Из-за перегрева прайсов на металлопрокат экономика компаний, зависящих от ценового поведения трейдеров, чуть не оказалась  заключённой в большой круг проблем. Себестоимость, допустим, девелоперских проектов на фоне роста «металлоценника» скакнула вверх, участникам рынка пришлось пересматривать финансовые модели. Попали в воронку и компании других секторов. Причины ценового ралли, его влияние на потребителей металлопроката, экономику в целом оценивают эксперты нашего журнала.

Сергей Черников, к. э. н., доцент экономического факультета РУДН:
– Ситуация на рынке металлов в мире ухудшается из-за перебоев с поставками и производством в 2020 году, а также из-за беспредельной эмиссии доллара США, которые вваливают в свою экономику едва ли не по два триллиона в квартал. Доллар по совместительству ещё и мировая валюта, через которую торгуются сырьевые рынки. Поэтому сейчас по широкому спектру товаров наблюдается рост цен, в том числе на металлы – медь, цинк, алюминий, никель, сталь. Согласно учебникам микроэкономики, производители начинают больше товара отправлять на экспорт, внутри стран возникает дефицит, растёт внутренняя цена. В реальности, конечно, зачастую оказывается, что имеет место либо сговор, либо рыночная логика: «в экспорте цена поднялась, и чтобы мне было интересно продавать внутри страны, давайте выше цену», как было с подсолнечным маслом. Сейчас трудно судить, есть ли сговор, однако на рынках, где властвует несколько крупных компаний, заинтересованных в росте цен, эта опасность есть всегда.

Такой рост цен означает, что государству надо либо смириться с потерями при государственных стройках, либо частично избавляться от рыночной логики в работе металлургов. Похоже, российское правительство выбрало в основном второй путь, поскольку цены на металлы, скорее всего, будут продолжать расти, во всяком случае, в 2021 году.

Михаил Беднаржевский, директор по продвижению компании «АлтайТент» (компанияпроизводитель конструкций из ПФХ-ткани, Барнаул):
– Дикий рост цен начался прошлой осенью. По нашим наблюдениям, в октябре 2020 года тонна металла стоила почти 49 тыс. руб., а в начале мая перевалила за 102 тысячи. То есть рост составил более 200%! Сейчас наблюдаем небольшой отскок – за тонну берут  порядка 94 тыс. рублей.

В конце марта, когда тонна металла стоила 69 тыс., мы давали такой прогноз: рост на 10–15% в ближайшие месяцы. В пользу этого говорило начало высокого строительного сезона и традиционное весеннее закрытие автомобильных трасс. Тренд мы назвали правильно, а вот с цифрами ошиблись – реальность неприятно удивила.

Толчок для роста цен дала пандемия. В 2020 году поставщики металла получили возможность выйти на внешние рынки и продавать товар за границу. Многие международные корпорации во время отпусков сотрудников «сушили» свои склады. А потом начали пополнять запасы. Из-за этого резко выросла стоимость металла в портах отгрузки.

Рост цены на металл – искусственно созданная ситуация. А картельный это сговор или нет, пусть решают компетентные структуры.

Теперь о прогнозах. Что будет с долларом и евро? Куда прыгнет биткоин? С металлом сейчас примерно такая же неопределённость. Опыт прошлых лет показывает, что максимальная цена всегда была в июле, а минимальная – в январе. Опираясь на эту динамику, можно прогнозировать плавное снижение, которое началось летом и продолжится осенью. Но одно, кажется, уже понятно – пандемия, как принято говорить, изменила мир, и рынок металла – не исключение. Так что вряд ли в январе 2022-го мы увидим 38 тыс. руб. за тонну, как в прошлые годы.

Николай Ханков, генеральный директор торгово-производственного холдинга «Электросталь» (дилер предприятий-изготовителей металлопроката, Вологда):
– При строительстве повсеместно используются металлоконструкции. Интересно проследить, как их удорожание в два раза отразится на недвижимости, например, на стоимости квадратного метра жилья в новостройках? И потянется ли за растущей ценой первички вторичный рынок?

Металлопрокат используется в жилищном строительстве, его цена составляет 10–15% от стоимости всего объёма строительных материалов. По нашим консервативным оценкам, ценник металлопроката вырос с апреля 2020 года по март 2021 года на 70%. Исходя из оценок затрат строительных компаний на металл, предполагаем, что жильё может подорожать на 10–15%.

Также большинство жилых объектов строится с применением стальной строительной арматуры. Например, высокие многоквартирные дома, которые возводятся с использованием технологий быстрого строительства «Куб-2» и «Куб-3», они на 20–25% состоят из этого вида металлопроката Здесь цена на недвижимость может вырасти даже значительнее.

Поделюсь мыслями относительно инфраструктурных объектов. Насколько могут затянуться сроки их сдачи из-за того, что производства отказываются от заказов (цена контракта равна цене только лишь закупки сырья)?

Строители, взявшие инфраструктурные объекты в нагрузку к жилищному строительству, оказываются в непростой ситуации. Им дан земельный участок для комплексного освоения, из-за роста цен на металлопрокат итоговая стоимость проекта будет в разы выше. Заключение соглашений с муниципальными органами власти в этом случае почти невозможно. Что делать? Застройщики пойдут на всяческие урезания, например, на то, чтобы уменьшить и ограничить количество парковочных машино-мест во дворах, варьировать площадь жилищной застройки и коммерческой недвижимости, которую можно сдавать в аренду и использовать в бизнес-целях. Скорее всего, будут прорабатываться самые разные сценарии. Как вариант – уменьшение площади объекта инфраструктуры, например, будут делать меньше детский сад или школу. Вопрос социальный остаётся здесь, конечно, без комментариев.

Надо сказать, что «металлический» рост цен скажется и на автопроме. Тут прямая зависимость. Наши металлургические предприятия осуществляют прямые поставки стали для автомобилестроения без посредников, поэтому они подняли цены. И, как следствие, – постоянный рост цен на автомобили. Металлопрокат в общем объёме изготовления транспортных средств составляет порядка 60–70% – это существенная доля для растущего рынка. Металлоёмкость автомобиля также значительно высокая, поэтому, по моему мнению, цена на авто может вырасти на 30–35%.

Сейчас мы движемся к цене 200 тыс. руб. за одну тонну оцинкованного проката и к 100-110 тыс. руб. за одну тонну чёрного металлопроката, мировой рынок стали постоянно растёт, а российский не такой высококонкурентный, как зарубежные. В связи с ростом цен на внешних рынках, увеличением валютного курса, ослаблением рубля мы прогнозируем дополнительное повышение цен на металлопрокат. Мировая конъюнктура и низкий уровень «нашей» конкуренции говорят своё слово. Отечественные металлурги всегда подтягиваются на внешний рынок – если им там выгодно торговать, они отправляют туда все объёмы, на Россию остаётся гораздо меньше. Это, на мой взгляд, – сигнал для установления экспортной цены.

Николай Кирилюк, бизнес-консультант, эксперт в сфере закупок:
– Цена выросла на все номенклатурные позиции – от арматуры и швеллера до кровли и кабелей, на всё, где задействован металл. Причин, как я вижу, несколько, но все вместе они дали небывалый рост ценника, поэтому начинает «трясти» не только рынок металла, но и строительную сферу, любой другой бизнес, нацеленный на развитие.

Причина первая. Увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых в 3,5 раза. Вслед за этим увеличилась себестоимость и у металлургов, они подняли цену, чтобы не потерять рентабельность. Вслед за ними подняли ценник и те, кто занимается переработкой вторсырья. Цепная реакция.

Причина вторая. Законы экономики во всей красе: чем выгодней экспорт из страны, тем выше цены на её внутреннем рынке. Курс доллара в России выгоден, а значит, производитель начинает поставлять на экспорт полуфабрикат (заготовку), так как себестоимость ниже, срок производства меньше, цена продажи за счёт разницы курсов валют – привлекательнее, тем самым создаётся реальный дефицит.

Причина третья. Можно предположить, что искусственно созданный дефицит поддерживается как производителями, так и крупными торговыми компаниями по договорённости – держать определённую ценовую политику. Почему? Потому что очень сложно будет выжить поодиночке.

Как следствие сказанного – цены на металл будут расти, а к концу года по традиции дополнительно поднимутся, как это происходит каждый год. ФАС уже начала массовые проверки крупных строительных организаций и производителей основных строительных материалов. Вряд ли это поможет, но, как минимум, даст информацию правительству для возможной жёсткой регулировки ценообразования в этой сфере.

Евгений Васеев, управляющий партнёр проп-трейдинговой компании «Ватага» (специализация – внутридневная торговля, Москва):
– Ощутимый рост стоимости металлов на рынке вылился в проблемы для компаний реального сектора экономики, чего не скажешь о металлургах, которые, по сути, стали зарабатывать годовую прибыль за квартал.

Металл активно продаётся за валюту, и это подстёгивает экспорт. Связано это с рядом факторов. На биржевой рынок хлынул спекулятивный капитал. За 2020 год эмиссия денежных средств для борьбы с последствиями пандемии существенно выросла в США, 15–17% ВВП. В России – 9–10%. Сыграла роль мягкая денежно-кредитная политика по поддержке предприятий и населения. А также транши властей США – сначала помощь от Трампа, а затем астрономический триллион Байдена как часть «американского плана спасения».

Дало знать о себе и улучшение настроений сначала на фондовых рынках, а потом и на рынках товаров. Отложенный товарный спрос стал возвращаться. Причём возникло целое нашествие «хомяков» на биржу – простых граждан. Всё это образовало огромный спекулятивный биржевой капитал. Соответственно, участники рынка начали скупать огромное количество сначала известных акций, а затем и то, что можно было приобрести по приемлемой цене. В итоге – подорожало почти всё.

Ещё один фактор – это, безусловно, последствия пандемии. Многие предприятия прекратили работу, когда же рынок ожил, прочувствовался дефицит. Это начало поднимать цену вверх. Не стоит сбрасывать со счетов и логистические проблемы. Во многих странах скопилось слишком много контейнеров с товаром. За хранение нужно платить, и цены, понятно, поползли. Все эти моменты хорошо взбудоражили рынок, привели к тому, что мы видим сейчас.

Сыдып Бальдруев, историк, аспирант РАНХиГС при президенте РФ:
– Рост цен на сырьё для металлургии, вероятнее всего, – часть общемирового тренда, его называют новым «суперциклом» в экономике, который сменил паузу в деловом сегменте и производствах из-за пандемии.

Предприятия, участвующие в производственной цепочке, серьёзно пострадали от разогрева ценников на металл. К примеру, строители. По идее, благодаря программе льготного ипотечного кредитования они должны были неплохо заработать, однако оказались в обратной ситуации, если и не работают в минус, то уж точно не набирают весомый «жирок». И они тоже вынуждены повышать стоимость реализации «квадратов». Соответственно, остальные секторы, привязанные к стоимости металла, тоже попали в настоящий капкан.

Сейчас после введённых экспортных пошлин часть металла, конечно, пойдёт на внутренний рынок. Металлурги в любом случае заработают свои деньги, учитывая колоссальный спрос, а реальный сектор избежит дефицита, это хорошо, если не принимать во внимание тот факт, что уже заплатил за ситуацию сполна.

Максим Лазовский, владелец строительной компании «Дом Лазовского» (специализация – проектирование, строительство, Москва):
– Причины роста цен на металл комплексные. И искать их нужно в начале 2020 года, может быть, даже раньше. Сейчас мы видим апогей длительного процесса.

Во-первых, у нас произошёл взрыв активности в строительной отрасли. Льготные программы кредитования, планы по вводу жилья в эксплуатацию – вначале всё это коснулось многоэтажного сегмента. Пандемия внесла свои коррективы. На авансцену вышел продукт ИЖС. Люди оценили простор и удобство собственного дома. Появились льготные программы для покупателей, субсидирование низкомаржинальных проектов. Спрос заставил предложение активизироваться, и настал дефицит ресурсов.

Строительная отрасль оказалась не готова к таким объёмам. А ещё более она оказалась не готова к потере экспортных поставок. Ведь мы поставляем не готовую продукцию из металла, которая стоит дороже, а первичное сырьё. Вся маржинальность от готовой продукции перетекает к покупателю за рубежом.

Что ещё? Общая геополитическая ситуация, санкции и проблемы соседней страны, где отрасль металлопроката была традиционно сильна. Результат – цены устремились вверх. К этому добавились и другие проблемы стройиндустрии. Отсутствие рабочей силы, сложная ситуация с древесиной – снежный ком нарастал быстрее ипотечного пузыря.

Следствие – планомерный рост цен на изделия.

Мы строим дома из газобетона, доля металла в нём составляет до 40%. Естественно, подняли цены, как и другие девелоперы. Ряд клиентов попросил остановить строительство до стабилизации, другие согласились на пересмотр смет и договоров. Проблема в том, что металл задействован не только в строительной сфере, но и в ряде других, ключевых для нашей страны. Именно поэтому государство рассматривает варианты внешней регуляции – пошлины и ограничения цен.

Главное следствие, вернее урок, который нам следует вынести, – необходимо формирование полного ресурсообеспечения предприятий за счёт внутренней продукции. Задача сложная и долгосрочная, но, в отличие от ограничительных пошлин и потолков цен, она будет иметь позитивный эффект для всей экономики в целом.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).