Взаимодействие российских компаний с контрагентами из недружественных стран напоминает «бизнес с оглядкой». При работе с иностранными резидентами необходимо учитывать новые требования. Как вести диалог в сегодняшних условиях, насколько высоки барьеры для участников ВЭД – ситуацию для журнала «Деловая Репутация» прокомментировал торговый представитель РФ в Республике Сингапур (до своего назначения в ноябре 2020 года первый вице-премьер правительства Удмуртии) Александр Свинин.

Включать информационный фильтр

В сегодняшних условиях компаниям особенно опасно быть жертвой раскрученной информационной воронки. Если не бегло пролистывать новостную ленту, а грамотно подходить к текущей повестке, внимательно читать НПА, знакомиться с правительственными постановлениями, будет ясно: коллапса в отношениях между российскими компаниями и бизнесом Юго-Восточной Азии не произошло.

Нужно понимать, что вводимые ограничения по работе с иностранными компаниями касаются определённого перечня сделок. Прежде всего, связанных с приобретением ценных бумаг, предоставлением кредитов и займов в рублях, покупками каких-либо активов. Никаких прямых ограничений, касающихся торговли (то, что в первую очередь интересует российских экспортёров), нет. Именно на это надо обратить внимание. Как и на установленные дополнительные меры противодействия – реакцию на введённые санкции против России. До 31 декабря 2022 года введён запрет на вывоз за пределы РФ, ввоз на территорию России продукции и сырья по перечням, определяемым Правительством РФ. Есть ограничения на вывоз и ввоз продукции, сырья в соответствии с установленными Правительством РФ перечнями. С этими документами бизнесу нужно ознакомиться.

Ещё раз скажу: сегодня нужно быть грамотным потребителем информации. Рекомендую компаниям подписаться на телеграм-каналы отраслевых министерств и ведомств, торгпредств, в частности, на телеграм-канал Минпромторга РФ, где в оперативном режиме даются ответы на вопросы, волнующие предпринимателей, в том числе связанные с внешнеторговой деятельностью: что можно экспортировать из России, что нельзя, какие требования вводятся дополнительно, какие документы необходимы для той или иной сделки и пр.

Предприниматели, включившие информационный фильтр, использующие проверенные каналы данных, понимают: экспорт из России по большей части не ограничен, и экспортоориентированные компании продолжают деятельность.

Россия-Сингапур: интерес двусторонний

Хотя вопросы у компаний, конечно, возникают – ситуация меняется довольно быстро. Мы мобильно даём разъяснения по всем возникающим вопросам. Продолжаем работу с теми, кто только начинает смотреть в сторону рынков Восточной Азии: информируем, помогаем находить деловых партнёров. В целом интерес российских компаний к сотрудничеству с контрагентами этого региона, особенно что касается Юго-Восточной Азии, значительно вырос. Тенденция 2021 года, а он стал одним из самых результативных по экспорту из России в Сингапур за всё последнее время, сохраняется. В прошлом году  экспорт России составил 1,67 млрд долларов, вырос на 45,1%. Несырьевой экспорт – более 188 млн долларов США, и это рекорд с 2017 года.

Сейчас мы видим наращивание динамики: компании понимают, что в сложившихся условиях надо искать новые возможности роста. Российский бизнес быстро реагирует на изменения, проявляет гибкость, высокую скорость адаптации к меняющейся реальности.

Настроение сингапурских компаний в отношении диалога с российскими – позитивное. Интерес, безусловно, есть. Большинство санкций Сингапура сегодня не могут кардинально повлиять на текущую работу с российскими компаниями, они, в первую очередь, связаны с ограничением экспорта вооружения, товаров двойного назначения.

В нашем телеграм-канале регулярно публикуем сообщения бизнеса Сингапура о готовности работать с рынком РФ.

Контрагент «хлопнул дверью» это тоже решаемо

Если у компаний возникают проблемы с контрагентами из «недружественных» стран, нужно действовать чётко. Обратиться в соответствующее Торговое представительство, одна из ключевых функций которого – защита законных интересов бизнеса. Торговый представитель имеет целый ряд инструментов и рычагов, в том числе дипломатического характера, для урегулирования вопросов. И предпримет соответствующие шаги, чтобы помочь компании.

Даже если возникла ситуация, при которой партнёр отказывается выполнять обязательства по уже заключенным контрактам, пытается «уйти по-английски», это решаемо. Здесь нужно подключать инструменты юридического характера, судебного делопроизводства и пр.  

Опытные российские экспортёры и импортёры применяют в работе механизмы страхования, большинство совершаемых сделок застрахованы. Начинающим предпринимателям рекомендую идти по такому же пути: провести ревизию сделок, в дальнейшем применять механизм для защиты своих интересов.

Мир изменился. И компании тоже должны быстро перестраиваться. Сегодня быть гибкими, информационно и медийно грамотными – особое конкурентное преимущество.