Среди миллениалов прослеживается высокий спрос на качественное дополнительное образование для своих детей. Главное, что интересует родителей, – чем может заниматься ребёнок в свободное от учёбы время и что могут предложить образовательные центры. О том, как сегодня устроено дополнительное образование, рассказали эксперты нашего журнала.
Римма Бякова, директор Регионального образовательного центра одарённых детей «ТАУ»:
– Целевая аудитория системы дополнительного образования – это дети в возрасте от пяти до 18 лет. Сегодня программами в республике охвачены 70% детей. Информация по дополнительному образованию сосредоточена на универсальной платформе «Навигатор». Программы, которые осуществляют учреждения, а их более 12 тыс., также отражены на этой платформе. Для 30% детей, которые не охвачены допобразованием, возможно, нет программ, которые им интересны. Кроме того, это могут быть дети, пребывающие в трудной жизненной ситуации, а также дети высокой степени одарённости, которые заходят в «частный сектор» и работают с репетиторами и тренерами. Перед нами стоит задача к 2024 году охватить допобразованием 80% детей республики. В 2022 году стартует проект «Новые места в дополнительном образовании». Ожидается поддержка из федерального бюджета в объёме 46 млн рублей. Наша задача – создать такую инфраструктуру с новыми программами и оборудованием, чтобы привлечь ту категорию детей, которая сегодня пока не включена в систему.
Традиционно превалирующую долю в структуре допобразования занимают программы художественной направленности – живопись, музыка и всё, что связано с развитием творческих способностей. По итогам 2020 года почти 36% программ в дополнительном образовании были именно художественной направленности. На втором месте физкультурно-спортивное направление, которое посещает 21% ребят. Третьи в структуре – социально-гуманитарные программы. Это всё, что касается языков, волонтёрства. Однако, если глобально смотреть на то, что сегодня стало интереснее самим детям, то это, несомненно, техническая и естественнонаучная направленности: ЗD-моделирование, промдизайн, робототехника, лего, беспилотные летательные аппараты, радиоэлектронная и альтернативная энергетика.
В допобразовании появились новые методики и подходы. Сейчас важным является метапредметный подход, когда разные виды деятельности включены в одну программу. Есть и проектный подход, связанный с проектно-исследовательской деятельностью. В такие программы мы включаем не только хард-скиллс (знания), но и возможность детям самим придумывать и воплощать проекты по различным направлениям. Важным трендом дополнительного образования стала профориентация. Дети должны «потрогать» всё руками, чтобы они сами могли понять, что им действительно интересно.
К сожалению, отсутствие мотивации у детей является большой проблемой. Жалуются, что кроме компьютера им ничего не надо, – на самом деле надо, просто они не всегда понимают, что им интересно. Сегодня система допобразования выстраивается именно для того, чтобы дать ребёнку возможность найти тот самый интерес. Не менее важен и воспитательный компонент, который тоже является приоритетным при разработке программ.
Будущее дополнительного образования я вижу, в том числе, в его интеграции со школьным. В Удмуртии открываются центры «Точка роста». Это структурные подразделения общеобразовательных организаций, которые ведут деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам и расположены в сельской местности и малых городах. Интеграция как раз состоит в том, что допобразование «заходит» в школы и дополняет основное образование. Это не только общеразвивающие кружки, но и материально-техническое оснащение лабораторий для уроков. Таким образом, дополнительное образование встраивается в образовательный процесс школы.
В 2018 году в Удмуртии начал реализовываться проект доступного дополнительного образования детей. Позже он трансформировался в федеральный проект «Успех каждого рёбенка», направленный на качественное изменение дополнительного образования. С учётом того, что мы живём в стремительно меняющемся мире и сейчас главным ресурсом является время, важно понимать, какие новые знания и компетенции получает ребёнок. Поэтому когда мы только заходили в этот проект, то уже чётко представляли, что нам нужно менять допобразование содержательно. Важно, чтобы программы были современными, вариативными и отвечали требованиям современного ребёнка и родителя.
Наталья Корзникова, директор Центра творческого развития «Октябрьский»:
– В Удмуртии действует система предоставления дополнительного образования по сертификату вне зависимости от того, где хочет обучаться ребёнок. В сертификате заложена определённая сумма, в пределах которой дети могут бесплатно осваивать в учреждениях дополнительного образования несколько программ. Выбранные ребёнком и его родителями программы не всегда укладываются в стоимость сертификата. В этом случае нужно доплатить за услугу. Система, которая определяет стоимость программ, называется «Навигатор». Она также формирует группы и договоры с родителями, назначает педагогов, ведёт учёт посещаемости. Всё это делается автоматически.
В системе дополнительного образования лидирующую позицию занимает техническая направленность. Несмотря на то, что инженерные профессии в вузах всё ещё не пользуются высоким спросом, тем не менее ребятам очень нравится заниматься в таких кружках. Современным детям, хорошо разбирающимся в гаджетах, интересно осваивать новые технологии и программы. Как правило, в этом направлении доминирует робототехника. Специальные конструкторы по робототехнике яркие, красивые и достаточно простые в использовании, что также привлекает детей.
Художественная направленность пользуется особой популярностью на протяжении последних трёх лет. До этого мы не отмечали такого интереса. Это связано с тем, что многие дети с ранних лет решают, что в будущем они будут получать образование по таким направлениям, как дизайн интерьеров, дизайн одежды, ландшафтный дизайн. Помимо интереса к изодеятельности, стоит отметить декоративно-прикладное искусство. Умение делать что-то руками всегда пригождается в жизни. В этом есть и заинтересованность родителей. Если у ребёнка проблемы с речью, с интеллектуальным развитием или успеваемостью, акцент делается на развитие мелкой моторики. Когда ребёнок работает ручками, у него растёт успеваемость, повышается интеллект и улучшается внимание. При этом он отдыхает, занимается приятным для себя делом и, что немаловажно, видит результаты своего труда.
Каждый год в сфере обучения появляется всё больше новых технологий, но, к сожалению, в плане материально-технической базы учреждения дополнительного образования в Удмуртии всё ещё оставляют желать лучшего. Хочется верить, что в будущем она будет укрепляться. Как государство должно развивать дополнительное образование, предоставлять все возможности для детей, так и родители должны совместно участвовать в этом процессе. Сделать кружок интересным, с современным высокотехнологичным оборудованием без хорошего финансирования невозможно. В школу ребёнок всё равно будет ходить, но в кружок просто так не пойдёт. Программы должны быть интересными, красочными: только в этом случае дети будут их посещать.
Остро в республике стоит вопрос и с кадрами. Педагог дополнительного образования – это основа любой кружковой деятельности. Он должен знать даже больше, чем учитель-предметник, и опережающими темпами двигаться вперёд. Однако, учитывая низкую заработную плату, людей в этом сегменте не хватает. Молодые специалисты есть, но, как правило, через два-три года работы они покидают учреждения дополнительного образования. Сейчас нет хороших возможностей для развития специалистов и привлечения молодых кадров, но мы очень надеемся, что скоро эта ситуация на рынке труда изменится.
Ирина Морозова, директор частной «Школы ОткрытиЯ»:
– Интерес детей школьного возраста по большей части склоняется к цифровым технологиям – робототехнике, программированию, информатике, инженерному проектированию. В дополнительном образовании появляется много направлений междисциплинарного характера. Например, на стыке информатики и биологии, информатики и физики. Это касается среднего и старшего звена.
При этом не теряют своей актуальности кружки по различным творческим направлениям. Детям очень интересно изучать актёрское мастерство, которое помогает сформировать уверенность в себе и научиться красиво говорить. Это те умения, которые будут востребованы всегда и везде. Детям младшего школьного возраста нравится заниматься развитием ручной моторики. Они обязательно должны что-то делать руками, потому что любой навык формируется только через деятельность.
Здесь многое зависит от преподавателя. Если он интересный, харизматичный и может увлечь своим направлением, то дети к нему, конечно, потянутся. Образование получают не через программы, а в первую очередь от учителя. Потребность в общении – естественная для человека. Не думаю, что в ближайшем будущем учителя заменит машина.
Александр Потапов, методист-консультант видеостудии Jalinga, Москва:
– Одним из главных преимуществ российской системы дополнительного образования по праву считается последовательное, устойчивое развитие на основе современных технологий, живописи и музыки. При организации деятельности структур дополнительного образования необходимо учитывать особенности местоположения учебных учреждений и региональные традиции. Универсального рецепта не существует. Важно принимать во внимание уникальные производства региона и следовать глобальным трендам по обучению детей. Цифровизация образования позволяет стирать границы между странами и регионами. Новейшие образовательные методики основываются на возможностях XXI века, берут лучшее и, взаимодействуя с традициями, гарантируют последовательное приобретение компетенций и навыков детьми. Основные методы в современном допобразовании неразрывно связаны с технологиями и компьютеризацией. Есть немало исследований, подтверждающих положительный эффект от геймификации в образовании. Внедрение подобных моделей в образовательную среду доказало свою эффективность в улучшении когнитивных способностей и формировании позитивного настроя детей по отношению к процессу обучения. Возможность общения через цифровую среду подкрепляется изучением мягких навыков. Это ключевые способности, необходимые для достижения успеха как при общении со сверстниками, так и при последующем трудоустройстве.
Образовательные учреждения по всему миру стоят на пороге глобальной технологической революции. Методологии, основанные на билингвальном образовании, использовании технологий дополненной реальности и «мягких навыках», будут способствовать как повышению качества получаемых знаний, так и повсеместно сокращать сроки обучения.
Одной из главных проблем системы дополнительного образования в России является недостаток преподавательских кадров, соответствующих духу и требованиям времени. Организация и проведение занятий требуют серьёзных компетенций от преподавателя. Необходимо быть не только профессионалом в своей области, но и разбираться во взаимодействии с цифровыми и креативными технологиями, упрощающими процесс приобретения навыков и компетенций детьми.
Успешная реализация федеральных и региональных программ существенным образом изменила инструменты, которыми оперирует преподаватель. Применение новых технологий позволило запустить ряд востребованных на рынке направлений. Компьютеризация позволила организовать программы по робототехнике, управлению беспилотными летательными аппаратами, программированию. Изучение востребованных в научной среде языков, таких как Python, получает новый импульс при внедрении в школах билингвального образования. Технологии позволяют школьникам участвовать в семинарах и конференциях в Интернете.
Юлия Фёдорова, основатель онлайн-школы руководителей образовательных проектов JPFedorova, Москва:
– В последние годы в России наблюдается тенденция роста интереса к дополнительному образованию детей. Стандартный набор школьника младших классов включает в себя английский язык, спорт, танцы или творчество, научно-технические кружки (занимательная биология, робототехника, химические опыты). С пятого класса у детей добавляются курсы по soft skills или программированию, репетиторы по предметам, второй иностранный язык. Сейчас стали популярны финансовая грамотность, блогинг и предпринимательство для подростков. Согласно результатам опросов, которые мы проводили, среднестатистическая российская семья из небольшого города готова тратить на дополнительное образование одного ребёнка от 7 тыс. руб. ежемесячно.
Сейчас система дополнительного образования представляет собой большое количество детских развивающих и репетиторских центров, языковых школ и студий, курсов для школьников и образовательных пространств. Частное образование развивается семимильными шагами. Даже в небольшом городе есть выбор, куда отдать ребёнка – изучать английский язык или готовиться к ЕГЭ.
Многие школы во время пандемии ушли в онлайн и до сих пор не спешат оттуда возвращаться. Картина в дополнительном образовании в конце 2021 года имеет свои плюсы и минусы. Среди плюсов стоит выделить большой выбор направлений и центров на любой вкус и кошелёк, небольшую численность групп (в большинстве случаев занятия проходят в группах до восьми человек), заинтересованность в ребёнке, которую проявляют педагоги частного центра по сравнению со школьными учителями, возможность подобрать график, формат и программу занятий под индивидуальные особенности и интересы ребёнка. Кроме того, многие частные центры и студии действительно серьёзно подходят к созданию сильного образовательного продукта.
При этом частное образование не популяризируется на общественном уровне, поэтому не все слои населения рассматривают его для себя, а многие центры не могут похвастаться высоким клиентским сервисом и пока что не ориентированы на построение длительной образовательной траектории для ребёнка. К сожалению, родители имеют тенденцию искать занятия подешевле, что иногда оборачивается низким качеством таких занятий.
Многие частные образовательные центры не стоят на месте и добавляют в свои продукты такие современные тренды образования, как погружение в образовательную среду, кастомизацию образовательного маршрута, междисциплинарность, геймификацию, модель «перевёрнутого класса» и финскую модель школы – микрообучение. В ближайшем будущем система допобразования в России будет развиваться в сторону развития у детей самых разных, но дополняющих друг друга «скиллов». Учиться программированию и заодно подтягивать язык, собирать роботов и учиться взаимодействовать в команде, изучать историю искусств и прокачивать мягкие навыки – на мой взгляд, будущее образования именно за такими гибридными обучающими курсами.