Журнал «Деловая репутация» продолжает собирать комментарии и лайфхаки от предпринимательского сообщества Ижевска про жизнь местного бизнеса в новых кризисных условиях в экономике, вызванных мерами по противодействию коронавирусной инфекции. Как бизнес внедряет формы взаимной поддержки, что он сделал чтобы минимизировать свои потери, что запустил нового в своем бизнесе читайте в нашем очередном материале.

Гумиров Роман Наилевич, директор салона «ГураДекор», Ижевск:
— В нашем ассортименте очень сложный товар — декоративная штукатурка, его сложно продать даже в офлайн. В качестве рекламы раньше использовали Яндекс.Директ, но сейчас в целях экономии остановились на группах ВК и Инстаграм. Во-первых, это дешевле, во-вторых, сегодня люди в основном сидят в соцсетях. Реклама в ВК работает лучше, чем раньше. Авито, кстати, копеечная реклама, но работать начала тоже.

Начали консультировать клиентов в режиме онлайн (думаю, что продолжим это направление и после окончания самоизоляции), буквально по фото определяем состояние стен, требуемую подготовку. По плану квартиры считаем квадратные метры, снимаем видеоролики, чтобы дать возможность клиенту выбрать образец и цвет. Для удаленных оплат заказов к сайту подключили форму оплаты Яндекс.Касса, это очень быстро. Быстрее чем Сбербанк, например.

Появился очевидный запрос на мастер-классы: люди готовы наносить штукатурку самостоятельно. Для таких мы снимаем персональное видео по нанесению, действует свой канал на Youtube.

Так же мы договариваемся о доставке с каждым индивидуально, кому-то нужно чтобы привезли на дом или объект, тогда доставка платная. Кто-то хочет сэкономить, тогда товар клиент забирает сам, либо мы передаем, если проезжаем мимо.

Сложности сегодняшнего дня, возможно, сделают нас сильнее. Кто-то из конкурентов сойдет с пути (возможно, и мы). Как пойдет. Сегодня активно стали развиваться группы предпринимателей, нацеленные на общение и помощь друг другу, например, группа «Бизнес бизнесу». Помогает или нет? Наверно, да. По крайней мере люди там общаются.

А из группы Предприниматели Удмуртии мы вышли, там одна демагогия. Никакого толку.

Мария Маева, директор репетиторского центра «Планета знаний»:
—  У меня репетиторский центр.  Я считаю, что во время самоизоляции появилось много плюсов для нашего бизнеса, несмотря на то, что в этот период нам и пришлось понизить цены. Мы давно работаем с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами-миллионниками в формате онлайн-занятий по видеосвязи. Но в Ижевске скептически относились к урокам такого плана, несмотря на то, что онлайн-лекции, кроме прочего, сокращают затраты на транспорт и снижают риск заболеваемости ОРВИ. Зато, когда появилась необходимость самоизолироваться, и многие школы перешли на дистанционное обучение, поступил просто шквал звонков и запросов на онлайн-лекции. На уроках по видеосвязи мы точно также как в школе разбираем темы и отрабатываем все задания по ним, пишем диктанты и контрольные.

Рекомендую всем переходить в онлайн и осваивать новые форматы работы. Наша задача сейчас — получить бо’льший охват клиентов и начать работать с жителями других городов Удмуртии. Многих сейчас беспокоит сдача ЕГЭ и ОГЭ, поскольку дети пока не ходят в школу. Мы уже даём им дополнительную подготовку к этим экзаменам. И уже думаем о спортивных занятиях по видеосвязи, вот новое направление для развития в новых вынужденных условиях.

Андрей Коченов, руководитель цветочной сети «ЦВЕТОБАЗА»:
— Бизнес нельзя поставить «на стоп», а потом ждать, чтобы по сигналу он вновь быстро запустился, а экономика от этого ничего не потеряла. Лично мой бизнес в первый же день запрета на продажи ушёл в финансовый минус на уровне 85 %. В последующем цифра доходила до 90 %. Можно было опустить руки. Но я сделал иначе – начал быстро искать выход.

У нас уже действовал онлайн-магазин, и довольно сильный, но 10 % продаж, которые на него приходились, было, безусловно, недостаточно. Одновременно я понимал, что и другие предприниматели оказались в аналогичном положении. Уже не говоря о тех, кто не имел своих онлайн-магазинов. Чтобы повысить продажи онлайн и параллельно помочь коллегам по бизнесу в реализации своих товаров и услуг, я решил создать канал коммуникаций – чат в Viber под названием «Бизнес Бизнесу» (некоторые его просто называют «ББ»). Собственно, это название себя полностью оправдало, если не больше. Но об этом – чуть позже.

Смысл «чатовой идеи» состоял в следующем. Было понятно, что тот бизнес, который работал офлайн, после запрета на деятельность не мог быстро сориентироваться и понять, как перейти в онлайн, где искать клиентов на этой новой платформе. Как оказалось, у многих фирм не было даже сайтов, соцсетей, никаких инструментов онлайн-продвижения. И получилось так: работать нельзя, прежнего дохода нет, а зарплату, налоги, аренду платить нужно. Словом, или закрываться, или работать, входя в онлайн. Но как?

Именно для этого я и создал чат предпринимателей. Здесь можно заявить о себе, рассказать о компании, товарах, услугах, а главное – быстро найти клиентов, продолжать работать, не останавливаться, получать прибыль. Это хорошая возможность мобильно вести диалог. Сказать всем, что ты есть, что ты работаешь, готов предлагать свои услуги.

Информацию о чате я разослал большому числу людей. И в первые же два-три дня к нему подключилось более 500 предпринимателей.

Один пример того, как это работает. В чате пишут: «Коллеги, нужны срочно 100 масок, кто может сшить?» Благодаря этому сообщению те, кто перепрофилировался и сегодня занялся пошивом масок, получает своего клиента. Здесь и сейчас.

Если благодаря чату хотя бы один руководитель фирмы сможет на первое время найти средства для покрытия обязательств, если он не уйдёт с рынка, я буду считать, что всё было не зря. Что миссия была не напрасной.

Параллельно с этим мы формировали список предпринимателей, готовых перейти на онлайн-режим, дистанционную работу, доставку товаров (или кто уже это делает). Занялись рассылкой списка, его анонсированием и продвижением. Надеемся, что это тоже должно помочь компаниям не погибнуть, найти своих клиентов, пережить непростой период, уйдя в сферу онлайн.

Когда кризис начался, многие руководители фирм восприняли это излишне эмоционально. И я это понимаю: да, сложно, да, перспективы слишком размыты. Но в то же время нельзя ничего не делать и просто ждать закрытия компании, ИП. Лучше умереть в бою, чем сдаться. Нужно оставаться на передовой. Вообще, кризис – проверка для каждого. Или ты, бездействуя, «застреваешь» в нём, и он тебя поглощает. Или, продолжая бороться, проходишь испытания и выходишь из ситуации более опытным и сильным.

При этом важно, подчеркну ещё раз, объединяться. Банально, но выражение: «Вместе мы сила» — очень верное. Пример по поводу взаимопомощи: специалисты компании ClickChat на безвозмездной основе создали сайт «Поддержка предпринимателей Ижевска». Бесплатно! Большую помощь оказывают и другие неравнодушные представители бизнеса (и тоже на добровольных началах) — Мокрякова Ольга, Вечтомова Екатерина, Медведева Валерия, Марина Горбунова. Не могу их не отметить. Всем вам огромное спасибо!

К чему я всё это говорю? Нам нужно объединяться. Помогая предпринимателям выжить, мы помогаем экономике остаться на плаву. Всё взаимосвязано. И ещё раз хочу обратиться к бизнесу: мы не должны выбирать позицию жертвы. Это деструктивный путь. Да, мы должны пойти во все инстанции, где можно получить господдержку, как сделал лично я. Но мы должны и сами что-то делать. Сегодня, как никогда, бизнес должен действовать. Предприниматель – от слова «предпринимать».

  • И да, присоединяйтесь к нашему чату «ББ»: https://invite.viber.com/?g2=AQBtfstNxqSWFUtNJfF0jFvVVhTIN8GKCYMIIgzWSe7mzBaVZ8JJAkjMlwt%2BF2O3
  • Расскажите о нашем чате другим предпринимателям, ведь сейчас кроме нас самих никто нам не поможет. Только вместе, помогая и поддерживая друг друга мы сможем пройти этот сложный путь, с наименьшими потерями. Чем больше узнаёт предпринимателей Ижевска и Удмуртии, тем лучше. Спасибо!
  • А также расскажите о нашем сайте «Поддержка предпринимателей Ижевска», где можно узнать о товарах, продукции предпринимателей, приобрести их и тем самым помочь бизнесу в этот сложный период: https://clickchat.me/business_to_business/

Юлия Яковлева, собственник бизнеса, в состав которого входят магазины Intimissimi, Calzedonia, Domani, Loccitane в Ижевске и Intimissimi и Calzedonia в Екатеринбурге:
— С приходом самоизоляции торговая деятельность нашей компании остановилась: закрылся торговый центр, в котором находятся наши магазины. С помощью доставки распространять продукцию мы не можем, так как наша деятельность ограничена договором франчайзинга. Так же наблюдается нехватка продукции, поскольку производство товара находится в Италии, где остановлена работа фабрик.

А если после окончания «нерабочих дней» в ближайшее время не восстановится авиасообщение между странами, то мы имеем риски низких продаж. Это связано с тем, что основной ассортимент на весенне-летний период — это купальники, а у людей просто не будет возможности летать заграницу в отпуск.

Сейчас мы занимаемся теми задачами, которые откладывали «в долгий ящик»: проводим диджитализацию внутренних процессов в компании, запускаем обучающие программы в он-Лайн.

В бизнесе я почти 10 лет, за это время наработан огромный опыт коучинга и сейчас мы направили все силы на разработку инфопродуктов по командообразованию, найму персонала, продажам, по удалённому управлению компанией и планируем запускать это в интернет пространстве. Очень важно, чтобы сейчас все сотрудники развивались и находили в себе дополнительные компетенции. Каждый день мы обучаем работников новым навыкам, которые нам необходимы в работе над новыми проектами!

В целом, идёт перестройка всех рабочих механизмов под сложившуюся ситуацию в мире. Но благодаря тому, что я уже 3 года управляю компанией на расстоянии, многие процессы были систематизированы ранее. И так как со мной работает самоотверженная команда, которая на отлично выполняет все операционные задачи, у меня как у владельца бизнеса есть возможность работать над более стратегическими задачами и проектами, которые в будущем станут новыми источниками дохода для меня и моей компании.

Сейчас мы оказываем посильную микроподдержку бизнесу: проводим прямые эфиры в социальных сетях с удмуртскими предпринимателями, где делимся опытом и идеями, как минимизировать последствия кризиса. Этой актуально темой мы привлекаем интересующуюся аудиторию к теме внутренних процессов бизнеса и построения эффективной команды.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).