После ухода с российского рынка ряда международных брендов освободилось достаточное количество бизнес-ниш, где сегодня могут развиваться отечественные компании. «Свободные места» есть, но как выбрать перспективные и низкорисковые площадки для старта? Своими оценками, помогающими предпринимателям выстроить стратегию выбора, делятся аналитики журнала.
Дмитрий ХУРТОВ, основатель бренда HURTOFF, Коломна:
— Иностранные производители занимали значительную долю российского рынка. Уместно разделить этот «пирог» на две части: отраслевые стратегические предприятия с высоким финансовым барьером для входа в бизнес и более мелкие рыночные игроки.
Что касается крупных направлений, серьёзные «утраты» понесли такие сегменты, как автоэлектроника, автооборудование, автозапчасти, товары химической промышленности, медицинские препараты и медоборудование. Для российских инвесторов это сейчас достаточно непростые, но перспективные для развития ниши. И если отечественная компания, ранее не работавшая в этих сферах, планирует в них войти, нужно чётко понимать: здесь потребуются колоссальные вложения, а также большая кадровая работа – эти сегменты не развиваются без квалифицированного персонала. Если удастся всё учесть, проект может перерасти уровень некоего стартапа и «полететь».
Гораздо проще с условными «общедоступными» сферами, к примеру, с индустрией моды, красоты, пошивом одежды, обуви и пр. Старт нашему бренду (изделия из натуральной кожи) был дан именно в момент начала специальной военной операции. Сегодня мы видим, что развитие есть, продукция востребована отечественным потребителем.
Фокус внимания предпринимателей, которые изучают освободившиеся ниши с целью входа в них, может быть смещён в сторону цифровизации. Спрос на эти услуги – предоставление цифровых продуктов и сервисов – будет сохраняться. Не говорим уже о собственно программировании, обеспечении работы ИT-инфраструктуры – сфера очень привлекательная для бизнеса. Всё время мы пользовались ИT-разработками западных представителей, сейчас самое время выводить на рынок собственные решения.
Михаил ХАЧАТУРЯН, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, Москва:
— Высокомаржинальным представляется сектор общественного питания. Потенциал роста сегмента в России далеко не исчерпан, и отечественные рестораторы вполне могут заменить уходящие западные бренды.
Также перспективные секторы для развития бизнеса – металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, производство телекоммуникационного оборудования, консалтинг. Всё это активно поддерживается различными государственными и региональными программами. Единственный момент: перечисленные сектора экономики представляются весьма перспективными не только для отечественных предпринимателей, но и для инвесторов, бизнесменов из Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Турции, Ирана, Индии и других дружественных и нейтральных стран.
Одна из интересных для бизнеса быстроразвивающихся областей – EdTech (образовательные технологии), находящаяся на стыке образования и IИ. В частности, отраслевые аналитики говорят о том, что растёт спрос на иммерсионные технологии с применением AR/VR и решения для обучения детей. Сегодня процессы обучения в целом постоянно трансформируются, и, безусловно, за этим будущее.
Продолжая тему технологий, отметим, что стоит обратить внимание и на AgroTech, MarTech. Первое направление связано с инновациями в сельском хозяйстве, второе – с прогрессивными маркетинговыми решениями. Число рекламных каналов и инструментов аналитики сократилось, и сейчас необходимы новые эффективные схемы – программы и другие технические инструменты – для планирования, производства и измерения результатов маркетинговых активностей, взаимоотношения с клиентами.
Отдельно стоит отметить такую «незакрытую» сферу, как применение искусственного интеллекта. Сегодня в этой части актуально, например, внедрение так называемых 3М: мультимодальность, мультизадачность, мультиязычность.
В лидерах роста, я думаю, «перманентно» будет высокотехнологичный сектор, его развитию государство уделяет значительное внимание. Для бизнеса это открывает дополнительные возможности роста.
Наталья ПРОКАЗОВА, генеральный директор агентства ВЭД-технологий Weconn, Санкт-Петербург:
— Отток международных компаний, которые работали в различных сегментах, – от образовательных школ и брендов одежды до строительства, производства, химической промышленности и пр. – определённый челлендж для отечественного бизнеса. Сейчас даже «новички» могут воспользоваться им. Безусловно, оставшиеся компании могут захватить часть доли свободного рынка, но они не способны обеспечить «тотальное» предложение и покрыть весь спрос. А значит, возможности есть. Тем более что госфинансирование бизнес-проектов сейчас развивается, государство предлагает различные меры поддержки, например, освобождение от НДС ввозимого технологического оборудования, льготные кредиты, кредитные каникулы и пр. Можно воспользоваться опциями и встроиться в выбранную нишу. 2022 год полностью обнулил предыдущие схемы, и тот, кто сейчас сгенерирует новые, менее безопасные в плане рисков механизмы работы, восполнит «дефицит международного», окажется на коне.
Главное – грамотно выбрать направление, идею и миссию компании. Менее рисковый сегмент связан с закрытием «человеческих потребностей», предоставлением услуг «для людей».
Роман ГОРБАНЬ, гендиректор event агентства «Корпоративные игры», предприниматель, Москва:
— Одна из самых перспективных ниш, освободившихся после ухода из России западных игроков, – производство и продажа одежды. Начать бизнес в фэшн-индустрии можно несколькими путями.
Допустим, можно присмотреться к локальным производителям ткани и одежды. Приведём пример с известным городом Иваново, который ещё во времена СССР был центром текстильного производства. Сегодня профильные заводы продолжают работать, в Иваново есть достаточно большое количество небольших предприятий, о которых мало кто знает. Цены на продукцию сравнимы со стоимостью китайских товаров, но сроки доставки существенно меньше – два-три дня.
Другое направление – импорт товаров и их продажа на российском рынке. Стоит обратить свой предпринимательский взгляд на турецкие бренды. Одежда от производителей Турции одновременно и качественная, и недорогая. То же самое касается китайских и индийских брендов. Налаживание поставок может оказаться стартом для успешного бизнеса.
Также стоит обратить внимание на Узбекистан, который славится своим хлопком, Туркменистан, известный развитым шёлководством. Можно попробовать зайти на эти рынки, закупать там ткани и налаживать производство одежды в России. При этом размещать производство нужно не в Подмосковье, а в регионах – это поможет существенно снизить затраты на аренду, зарплату и другие «расходные» моменты.