На бюджетную систему не первый год депрессивно влияет пандемийная реальность. Главные финдокументы страны и регионов формируются с учётом зависимости от «вирусных» корректировок. Насколько этот вектор сохранился в текущем году, какова бюджетная повестка федерального и регионального уровней – в материале нашего журнала.

Роман Ефимов, заместитель председателя правительства Удмуртии по финансовым и имущественным вопросам:
– В 2020 году в связи с пандемией Удмуртия, как и другие регионы, столкнулась с резкими изменениями в экономике, которые повлияли на снижение доходной базы бюджета. Вследствие этого в 2020 году к уровню 2019 года республика недополучила налоговые и неналоговые доходы.

Благодаря принятым на федеральном и региональном уровнях мерам поддержки организаций, субъектов предпринимательства в 2021 году был обеспечен восстановительный рост экономики республики. В течение 2021 года повысился уровень активности бизнеса, наметилась положительная динамика поступления налоговых платежей в бюджет региона.

С территории республики в бюджетную систему страны за 11 месяцев 2021 года было собрано 268 млрд руб. налоговых доходов, это выше годового объёма 2020 года на 96 млрд руб., годового объёма докризисного 2019 года – на 40 млрд рублей.

В целом темп роста по налоговым и неналоговым доходам к уровню 2020 года составил 134%, к уровню докризисного 2019 года – 116%. В 2022 году бюджетная политика в сфере доходов будет направлена на расширение доходной базы на основе повышения инвестиционной привлекательности республики и на повышение качества администрирования доходов. Это позволит обеспечить укрепление доходной базы и рост собственных доходов консолидированного бюджета.

Бюджетная политика по расходам будет нацелена на своевременное и полное исполнение расходных обязательств, принятых правительством УР. А также на обеспечение результативности предоставления каждого бюджетного рубля.

Бюджет на 2022 год традиционно социально ориентирован, 65% расходов планируется направить на реализацию государственных функций в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, спорта и молодёжной политики. На поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики запланировано более 20% расходов. На реализацию нацпроектов – 16,5% расходов, большая часть из них поступит из федерального бюджета (65,4%).

В сфере межбюджетных отношений важное направление работы – расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами, развитие механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан. Начиная с 2018 года количество проектов увеличилось с 8 до 568, сумма финансирования выросла с 61,9 млн руб. до 330,8 миллиона. В 2022 году будет внедряться новая практика – вовлечение в инициативное бюджетирование лиц с ОВЗ.

Ещё одно новшество – установление с 1 января 2022 года дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных и городских округов от налога, взимаемого в связи с применением УСН. Такое решение принято в целях компенсации снижения доходов муниципальных образований (после отмены ЕНВД). Также будем продолжать вовлекать в экономику самозанятых граждан.

Общий объём межбюджетных трансфертов местным бюджетам на 2022 год запланирован в размере 35% расходов бюджета республики, в сумме это 33,5 млрд рублей.

В 2021 году удалось сократить объём государственного долга Удмуртии на 1,2 млрд рублей. В 2022 году стоит задача сохранить заданный вектор.

Владимир Невоструев, председатель Государственного Совета УР:
– В рамках формирования бюджета республики на 2022 год проведена большая работа в министерствах, правительстве, постоянных комиссиях и фракциях Госсовета. Все поправки, предложенные к проекту закона, были обсуждены на совместном заседании двух президиумов: Госсовета и правительства республики. Более 70% поправок, предложенных депутатским корпусом, были поддержаны главой и правительством. В том числе увеличены расходы, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. В бюджете на 2022 год на эти цели предусмотрено 1,4 млрд рублей.

Мы договорились с главой республики и правительством предусмотреть финансовые средства на ремонт больниц и поликлиник – 500 млн рублей. Такая сумма выделяется впервые.

В 2021 году республика показала неплохие результаты по сравнению даже с «доковидным» 2019 годом. У предприятий есть рост объёмов производства, соответственно, мы видим рост поступлений в бюджет. Произошло увеличение по ключевым доходным источникам – НДС, НДПИ, налог на прибыль, налог на доходы физлиц, доходы от МСП. Господдержка дала свои результаты.

Практически 75% налогов, собранных на территории республики, уходит в федеральную казну. Я предложил главе республики проработать этот вопрос, работа уже началась – в Госсовете совместно с правительством создана рабочая группа, занимающаяся поиском законодательного решения вопроса, важного для увеличения возможности развития экономики региона.

Эффективность бюджета определяется тем, в какой степени удовлетворены потребности людей. Бюджет Удмуртии на 2022 год социально ориентированный, предусмотрены средства для выполнения всех социальных обязательств перед жителями республики, обеспечения устойчивости экономики и стимулирования её дальнейшего развития. 

Павел Новгородцев, заместитель главы администрации Ижевска – начальник управления финансов:
– Ситуация с пандемией внесла коррективы в работу финансовых органов. В 2020 году мы столкнулись со снижением доходов бюджета, появились незапланированные расходы на профилактику распространения коронавирусной инфекции. Докризисные планы приходилось корректировать по мере сокращения бюджетных ресурсов. Но благодаря слаженной работе администрации и помощи правительства УР мы выполнили все социальные и договорные обязательства.

Бюджет 2022 года сформирован с учётом восстановления показателей доходных источников до прежнего (докризисного) уровня. Он носит социально ориентированный характер. Расходы по социальному блоку – 61% (более 8,9 млрд рублей).

Общий объём доходов бюджета города – 14,3 млрд руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы утверждены в сумме свыше 6,4 млрд рублей. Расходная часть сформирована в объёме 14,7 млрд руб., в том числе обеспечено собственными доходами – 6,8 млрд рублей. В доходной и расходной частях объём межбюджетных трансфертов запланирован в размере 7,9 млрд рублей. Мы начинаем год с суммой на 201 млн руб. больше, чем в первоначальном бюджете 2021 года.

Бюджет принят с дефицитом в размере 392 млн рублей. Источники финансирования – переходящие остатки по проекту «Большой ремонт» (142 млн руб.) и привлечение ранее временно погашенных заёмных средств (250 млн руб.). Муниципальный долг остаётся в рамках утверждённого верхнего предела.

Хотя, если говорить о реальных потребностях, они намного больше, и мы ставим задачи по их финансовому обеспечению, прежде всего, путём увеличения доходного потенциала.

Бюджет развития сформирован в объёме более 2 млрд рублей. Продолжится реализация программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, мероприятий по благоустройству и развитию территорий, ремонту автодорог и пешеходных тротуаров.

Город продолжит участие в нацпроектах, федеральных и республиканских программах. В муниципальном бюджете для достижения целей предусмотрено 2,2 млрд руб., из них по нацпроектам – свыше 1,2 миллиарда.

Проводятся мероприятия, направленные на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов. В частности, устранение нарушений в сфере земельного законодательства. Это увеличивает доходы за счёт узаконивания самовольно захваченных территорий, вовлечения в оборот неиспользуемых участков.

Усиливается контроль за целевым использованием земельных участков, ведётся работа по изменению видов разрешённого использования земли, это приводит к увеличению её кадастровой стоимости и влияет на поступления доходов. В 2021 году принято 93 постановления об изменении видов разрешённого использования.

Выявляются объекты, подлежащие включению в Перечень облагаемых по кадастровой стоимости. Это позволяет увеличить налоговые поступления. С 2019 по 2021 год включены в Перечень дополнительно 394 объекта.

Один из приоритетов – содействие повышению инвестиционной активности. Для реализации инвестпроектов предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Ежегодно проводится конкурс инвестпроектов на право получения льготы по уплате земельного налога и арендной платы за участки.

Сейчас для инвесторов разрабатывается веб-страница, содержащая информацию о мерах поддержки, инвестиционных площадках. Запуск лендинговой страницы запланирован на первый квартал 2022 года.

Раиль Галиахметов, директор института «Цифровая экономика» ИжГТУ им. М. Т. Калашникова:
– Параметры главного финансового документа страны, несмотря на продолжающееся влияние пандемии, другие моменты, связанные с общемировой ситуацией, позволяют говорить о том, что российский бюджет-2022 формировался в достаточно благоприятных  условиях. Идёт постепенный восстановительный рост отечественной экономики. В качестве позитивного тренда отмечу сокращение числа дотационных регионов, здесь – благоприятный минус в виде десяти территорий. Уменьшение количества «проблемных» субъектов – знак того, что программы, работающие на их территориях, дают эффект. Регионы развиваются активнее, подключают собственные резервы, помимо привлечения федеральных средств.

В Удмуртии положительные тенденции тоже прослеживаются. Да, республика пока входит в число субъектов, бюджетная составляющая которых недостаточна для финансирования своими силами социальных и инфраструктурных расходов, ей по прежнему необходима федеральная помощь, денежные трансферты для дофинансирования расходов. Но мы видим, что идёт восстановительный рост. И то, что мы пока состоим в числе дотационных, во многом зависит от того, как распределяется консолидированный бюджет. Эта политика требует изменений. «Правило 50 на 50» в отношении налоговых доходов, оставляющее половину в регионе, изменило бы ситуацию.

Возвращаясь к теме восстановительного роста, скажу, что в Удмуртии он обеспечивается благодаря, как минимум, двум направлениям. Первое – привлечение в республику дополнительных средств по нацпроектам, федерального рубля по линии грантовой поддержки. Для примера отмечу: республика – в числе лидеров по получению поддержки Фонда президентских грантов. Второе направление – работа по улучшению бизнес-среды, поддержке предприятий, привлечению инвестиций, реализация программ по моногородам. Мы видим хорошую отдачу от этой работы, она даёт дополнительные механизмы для увеличения доходной базы бюджета.

Расходы тоже растут, но в определённых условиях, когда ситуация требует больших социальных выплат, увеличения расходной части, это всё-таки оправданно. Ничего негативного не могу сказать о госдолге региона, который на начало года составляет 63 млрд рублей. К этой цифре стоит относиться ровно. Госдолг – не показатель нестабильности, это больше инструмент регулирования ситуации в регионах. Он не оказывает стратегического влияния на финансирование ключевых обязательств субъектов.

Борис Селецкий, директор Автономной некоммерческой организации «Региональный институт территориального и отраслевого развития», Казань:
– В целом чего-то кардинально нового в бюджетной политике 2022 года не произошло. По-прежнему федеральный центр старается сосредоточить максимум финансовых ресурсов в бюджете РФ.

Бюджет, упрощённо говоря, состоит из основных частей: засекреченная (оборона, безопасность), расходы на государственное управление и расходы по федеральным программам, третья часть ещё с 2018 года опирается в основном на национальные проекты. И здесь я бы обратил внимание на то, что сегодня регионы максимально вовлечены в нацпроекты и федеральные программы. Это понятно – чтобы получать какие-то средства от «центра».

Проблема, связанная с тем, что полномочия регионов не согласуются с доходами их бюджетов, сохраняется, и она обострилась в 2021 году в связи с законодательством о единой системе публичной власти. Есть целый ряд регионов, находящихся на грани банкротства: Ингушетия, Тыва, Костромская, Курганская области, например. В их случае сложно говорить о развитии, речь идёт фактически о выживании – без значительной поддержки из федерального центра свои задачи им не осилить.

Итак, из специфики бюджетной политики-2022 видим: столица по-прежнему живёт хорошо (расход бюджета Москвы на 2022 год – 3,6 трлн), регионы-доноры – неплохо (Тюмень, Татарстан и т. д.). Но большое количество территорий нужно подтягивать по основным бюджетным параметрам.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).