заявки до получения финансирования может пройти 3 месяца.
Ограничения по тратам

Деньги фонда можно тратить на:

– разработку нового продукта – ОКР, приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности;

– подготовку производства – разработку проектной документации, инжиниринг, техаудит;

– приобретение в собственность промышленного оборудования;

– хозяйственные расходы.

Нельзя тратить на:

– строительство и капремонт;

– проведение научно-исследовательских работ;

– приобретение недвижимости;

– производство продукции военного назначения;

– рефинансирование взятых предприятием кредитов.

Первые три статьи могут идти в составе проекта, но должны классифицироваться как софинансирование.

Топ-5 ошибок заявителей
  1. Не назначают одно ответственное лицо для работы с ФРП. Состав требуемой документации предусматривает участие нескольких структурных подразделений предприятия в подготовке заявки. Часто документы, подготовленные разными отделами, не укладываются в рамки одного проекта.
  2. Назначают некомпетентного или безответственного представителя для работы с ФРП. Вся работа с Фондом ведется посредством переписки в личном кабинете. Если директор предприятия её не видит, то не может проверить работу подчинённого.
  3. Не используют материалы ФРП для подготовки документов.
  4. Увидев замечания от Фонда, сдаются и отказываются от диалога. Это не провал: заявку можно доработать, документы – перезагрузить.
  5. Готовят некачественные документы, в которых имеются ошибки и разночтения. Или, наоборот, долго пытаются добиться идеального соответствия, а за это время требования снова меняются.
Топ-5 проблем в процессе сделок
  1. Недостаток и низкое качество обеспечения по займу.
  2. Объём подтверждённого софинансирования не соответствует требованиям программы.
  3. Отсутствие потенциала в составе проекта импортозамещения, экспорта и использования НДТ.
  4. Рынок целевой продукции уже насыщен, конкуренция среди российских игроков.
  5. Текущее финансовое положение заявителя неудовлетворительно.

Сергей Кривошеев, генеральный директор ООО «НПЦ «Пружина»:

– Мы начали работать с ФРП в мае 2016 года. На получение займа ушло около полугода. Это вполне реально, но есть нюансы. Обязательно надо проработать бизнес-план и финансовую модель. Вы должны чётко оценивать рынок и быть уверенным в объёме, номенклатуре, клиентах. Финансовая модель предусматривает высокую детализацию инвестиций. У нас статьи расходов были оценены теоретически, когда началась реальная работа, возникли сложности.

Из учреждений госсектора, с которыми мы сталкивались, в Фонде меньше всего бюрократии. Здесь реально заинтересованы в реализации ваших проектов. Будьте  открыты – и вам помогут.

Иван Иванов, заместитель генерального директора по экономике ОАО «Свет» (Можга):

– Мы относительно легко прошли входную экспертизу и начали готовиться к комплексной. Заминка возникла со справкой о залоговом имуществе. У предприятия не было свободных средств на привлечение большого залога. В республиканском бюджете на эти цели денег не предусмотрено. Поэтому мы не смогли представить документы в срок. Сейчас планируем сделать вторую попытку. Инициатором проекта будет не само предприятие, а торговый дом, а ОАО «Свет» – поручителем.

Ирина Бушмакина, сотрудник планово-экономического отдела ЗАО «Ижевский опытно-механический завод»:

– Мы оформили заявку в августе 2017 года. Было принято решение работать с региональным фондом, поскольку сумма займа составляет менее 100 млн рублей. Нам выделили местного специалиста, с которым можно встречаться лично, провели интернет-конференцию с московскими представителями.

При подготовке заявки важно провести внутреннее маркетинговое исследование российского и зарубежного рынка. И говорить не об одном продукте, а о линейке, в которой скорее что-то «выстрелит».

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).