Как и у многих людей, мотоциклы «приехали» в мою жизнь в далёком детстве. Отец работал директором школы в Белоруссии, и у одного из учителей был трофейный немецкий BMW с коляской – в оригинальной версии для войск вермахта. При первой возможности я охотно садился в эту коляску, и мы ездили в лес за грибами и брусникой.

Потом отец купил небольшой 125-кубовый мотоцикл «Минск-М1А» с добавлением имени столицы СССР – «Москва». Хотя, по своей технической сути это был целиком немецкий аппарат DKW RT. Дело в том, что после окончания Второй мировой войны в качестве репараций технологическое оборудование и документация были вывезены из саксонского города Чопау в столицу Белоруссии, где и начали собирать «Минск». Первый «Минск» был одноместным, без заднего сидения. Тем не менее, это не мешало моим родителям кататься вдвоём – они частенько отправлялись к папиной маме в деревню. Интересно, мой тесть также держал мотоцикл – достойный мощный дорожный К-750 с коляской, выпускавшийся на Киевском мотоциклетном заводе. Это был аппарат ещё до «Днепровой» эпохи образца 1958 года выпуска. Когда же я решил обзавестись собственным мотоциклом, то, вспомнив отцовскую технику, приобрёл по приличным по тем временам деньгам – за 350 рублей – «Минск», модель М-105.

Ижевский, со знаком качества

После минских моделей моя любовь к мотоциклам продолжилась в ижевской технике. Несмотря на ряд нюансов, «Иж-Юпитер-3» был классным и приспособленным под наши дорожные условия. Не зря же этому «третьему» «Юпитеру» был присвоен Государственный Знак качества. На нём было очень комфортно ездить. К тому же при грамотной регулировке двигателя мотоцикл отличался бойкой ходовитостью. На мой взгляд, по техническим характеристикам «тройка» приближалась к сверхпопулярному в СССР чешскому мотоциклу Jawa. Конец 70-х – начало 80-х годов были замечательным периодом в жизни Удмуртии. Тогда почти вся республика (!) выезжала на природу на мотоциклах. Причём круглый год и даже зимой. Моя семья и мои родители тоже с большим удовольствием продолжали ездить в лес за грибами и ягодами, на зимнюю и летнюю рыбалку. Прекрасно помню удивительнейшую картинку, как в пятницу вечером или ранним утром в выходные дни из Ижевска по всем направлениям тянулись длинные плотные вереницы мотоциклетных экипажей – на Каму в Сарапул, на Воткинское водохранилище или в северном направлении в леса за грибами. Эти караваны мотоциклов представляли незабываемое впечатляющее зрелище! Я тоже ездил на мотоцикле и за город, и в городском цикле. А ещё мне посчастливилось погоняться на замечательнейшем дорожно-спортивном мотоцикле «Иж-Планета-Спорт». Этот «ПС» стал «отдельной песней» в модельном ряду «ижмашевских» мотоциклов. На нём были применены современные для того времени инновационные решения, а первые мотоциклы оснащались японскими карбюраторами Mikuni и светотехникой, а также немецкой оптикой Hella. И ведь я по-настоящему гонялся!

На трассе Ижевск – Воткинск развивал скорость до 140 км/ч, «ПС» задирал переднее колесо, и управлять на такой скорости становилось значительно сложней, потому что мотоцикл практически ехал только прямо. Тем не менее, считаю, что «ПС» был одним из лучших советских мотоциклов. Жалко, что в Ижевске мы на какое-то время «это дело прекратили». Нарочито не говорю о том, что потеряли, потому как есть идеи и проекты, позволяющие возродить мотоциклетное производство в столице Удмуртии! Надо только найти место этой технике и доказать свою состоятельность в условиях острейшей конкуренции в мировом мотопроме. У нас в ИжГТУ есть мечта – создать на базе вуза лабораторию отечественных, именно ижевских мотоциклов. Светлые головы у нас тоже есть, как и умелые руки. Нужны только ресурсы, люди бизнеса, инвесторы, а ещё грамотная маркетинговая политика и организация, чтобы «упаковать и продать» эти проекты. Заявляю об этом неголословно – в нашем вузе уже работает команда студентов с разных факультетов, которая озадачена созданием ижевского электромотоцикла. Как мне кажется, этот проект может иметь стратегическое значение для российской промышленности, потому способен воспитывать и наделять компетенциями молодых креативных инженеров. Ведь если не вкладываться в развитие инженерного образования, то, даже обладая ресурсами, государство не сможет обеспечить положительные результаты для самого уникального проекта… Но я немного отвлёкся.

Патриотично на «Иж-49»

Сейчас я по-прежнему мотоводитель. Только езжу очень редко. Несколько лет назад приобрёл знаменитый «Иж-49». Из немецкого Чопау документы везли не только в восстановленный после войны Минск. Станки, чертежи и «мозги» везли из Германии и в Ижевск. В 1946 году главный конструктор DKW Герман Вебер и другие инженеры с DKW помогли наладить выпуск мотоцикла «Иж-350» на базе мотоцикла DKW NZ350. А через пять лет в Ижевске перешли к массовому выпуску мотоциклов «Иж-49», по полному праву завоевавших признание у советских любителей мотоциклов. Благодаря использованию передней вилки телескопического типа и задней подвески с гидравлическими амортизаторами «сорок девятый» превратился в комфортабельный аппарат с хорошей проходимостью в непростых дорожных условиях. «Иж-49» я покупал с идеей открывать традиционный легкоатлетический пробег по маршруту Ижевск – Минск, посвящённый Дню Победы. Ежегодно 9 мая в голове колонны бегунов я еду с флагом ИжГТУ и запускаю пробег в дальний путь! А вот покупать спортивный байк или дорожный чоппер я принципиально не стану. Исходя из патриотической позиции. Зато с огромным удовольствием я бы приобрёл новый ижевский электромотоцикл, ибо чувствую его перспективы. Это было бы лучшей рекламой для ижевской новинки – профессор на мотоцикле, созданном в ИжГТУ. Причём я уверен в том, что дизайн этого мотоцикла будет оригинальным и броским. Наши ребята могут делать всё!

Профессор Института «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии» ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»