За время работы в Городском агентстве управления инвестициями правительства Москвы я накопил богатый опыт создания и внедрения мер поддержки инвесторов и механизмов сопровождения инвестиционных проектов. Привёз в Ижевск приличный «багаж» готовых решений, включая нормативные акты и кейсы в различных отраслях. Думаю, это должно принести пользу для Удмуртии и поможет запустить различные инвестиционные программы на территории региона.

 

Начальник штаба

В Москве наша команда разрабатывала программы льготной аренды для инвесторов по трём направлениям – реставрация и вовлечение в хозяйственный оборот объектов культурного наследия, создание дополнительных мест в детских садах и школах, открытие кабинетов врачей общей практики в рамках проекта «Доктор рядом». Во всех случаях механизм одинаков – аренда с инвестиционными обязательствами. Проводится открытый аукцион, победитель арендует объект на длительный срок – от 20 до 49 лет. При этом в период реконструкции или ремонта льгот нет, наоборот, инвестор платит аренду по рыночной ставке. Это стимулирует его быстрее выполнить работы и вот тогда получить право перейти на льготную ставку в 1 рубль за кв. метр. Такая передовая практика позволяет и сократить число объектов ветхого фонда, и решать социальные задачи.

Под моим руководством было создано отдельное подразделение – Штаб по вовлечению имущества в хозяйственный оборот. Это коллегиальный орган под руководством заместителя мэра Москвы, основная задача которого – координация всех органов исполнительной власти, подведомственных учреждений и организаций в рамках работы по сопровождению реализации инвестиционных проектов. Мы составили для инвесторов базу активов, находящихся в собственности города. Потом регулярно контролировали выполнение повестки, проводили рабочие группы, чтобы увидеть болевые точки: где проект буксует, кого попросить о помощи или замотивировать, используя полномочия высшего руководящего состава субъекта. Специально под эту задачу была создана инфраструктура и внутрикорпоративная база, разработан IT-продукт. Сегодня в систему внесены уже около 10 тыс. объектов. Она позволяет мониторить бизнес-процессы на всех стадиях реализации инвестиционного проекта: подбор объекта, получение отраслевого заключения, подготовка объекта к передаче инвестору, разработка инвестиционных условий, структурирование сделки и контроль над исполнением обязательств по контрактам.

Если говорить о новых механизмах привлечения инвестиций, следует обратить внимание на так называемые офсетные контракты, которые структурируются по принципу «инвестиции в обмен на гарантированный спрос». Уже сегодня внесены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ. Предприятие инвестирует средства в локализацию производства на территории субъекта РФ, а тот, в свою очередь, гарантирует закупку выпускаемой продукции в определённых объёмах и на определённый срок. В настоящее время в Москве по этой схеме уже реализован проект, связанный с локализацией фармацевтического производства. Думаю, моих компетенций хватит, чтобы использовать этот механизм и на территории Удмуртии.

Проводник и консультант

Что касается предстоящей работы в республике, могу выделить несколько приоритетных направлений деятельности Корпорации развития Удмуртии. Первое – продолжение работы по сопровождению инвестиционных проектов, оказание всего спектра мер поддержки, существующих в республике: от помощи в сертификации до вывода на рынок.  Все задействованные в процессе органы исполнительной власти должны быть мотивированы на поддержку, принимать решения оперативно, без волокиты, чтобы не отбить у бизнес-сообщества и инвесторов интерес вкладывать деньги в республику. Когда каждое министерство находится «под увеличительным стеклом», это положительно влияет на уровень сопровождения и скорость реализации проекта. Недопустимы истории, когда предприниматель годами получает разрешения и согласования.

Особая задача, которой в этом блоке мы будем отводить большое внимание, – это работа с территориями опережающего развития, где в планах на 2018 год получение статуса ТОСЭР ещё двумя нашими моногородами. Поиск потенциальных резидентов, предварительная оценка проектов, подбор площадки, переговоры с органами власти, подведение коммуникаций к объектам – большой пласт работы, который должен выполняться максимально быстро и эффективно. В дальнейшем предстоит заняться и специализацией каждой ТОСЭР, точечно «приземлять» проекты, исходя из профиля территории и запроса инвестора, не создавая конкуренции между нашими моногородами.

Что касается малого бизнеса, тут продолжится работа по оказанию всесторонней поддержки в режиме одного окна. Мы планируем максимально исключить контакт бизнесмена с множеством министерств и ведомств и возьмём на себя функцию «переводчика» с предпринимательского языка на чиновничий. Максимум услуг постараемся перевести в онлайн пространство. Ну и, конечно, пообщаемся с бизнес-сообществом на предмет формирования пакета продуктов и услуг, которые могла бы предоставлять корпорация сверх имеющегося перечня.

Также мы проведём оценку эффективности деятельности республиканских и муниципальных предприятий – МУПов и ГУПов, их инвентаризацию. Чтобы в дальнейшем при запросе от потенциального инвестора можно было быстро подобрать объекты под его цели, будь то локализация промышленного производства, открытие частной медицинской клиники или детского сада.

Второе направление – работа с институтами развития. Вместе с Минэкономики мы будем помогать предприятиям в подготовке заявок для участия в федеральных госпрограммах, выносить предложения по точкам привлечения средств и взаимодействию с нашими партнёрами – Фондом развития промышленности, Фондом развития моногородов, Фондом развития интернет-инициатив, Корпорацией МСП и другими. По работе с фондами уже в этом году стоят задачи увеличить в разы финансирование и участие компаний из Удмуртии.

Третье направление деятельности Корпорации – поддержка туристической отрасли. Прежде всего, это функции по сопровождению проектов – открытие профильных агентств, а также обеспечение качественного сервиса на территории республики и создание точек притяжения для туристов. Например, такой точкой вполне может стать оздоровительный туризм.

Если говорить о структуре Корпорации – это подвижный элемент, который выстраивается под решение актуальных задач. В её состав неформально вошли подведомственные учреждения инфраструктуры поддержки бизнеса. Пока необходимо сохранить уже налаженные процессы. Но в ближайшем будущем структурные изменения будут, поскольку задачи Корпорации гораздо шире. В любом случае я постараюсь проводить преобразования достаточно гибко и безболезненно для всех сотрудников.

Я знаком с работой не всех Корпораций развития регионов. Но из тех, с кем взаимодействовал, хочется особо выделить данные структуры в Ульяновской, Калининградской и Московской областях. Полномочия и функционал таких организаций могут быть совершенно разными: подготовка площадки для привлечения инвесторов, обязанности оператора технопарков, консалтинг и сопровождение инвестпроектов – и всё вместе взятое. Думаю, функционал и полномочия Корпорации развития Удмуртии будут варьироваться в зависимости от приоритетов развития республики.

К концу 2018 года у нас должна быть чётко сформированная команда с пониманием, что и для чего мы делаем, каких результатов хотим добиться. Думаю, удастся заключить несколько крупных соглашений с потенциальными инвесторами и начать реализацию инвестиционных проектов.

В перспективе основной критерий успешности работы Корпорации – выход на самоокупаемость. Она должна стать не только институтом поддержки, но и самостоятельной бизнес-единицей, полноценным элементом экономической системы, не зависящим от бюджетных средств.

Власть как публичный партнёр

В Ижевске я нахожусь с 15 января. Первое ощущение – впереди много работы. Нужны вложения во многие объекты, требуется решение широкого спектра экономических задач. Преимущество Удмуртии – развитая транспортная инфраструктура. Некоторые регионы даже не мечтают о такой роскоши, как аэропорт и собственная авиакомпания, речной порт, железнодорожное сообщение по двум веткам. Всё это положительно повлияет на привлечение инвесторов и создание точек притяжения инвестиций. При условии, что будет вестись работа по модернизации воздушной гавани Ижевска и порта в Камбарке.

Для улучшения делового климата, роста числа малых и средних компаний в первую очередь важна позиция органов власти как публичного партнёра для предпринимательского сообщества. Надо просто выполнять обещания и вести себя как добросовестный и надёжный бизнес-партнёр. На увеличение количества желающих заниматься бизнесом влияет много факторов – доверие к власти, наличие акселерационных элементов, инфраструктуры для приобретения предпринимательских навыков и компетенций. Должна быть создана благоприятная «экосистема» для развития бизнеса, в которой люди могут реализовать свои идеи и не бояться ошибок.

В рамках этой работы будем увеличивать число общедоступных пространств для начинающих и действующих предпринимателей. У Агентства стратегических инициатив в регионах есть инфраструктурные элементы – «Точки кипения», общие пространства типа коворкингов, где обсуждают идеи, презентуют продукты, где рождается будущее. В ближайшее время планируем создать такую точку и в Ижевске.

С учётом накопленного опыта я намерен уделять внимание и реализации социальных проектов. Например, в сфере образования во многих регионах внедрена практика по введению системы сертификатов. Номинал такого документа соответствует затратам государства на обучение одного ребёнка. У родителей появляется выбор – получить услугу по номиналу в классической форме в государственном образовательном учреждении либо обратиться в частное с сертификатом и доплатить разницу за более широкий перечень услуг. Такие программы дают импульс для развития рынка, способствуют здоровой конкуренции, повышают качество услуг в социальной сфере. А зачастую и помогают сэкономить на сопутствующих расходах. Например, строительство детского сада в рамках адресной инвестиционной бюджетной программы может стоить в полтора, а то и в два раза дороже, чем строительство по индивидуальному проекту на средства инвестора – разница в стоимости достигается за счёт оптимизации проектных решений.

Тыл и мотиватор

Мы уже сейчас готовы к пристальному вниманию общественности к работе Корпорации. Оно оправданно, поскольку Корпорация – это фронт-офис республики, её лицо перед инвестиционным сообществом. Что же касается меня – я достаточно открытый человек и никогда не давал повода для негативных высказываний о себе лично. Как только решу все бытовые вопросы, перевезу в Удмуртию свою большую семью. Они мой тыл и мотиватор. Также планирую присоединиться к спортивным увлечениям команды Удмуртии, которые мне нравятся: волейбол, горные лыжи. Ещё я увлекаюсь мотоциклами, совершаю поездки для собственного удовольствия. Как только начнётся сезон, вы увидите меня за рулём любимого мотоцикла. Постараюсь также уделить достаточное внимание творческой жизни республики, я люблю современное искусство и живопись и хочу познакомиться с яркими представителями республиканской культуры.